ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 20 февраля 2013 г. N АКПИ12-1630

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Петровой Т.А.,

при секретаре И.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Б. о признании частично недействующими подпункта "б" пункта 1 и пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 г. N 857 "Об особенностях применения в 2012 - 2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов",

установил:

пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 г. N 857 "Об особенностях применения в 2012 - 2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Постановление N 857) устанавливает, что Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Постановление N 354), в части определения размера платы за предоставленную коммунальную услугу по отоплению применяются в 2012 - 2014 годах с учетом одной из следующих особенностей.

Подпунктом "б" пункта 1 Постановления N 857 Правительство Российской Федерации разрешило органам государственной власти субъектов Российской Федерации до 15 сентября 2012 г. принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила N 307), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 г.

Пунктом 3 Постановления N 857 (абзац третий) утверждены прилагаемые изменения, которые вносятся в Постановление N 354, из содержания пункта 1 этих изменений следует, что абзац второй пункта 6 Постановления N 354 излагается в новой редакции.

Согласно новой редакции этой нормы признается утратившим силу со дня вступления в силу Правил N 354 постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", за исключением пунктов 15 - 28 Правил N 307, утвержденных указанным постановлением (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), и пунктов 1 - 4 приложения N 2 к данным Правилам (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), которые утрачивают силу с 1 января 2015 г.

Б. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором просит признать недействующими подпункт "б" пункта 1 и абзац третий пункта 3 Постановления N 857 в той части, в которой они сохраняют возможность применения с 1 сентября 2012 г. подпункта "б" пункта 21 Правил N 307 и подпункта 2 пункта 2 приложения N 2 к данным Правилам и допускают таким образом определение размера платы за отопление в многоквартирных домах, оборудованных общедомовыми приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета на основании расчетного метода, предполагающего ежегодную (один раз в год) корректировку размера этой платы.

Считает, что оспариваемые в части нормы лишают заявителя права на ежемесячный расчет платы за отопление исходя из фактически потребленного количества энергетического ресурса за месяц и не соответствуют части 1 статьи 155 и части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". По мнению заявителя, в нарушение пункта 2 статьи 1 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" Правительство Российской Федерации делегировало субъектам Российской Федерации полномочия по решению вопроса о применении Правил N 307 либо Правил N 354 в части, определяющей порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению.

Министерство регионального развития Российской Федерации (далее -Минрегион России), уполномоченное представлять интересы Правительства Российской Федерации - заинтересованного лица по делу, в письменных возражениях на заявление указало, что оспариваемые в части нормы носят отсылочный характер, не противоречат действующему федеральному законодательству, не нарушают права и законные интересы заявителя, доводы которого фактически сводятся к несогласию с порядком расчета платы за коммунальную услугу, установленным подпунктом "б" пункта 21 Правил N 307 и формулой N 7 в подпункте 2 пункта 2 приложения N 2 к этим Правилам.

Обсудив доводы Б., выслушав возражения представителя заинтересованного лица, исследовав представленные доказательства, оценив нормативный правовой акт в оспариваемой части на его соответствие федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации считает, что требования заявителя удовлетворению не подлежат.

Жилищное законодательство в Российской Федерации состоит из Жилищного кодекса Российской Федерации, принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (часть 2 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации). Правительство Российской Федерации, согласно частям 4 и 5 статьи 5 этого Кодекса, вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение данного Кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации.

Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений уточняет статья 12 Жилищного кодекса Российской Федерации, в силу пункта 16 которой установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 157 названного Кодекса размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Приведенные законоположения закрепляют содержание подлежащих реализации Правительством Российской Федерации полномочий на основании собственного решения и выражаются в том числе в определении порядка расчета размера платы за коммунальную услугу.

Во исполнение указанных норм Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации утвердило Правила N 354 и установило в оспариваемом в части Постановлении N 857, опубликованном в "Российской газете" 31 августа 2012 г., особенности их применения в 2012 - 2014 годах. Оспариваемыми в части предписаниями органам власти субъектов Российской Федерации разрешено до 15 сентября 2012 г. принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета, предусмотренного прежними Правилами N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 г., в связи с чем в Постановление N 354 внесены соответствующие изменения.

В силу статьи 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской обязано обеспечивать реализацию положений Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе издавать постановления, обязательные к исполнению в Российской Федерации всеми, включая органы государственной власти субъектов Российской Федерации, на условиях и в порядке, предусмотренном действующими нормативными актами.

Согласно пункту 9 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень вопросов, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, не является исчерпывающим.

Следовательно, осуществление органами власти субъектов Российской Федерации полномочия по выбору установленного нормативными актами Правительства Российской Федерации порядка расчета не приводит к нарушению приведенных норм Жилищного кодекса Российской Федерации, и в частности его части 1 статьи 157, на которую ссылается заявитель. Такое правовое регулирование не является делегированием полномочий по изданию нормативного правового акта, определяющего порядок расчета платы за коммунальную услугу, поскольку содержательная регламентация данных отношений осуществлена непосредственно высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации.

С учетом изложенного необоснованно утверждение Б. о противоречии оспариваемых положений пункту 2 статьи 1 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", согласно которому Правительство Российской Федерации не вправе поручать федеральным органам исполнительной власти принимать акты, содержащие нормы о защите прав потребителей.

Лишена правовых оснований и его ссылка на статью 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, регулирующую отношения по внесению платы за коммунальные услуги, а также часть 2 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", определяющую применение приборов учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы.

Оспариваемые в части нормативные положения непосредственно не определяют порядок расчета платы и учета используемых энергетических ресурсов и являются по своему характеру отсылочными нормами, применяемыми в системной связи с иными положениями оспариваемого Постановления N 857, а также Правил N 354 и N 307, в частности с подпунктом "б" пункта 21 Правил N 307 и подпунктами 2 и 3 пункта 2 приложения N 2 к этим Правилам, закрепляющими порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах, оборудованных общедомовыми приборами учета, и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета, которые Б. не оспариваются.

Следовательно, сами по себе оспариваемые положения не могут нарушать права заявителя в указанном им аспекте.

Следует также учитывать, что вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 12 января 2011 г. по гражданскому делу N ГКПИ10-1499 подтверждена законность подпункта 3 пункта 2 приложения N 2 к Правилам N 307, предусматривающего корректировку платы за коммунальную услугу по отоплению. Согласно правовой позиции, выраженной в данном решении, при корректировке размера платы учитываются коммунальные услуги, фактически поставленные в многоквартирный дом согласно приборам учета, как это и предусмотрено статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.

С учетом изложенного доводы Б. о том, что подпункт "б" пункта 1 и абзац третий пункта 3 Постановления N 857 лишают его права на ежемесячный расчет платы за отопление исходя из фактически потребленного количества энергетического ресурса за месяц, обязывают осуществлять коммерческое кредитование ресурсоснабжающих организаций (статья 823 Гражданского кодекса Российской Федерации) и влияют на уровень защиты прав потребителей, не основаны на содержании этих норм.

Таким образом, оспариваемые нормативные предписания действующему законодательству не противоречат, прав, свобод и законных интересов заявителя не нарушают.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления Б. о признании частично недействующими подпункта "б" пункта 1 и пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 г. N 857 "Об особенностях применения в 2012 - 2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Т.А.ПЕТРОВА