ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 11 мая 2012 г. N АКПИ12-614

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,

при секретаре К.И.В.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Н. о признании частично недействующим подпункта 8 пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 31 декабря 2003 г. N 1545 "О внесении изменений в Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 1325",

установил:

Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2003 г. N 1545 внесены изменения в Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации (далее - Положение), утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 1325. Указ опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 5 января 2004 г., N 1, статья 16, "Российской газете" - 13 января 2004 г.

Подпунктом 8 пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 31 декабря 2003 г. N 1545 подпункт "а" пункта 14 Положения изложен в новой редакции, согласно которой иностранные граждане и лица без гражданства, указанные в пункте 13 Положения, проживающие на территории Российской Федерации, при приобретении гражданства Российской Федерации на основании пункта "а" части первой статьи 14 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (далее - Закон о гражданстве) вместе с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации представляют вид на жительство.

Н. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим подпункта 8 пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 31 декабря 2003 г. N 1545 в части установления в подпункте "а" пункта 14 Положения требования о представлении вида на жительство, ссылаясь на то, что оспариваемое положение противоречит пункту "а" части первой статьи 14 Закона о гражданстве и нарушает его право на получение гражданства в упрощенном порядке.

Заявитель в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель заявителя К.И.А. в судебном заседании поддержал заявленные требования.

Представитель Президента Российской Федерации Глебов И.Н. в своих возражениях указал на то, что вид на жительство является документом, подтверждающим постоянное проживание иностранного гражданина на территории Российской Федерации. Наличие указанного статуса обеспечивает возможность подачи заявления о приобретении российского гражданства, в частности, для категории лиц, к которой относится заявитель.

Выслушав объяснения представителя заявителя, исследовав представленные по делу доказательства, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для признания оспариваемой нормы недействующей.

В соответствии с частью 4 статьи 33 Закона о гражданстве форма заявления и перечень указываемых в заявлении сведений и необходимых документов применительно к конкретным основаниям приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации определяются положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации.

Президент Российской Федерации, реализуя предоставленные ему полномочия, Указом от 14 ноября 2002 г. N 1545 внес изменения в Положение, в том числе в пункт 14, определив в нем перечень документов, необходимых применительно к конкретным основаниям приобретения гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке.

Утверждение заявителя о незаконности подпункта "а" пункта 14 Положения в редакции Указа Президента Российской Федерации от 31 декабря 2003 г. N 1545 в части, обязывающей при приобретении гражданства Российской Федерации на основании пункта "а" части первой статьи 14 Закона о гражданстве представлять вид на жительство, лишено правовых оснований.

Закон о гражданстве (подпункт "а" пункта 1 статьи 14) предоставляет право иностранным гражданам и лицам без гражданства, имеющим хотя бы одного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации и проживающего на территории Российской Федерации, приобрести гражданство Российской Федерации не в общем, а в упрощенном порядке, без соблюдения условий, предусмотренных пунктом "а" части первой статьи 13 Закона о гражданстве, закрепляющим требование об определенном сроке непрерывного проживания на территории Российской Федерации, исчисляемом со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации, а для лиц, прибывших в Российскую Федерацию до 1 июля 2002 г. и не имеющих вида на жительство, со дня регистрации по месту жительства.

Подпункт "а" пункта 14 Положения в редакции Указа Президента Российской Федерации от 31 декабря 2003 г. N 1545 детализирует нормы Закона о гражданстве, включая в перечень документов, необходимых для приема в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, вид на жительство.

Норма о необходимости представления иностранным гражданином и лицом без гражданства, обратившимся с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации, вида на жительство как документа, подтверждающего право на постоянное проживание в Российской Федерации на законном основании, а для лица без гражданства - являющегося одновременно и документом, удостоверяющим его личность, согласуется с положениями федерального законодательства о порядке пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан (лиц без гражданства) (пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации").

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 26 января 2007 г. N 25-О, положения статей 13 и 14 Закона о гражданстве, закрепляющие требование о наличии у иностранных граждан и лиц без гражданства вида на жительство, а у иностранных граждан и лиц без гражданства, имевших гражданство СССР, прибывших в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 г. либо разрешения на временное проживание в Российской Федерации или вида на жительство, во взаимосвязи с положениями законодательства Российской Федерации о порядке пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации не могут рассматриваться как нарушающие права и свободы, гарантированные статьями 6, 17 (части 1 и 2), 19 (часть 2), 21 (часть 1), 24 (часть 2), 27 (часть 2), 37 (часть 1), 38 (часть 1), 39 (часть 1), 41 (часть 1), 45 (часть 1), 55 (часть 2) и 62 (часть 2) Конституции Российской Федерации, и как исключающие возможность при соблюдении установленного порядка приобрести гражданство Российской Федерации.

Таким образом, обязанность представить вместе с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке вида на жительство основана на нормах федерального закона, каких-либо прав и свобод заявителя не нарушает.

Довод заявителя о том, что в соответствии с пунктом "а" части первой статьи 14 Закона о гражданстве лица, иностранные граждане имеют право обратиться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения всех условий, в том числе и условия о наличии вида на жительство, является ошибочным, основанным на неправильном толковании Закона.

В соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления Н. о признании частично недействующим подпункта 8 пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 31 декабря 2003 г. N 1545 "О внесении изменений в Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 1325" отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.А.ЕМЫШЕВА