ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 29 января 2014 г. N АКПИ13-1156

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю.,

при секретаре С.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению А. об оспаривании абзаца третьего пункта 118 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, и второго предложения пункта 5 Методических рекомендаций по заполнению примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 19 сентября 2011 г. N 454,

установил:

постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, опубликованным в "Российской газете" 1 июня 2011 г., утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила), которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.

В силу пункта 118 Правил, находящегося в разделе XI "Приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг", под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 3 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения (абзац первый). В случае если потребитель полностью не оплачивает все виды предоставляемых исполнителем потребителю коммунальных услуг, то исполнитель рассчитывает задолженность потребителя по каждому виду коммунальной услуги в отдельности (абзац второй). В случае если потребитель частично оплачивает предоставляемые исполнителем коммунальные услуги и услуги по содержанию и ремонту жилого помещения, то исполнитель делит полученную от потребителя плату между всеми указанными в платежном документе видами коммунальных услуг и платой за содержание и ремонт жилого помещения пропорционально размеру каждой платы, указанной в платежном документе. В этом случае исполнитель рассчитывает задолженность потребителя по каждому виду коммунальной услуги исходя из частично неоплаченной суммы (абзац третий).

Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 19 сентября 2011 г. N 454 утверждены примерная форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг согласно приложению N 1 и Методические рекомендации по заполнению примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг (далее - Методические рекомендации) согласно приложению N 2. Нормативный акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 16 ноября 2011 г., регистрационный номер 22321, и опубликован в "Российской газете" 5 декабря 2011 г.

В соответствии с пунктом 5 Методических рекомендаций для оплаты потребителем услуг в суммах, не соответствующих указанным в платежном документе за расчетный период, в том числе для осуществления авансовых платежей и частичной оплаты без нарушения установленного срока внесения платы за коммунальные услуги согласно подпунктам "в" и "г" пункта 65 Правил, рекомендуется выдавать потребителю незаполненный платежный документ, не содержащий расчет размера платы по каждому виду услуг, сумму к оплате, указание на расчетный период. При этом потребителю не рекомендуется вносить в платежный документ произвольные суммы за услуги по его усмотрению.

А., являющийся собственником жилого помещения в многоквартирном доме и имеющий, как следует из заявления, задолженность перед управляющей компанией за коммунальные услуги в сумме более 80000 руб., обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором просит признать недействующими абзац третий пункта 118 Правил, а также второе предложение пункта 5 Методических рекомендаций в части, ограничивающей внесение в платежный документ сумм за услуги по усмотрению потребителя. В заявлении указано, что абзац третий пункта 118 Правил противоречит пункту 2 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункту 2 статьи 1, статье 22 Гражданского кодекса Российской Федерации и лишает гражданина, частично оплачивающего задолженность за услуги ЖКХ, права по своему усмотрению определять ту услугу, погашение задолженности по которой является для него первоочередным и приоритетным. Пропорциональное распределение оплаты за услуги ЖКХ увеличивает период погашения задолженности за эти услуги, а также ставит потребителей, заключивших договор управления многоквартирным домом с управляющей компанией, в неравное положение с гражданами, вступившими в договорные отношения непосредственно с ресурсоснабжающей организацией, на которых действие данной нормы не распространяется. Второе предложение пункта 5 Методических рекомендаций носит ограничивающий характер, так как не позволяет потребителю оплачивать конкретную коммунальную услугу по своей воле и своему усмотрению.

Заявитель в судебное заседание, о времени и месте которого извещен надлежащим образом, не явился.

Представитель Правительства Российской Федерации Д., представляющая также интересы Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, представитель Министерства регионального развития Российской Федерации Б., представитель Министерства юстиции Российской Федерации К. требования А. не признали, ссылаясь на то, что оспариваемые положения Правил и Методических рекомендаций действующему законодательству не противоречат и права заявителя не нарушают.

Заслушав объяснения представителей заинтересованных лиц, изучив материалы дела и выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей отказать заявителю в удовлетворении его требований, суд находит заявление А. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Часть 4 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусматривает, что Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, к которым в том числе относятся отношения по поводу внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, на основании и во исполнение Кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 153, частью 2 статьи 154 Кодекса граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Указанная плата для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.

Согласно частям 1, 2 статьи 155 Кодекса плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив). Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.

В силу части 1 статьи 157 Кодекса размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Таким образом, из приведенных законоположений следует, что Правительство Российской Федерации имело полномочия на утверждение оспариваемого нормативного правового акта, определяющего, в частности, правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах.

Довод заявителя о противоречии абзаца третьего пункта 118 Правил части 2 статьи 1 Кодекса о том, что граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, ошибочен, поскольку своевременное и полное внесение платы за коммунальные услуги квалифицируется Кодексом как обязанность граждан, а не принадлежащее им право.

Согласно пункту 1 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Статья 309 ГК РФ предусматривает, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Статья 311 ГК РФ закрепляет право кредитора не принимать исполнения обязательства по частям, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами, условиями обязательства и не вытекает из обычаев делового оборота или существа обязательства. При этом исходя из содержания пункта 6 статьи 3 ГК РФ под иными правовыми актами понимаются указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации.

Следовательно, оспариваемое предписание Правил, устанавливающее при частичной оплате потребителем коммунальных услуг и услуг по содержанию и ремонту жилого помещения пропорциональное распределение исполнителем полученной от потребителя платы между всеми указанными в платежном документе видами коммунальных услуг и платой за содержание и ремонт жилого помещения, согласуется с приведенными нормами ГК РФ. Аналогичное предписание содержит и подпункт "а" пункта 5 требований к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 г. N 253, предусматривающий, что размер платежа исполнителя, причитающегося к перечислению в пользу ресурсоснабжающей организации, поставляющей конкретный вид ресурса, в общем размере платежей потребителя при осуществлении потребителем оплаты по платежному документу не в полном размере определяется в размере, пропорциональном размеру платы за конкретную коммунальную услугу в общем размере указанных в платежном документе платежей за работы и услуги, выполненные (предоставленные) за данный расчетный период.

Полномочие Правительства Российской Федерации на издание правил, обязательных для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.), закреплено также в пункте 4 статьи 426 ГК РФ.

С учетом изложенного нет оснований полагать, что Правила в оспариваемой части противоречат пункту 2 статьи 1 и статье 22 ГК РФ.

Из преамбулы приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 19 сентября 2011 г. N 454 видно, что он принят в соответствии с подпунктом "б" пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", которым Министерству регионального развития Российской Федерации было поручено в трехмесячный срок утвердить по согласованию с Федеральной службой по тарифам примерную форму платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг, а также методические рекомендации по ее заполнению. Таким образом, Методические рекомендации утверждены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в пределах имеющейся у него компетенции.

Второе предложение пункта 5 Методических рекомендаций (не рекомендующее потребителю вносить в платежный документ произвольные суммы за услуги по его усмотрению) не содержит какого-либо императивного предписания (правила поведения), обязательного для потребителя, в связи с чем не может нарушать права и законные интересы заявителя. Несоответствия Методических рекомендаций в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не имеется.

Согласно части первой статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

А. в удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его изготовления судом в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.Ю.ЗАЙЦЕВ