ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 12 февраля 2013 г. N АКПИ12-1594

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю.,

при секретаре С.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению В.С. об оспаривании абзацев второго, третьего пункта 1.9 Инструкции о составлении, уточнении и использовании списков избирателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и на выборах Президента Российской Федерации, утвержденной постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 14 июля 2011 г. N 20/216-6,

установил:

пункт 1.9 Инструкции о составлении, уточнении и использовании списков избирателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и на выборах Президента Российской Федерации, утвержденной постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 14 июля 2011 г. N 20/216-6 (далее - Инструкция), содержит определения терминов и понятий, применяемых для целей Инструкции. В.С. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими абзацев второго и третьего пункта 1.9 Инструкции, которыми предусмотрено, что местом жительства признается жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, по адресу которого гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее - органы регистрационного учета граждан), что подтверждается отметкой в паспорте гражданина Российской Федерации (далее - паспорт); местом пребывания признается не являющееся местом жительства гражданина жилое помещение, по адресу которого гражданин зарегистрирован по месту пребывания органами регистрационного учета граждан, о чем выдано свидетельство о регистрации по месту пребывания.

Заявитель ссылается на то, что оспариваемые предписания в части указания на то, что место жительства гражданина Российской Федерации подтверждается отметкой в паспорте, а место пребывания - свидетельством о регистрации по месту пребывания, не соответствуют нормам Федеральных законов от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713. Как указывает заявитель, на основании Инструкции он неправомерно был лишен права принять участие в голосовании при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 4 декабря 2011 г. на избирательном участке N 57 Республики Марий Эл, на территории которого он имеет регистрацию по месту пребывания. Председатель участковой избирательной комиссии отказал ему во включении в списки избирателей для голосования по данному участку по мотиву отсутствия в паспорте отметки о регистрации по месту жительства. С такой позицией согласился и Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл, вынесший решение об отказе в удовлетворении его заявления об оспаривании действий председателя участковой избирательной комиссии.

В судебном заседании В.С. поддержал заявление и просил о его удовлетворении.

Представитель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации В.Д. требование заявителя не признал и просил отказать в его удовлетворении за необоснованностью, ссылаясь на то, что оспариваемые предписания Инструкции не противоречат законодательству Российской Федерации и права В.С. не нарушают.

Заслушав объяснения заявителя, представителя заинтересованного лица и изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., просившей отказать в удовлетворении заявленного требования, суд находит заявление В.С. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Закон об основных гарантиях) определены основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Понятие, аналогичное содержащемуся в абзаце втором пункта 1.9 Инструкции, закрепляет абзац третий пункта 1.6 Положения о Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации, утвержденного постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 6 ноября 1997 г. N 134/973-2. Данная норма уже являлась предметом проверки Верховного Суда Российской Федерации по гражданскому делу N ГКПИ06-1627. Вступившим в законную силу решением суда от 27 февраля 2007 г. констатировано, что приведенное в абзаце третьем пункта 1.6 названного Положения понятие "место жительства" (которое предполагает наличие у гражданина Российской Федерации соответствующей отметки в паспорте) используется для реализации целей Закона об основных гарантиях и нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит. Изложенные в этом решении выводы полностью применимы по настоящему делу.

Утверждение заявителя о незаконности сформулированного в абзаце третьем пункта 1.9 Инструкции понятия "место пребывания" в части указания на то, что место пребывания подтверждается свидетельством о регистрации гражданина по месту пребывания, является ошибочным.

В соответствии с пунктом 4 статьи 17 Закона об основных гарантиях основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума на конкретном избирательном участке, участке референдума является факт нахождения его места жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных Законом об основных гарантиях, иным законом, - факт временного пребывания гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права, права на участие в референдуме) либо наличие у гражданина открепительного удостоверения. Факт нахождения места жительства либо временного пребывания гражданина на территории определенного избирательного участка, участка референдума устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных Законом об основных гарантиях, иным законом, - другими уполномоченными на то органами, организациями и должностными лицами.

Регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации осуществляется на основании Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", статья 3 которого устанавливает, что территориальный регистрационный учет вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом (часть первая); граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации; регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации (часть вторая); правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации утверждаются Правительством Российской Федерации (часть четвертая).

Согласно пункту 12 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713, при регистрации граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, органы регистрационного учета выдают им свидетельство о регистрации по месту пребывания. По желанию гражданина это свидетельство может быть направлено органом регистрационного учета по почте нанимателю жилого помещения, указанного в заявлении о регистрации по месту пребывания.

Таким образом, предписание Инструкции о том, что для ее целей понятие "место пребывания" определяется с учетом выдачи гражданину свидетельства о регистрации по месту пребывания, согласуется с Законом об основных гарантиях, закрепляющим установление факта нахождения места временного пребывания гражданина на территории определенного избирательного участка органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Как уже отмечалось, действующее законодательство предусматривает выдачу свидетельства о регистрации по месту пребывания при регистрации граждан в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, в связи с чем отсутствует какое-либо противоречие абзаца третьего пункта 1.9 Инструкции нормам Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. При этом исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 8 декабря 2011 г. N 1794-О-О, отсутствие у совершеннолетнего гражданина регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации не означает утрату им активного избирательного права, не может служить безусловным основанием для невключения его в списки избирателей в том избирательном округе и на том избирательном участке, в границах которых он фактически проживает, и отказа в голосовании на выборах. Если гражданин по тем или иным причинам не исполнил возложенную на него обязанность регистрации по месту жительства и, как следствие, не был включен в список избирателей, он в соответствии с пунктом 16 статьи 17 Закона об основных гарантиях вправе обратиться в участковую избирательную комиссию с заявлением о включении его в список избирателей, которая в течение 24 часов, а в день голосования в течение двух часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования обязана проверить сообщенные им сведения и представленные документы, в том числе о регистрации по месту пребывания, и внести его в список избирателей либо принять решение об отклонении заявления с указанием причин такого отклонения. Решение участковой избирательной комиссии об отказе во включении в список избирателей может быть обжаловано гражданином в вышестоящую избирательную комиссию или в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу (заявление) в трехдневный срок, а за три и менее дня до дня голосования - немедленно.

Следовательно, граждане, не имеющие регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации, но проживающие на территории, где проводятся соответствующие выборы, что подтверждается наличием у них регистрации по месту пребывания, вправе участвовать в выборах в качестве избирателей. Данный вывод подтверждается и частью 10 статьи 16 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", предусматривающей, что граждане Российской Федерации, зарегистрированные по месту жительства на территории избирательного участка после представления списка избирателей для ознакомления избирателям, а также граждане, по какой-либо иной причине не включенные в список избирателей, дополнительно включаются участковой избирательной комиссией в список избирателей на основании паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а при необходимости и документов, подтверждающих нахождение места жительства (при отсутствии места жительства в пределах Российской Федерации - места пребывания) избирателя на территории данного избирательного участка.

Согласно пункту 3 статьи 25 названного Федерального закона и подпункту 3 статьи 19 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" Центральная избирательная комиссия Российской Федерации полномочна принимать нормативные правовые акты по вопросам применения данных Федеральных законов. Обладая указанной компетенцией, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации могла принять оспариваемую Инструкцию.

В силу части первой статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

В.С. в удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.Ю.ЗАЙЦЕВ