ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 21 марта 2012 г. N АКПИ12-178

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

при секретаре А.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению У. о признании частично недействующим подпункта "г" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" (далее - Постановление),

установил:

подпунктом "г" пункта 3 Постановления установлен льготный порядок (один месяц службы за полтора месяца) исчисления выслуги лет для назначения пенсий отдельным категориям граждан, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, в том числе для граждан, занятых на работах, связанных с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС и предотвращением загрязнения окружающей среды в зоне отчуждения (на территории, с которой было эвакуировано население в 1986 году), - в период с 1 января 1988 г. по 31 декабря 1990 г. (абзац двадцать четвертый).

Гражданин У. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании частично недействующим подпункта "г" пункта 3 Постановления, поскольку граждане, участвующие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, объект "Укрытие", в 1988 - 1990 годах, подпадают под действие подпункта "б" пункта 3 названного Постановления. Заявитель, являясь военнослужащим Вооруженных Сил СССР, с 11 сентября 1989 г. по 19 декабря 1989 г. принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, объект "Укрытие", а затем проходил службу в органах внутренних дел. После увольнения со службы он узнал, что его выслуга лет в календарном исчислении составила 23 года 5 месяцев 22 дня, а в льготном исчислении - 23 года 7 месяцев 11 дней. При исчислении выслуги лет период с 11 сентября 1989 г. по 19 декабря 1989 г. принят из расчета 1 месяц за полтора, с чем он не согласен, полагает, что 1 месяц должен засчитываться за три. Оспариваемые положения нормативного правового акта нарушают права граждан, в том числе военнослужащих и военнообязанных, призванных на военные сборы и принимавших участие в 1988 - 1990 годах в работах по объекту "Укрытие", из числа лиц, на которых распространяются меры социальной защиты и пенсионного обеспечения, предусмотренные Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

У. извещен о времени и месте судебного заседания, просил суд рассмотреть дело в его отсутствие.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству обороны Российской Федерации (поручение от 15 февраля 2012 г. N ВЗ-П4-842).

Представитель Правительства Российской Федерации С. возражала против удовлетворения заявленных требований и пояснила суду, что подпункт "г" пункта 3 Постановления соответствует действующему законодательству, издан в пределах полномочий Правительства Российской Федерации и не нарушает права граждан, проходивших военную службу, на пенсионное обеспечение.

Выслушав объяснения представителя Правительства Российской Федерации С., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 данного Закона, определяется Правительством Российской Федерации (часть третья статьи 18).

Во исполнение предписания законодателя Правительство Российской Федерации 22 сентября 1993 г. издало постановление N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации". Данный нормативный правовой акт опубликован в "Собрании актов Президента и Правительства Российской Федерации" 4 октября 1993 г., N 40 (действует в редакции с последующими изменениями и дополнениями).

Подпунктом "г" пункта 3 Постановления установлен льготный порядок исчисления выслуги лет для лиц, пенсионное обеспечение которых осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" из расчета один месяц службы за полтора месяца. К такой категории граждан, в частности относятся военнослужащие, принимавшие участие в работах, связанных с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС и предотвращением загрязнения окружающей среды в зоне отчуждения в период с 1 января 1988 г. по 31 декабря 1990 г. (абзац двадцать четвертый подпункта "г" пункта 3).

Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в пункте 4 части первой статьи 13 определяет такую категорию граждан, которые принимали в 1988 - 1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в эти годы к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1988 - 1990 годах службу в зоне отчуждения. Таким образом, положения абзаца двадцать четвертого подпункта "г" пункта 3 Постановления соответствуют Закону Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 - 1990 годах в работах по объекту "Укрытие" в данном подпункте оспариваемого нормативного правового акта не упомянуты и, следовательно, оспариваемые положения нормативного правового акта не могут нарушать права указанных граждан.

Перечень категорий граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, имеющих право на получение мер социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" определен в части первой статьи 13 данного Закона. Федеральным законом от 18 июня 1992 г. N 3061-1 категория граждан, указанных в пункте 3 части первой статьи 13, была расширена, в частности к ней были отнесены военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 - 1990 годах в работах по объекту "Укрытие".

Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 12 июля 2006 г. N 350-О, отнеся граждан, в том числе военнослужащих и военнообязанных, призванных на военные сборы и принимавших участие в 1988 - 1990 годах в работах по объекту "Укрытие", наряду с участниками ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения в 1986 - 1987 годах к одной категории и предоставив им один и тот же правовой статус, законодатель тем самым признал работы по объекту "Укрытие" по степени неблагоприятного воздействия на организм человека радиации равными работам, проводимым в зоне отчуждения в 1986 - 1987 годах, а граждан, выполнявших эти работы, - имеющими право на возмещение вреда здоровью в том же объеме, что и другие граждане, указанные в пункте 3 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Это фактически предопределяет и решение вопроса о предоставлении им соответствующих льгот по пенсионному обеспечению (дело по жалобам граждан Д. и М.) на нарушение их конституционных прав положениями статьи 30 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Доводы заявителя о том, что органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, неправильно применили нормы материального права, регулирующие порядок исчисления выслуги лет, и ему судебными постановлениями отказано в льготном исчислении выслуги лет для назначения пенсии из расчета один месяц службы за три месяца, не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку проверка законности и обоснованности судебных постановлений осуществляется в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве.

В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении заявления.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление У. о признании недействующим подпункта "г" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", оставить без удовлетворения, поскольку абзац двадцать четвертый подпункта "г" пункта 3 названного Постановления не предполагает, что гражданам, в том числе военнослужащим и военнообязанным, призванным на военные сборы и принимавшим участие в 1988 - 1990 годах в работах по объекту "Укрытие", выслуга лет для назначения пенсии засчитывается из расчета один месяц службы за полтора.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ