ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 31 октября 2012 г. N АКПИ12-1277

Верховный Суд Российской Федерации в составе судьи:

Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

при секретаре А.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ф.Н. о признании недействующими пунктов 11 и 13 приложения N 2 "Расчет размера платы за коммунальные услуги" к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила),

установил:

Пунктом 11 приложения N 2 к Правилам установлена формула 11 для расчета приходящегося на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объема (количества) холодной воды, предоставленного за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета холодной воды.

Пунктом 13 приложения N 2 к Правилам установлена формула 12 для расчета приходящегося на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объема (количества) горячей воды, газа, сточных бытовых вод и электрической энергии, предоставленного за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета.

Гражданка Ф.Н. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими пунктов 11 и 13 приложения N 2 к Правилам, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, если таковые имеются.

Как указывает заявитель, проживая в многоквартирном доме, она имеет индивидуальные приборы учета горячей и холодной воды. В 2011 году в доме был установлен и введен в эксплуатацию общедомовой прибор учета холодной воды. Однако фактически сохраняется ситуация, когда при установленном общедомовом приборе учета примерно в трети квартир дома не установлены индивидуальные приборы учета. Проживающие там без регистрации граждане пользуются холодной и горячей водой, но оплата за потребленные коммунальные услуги производится по нормативам потребления с учетом только зарегистрированных лиц. Допускаемый в указанных жилых помещениях расход ресурсов сверх норматива потребления признается общедомовым и распределяется на заявителя в доле, равной доле площади, занимаемой принадлежащим ей жилым помещением в общей жилой площади многоквартирного дома. Таким образом, до установки во всех жилых помещениях многоквартирного дома индивидуальных приборов учета имеет место ситуация, при которой она вынуждена оплачивать дополнительные ресурсы, которые не потребляла, что нарушает ее права.

В суде представитель Ф.Н. по доверенности Ф.Д. поддержал заявленные требования и пояснил, что поскольку требования части 5 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" об установке в каждой квартире многоквартирного дома индивидуальных приборов учета используемой воды не выполнены, в формулы определения объема (количества) холодной воды и горячей воды, предоставленного за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме и приходящегося на i-е жилое помещение, неправильно включены показатели объемов коммунального ресурса в жилом помещении, не оснащенном индивидуальным прибором учета.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству регионального развития Российской Федерации (поручение от 19 сентября 2012 г. N ВС-П9-5518).

Представитель Правительства Российской Федерации Р. возражал против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах компетенции Правительства Российской Федерации и не нарушают прав граждан.

Выслушав объяснения представителя Ф.Н. по доверенности Ф.Д., представителя Правительства Российской Федерации Р., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, которым утверждены Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, принято Правительством Российской Федерации во исполнение этого предписания.

Нормативный правовой акт опубликован в "Российской газете" от 1 июня 2011 г., Собрании законодательства Российской Федерации N 22, 30 мая 2011 г.

Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, а также регламентируют иные вопросы.

Раздел III приложения N 2 к Правилам устанавливает расчет размера платы за коммунальную услугу, предоставленную за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме. Объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащей каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11 и 13 приложения N 2 к Правилам.

Так, согласно формуле 11 из объема (количества) холодной воды, потребленного за расчетный период в многоквартирном доме, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета холодной воды, вычитаются: объемы (количество) холодной воды, потребленной за расчетный период в u-м нежилом помещении, объемы (количество) холодной воды, потребленные за расчетный период в v-м жилом помещении (квартире), не оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета; объемы (количество) холодной воды, потребленные за расчетный период в w-м жилом помещении (квартире), оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, объемы (количество) горячей воды (в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения)). Полученные объемы холодной воды умножаются на соотношение между общей площадью i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме и общей площадью всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме (пункт 11 приложения N 2 к Правилам).

Согласно формуле 12 из объема (количества) коммунального ресурса (горячей воды, газа, сточных бытовых вод и электрической энергии), потребленного за расчетный период в многоквартирном доме, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета вычитаются объемы (количество) коммунального ресурса, потребленного за расчетный период в u-м нежилом помещении, объемы (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в v-м жилом помещении (квартире), не оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, объемы (количество) коммунального ресурса, потребленного за расчетный период в w-м жилом помещении (квартире), оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета коммунального ресурса, определенный по показаниям такого прибора учета, объем соответствующего вида коммунального ресурса (электрическая энергия, газ), использованный за расчетный период исполнителем при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения). Полученные объемы (количество) горячей воды, газа, сточных бытовых вод и электрической энергии умножаются на соотношение между общей площадью i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме и общей площадью всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме (пункт 13 приложения N 2 к Правилам).

Такое правовое регулирование осуществлено в рамках полномочий Правительства Российской Федерации в сфере предоставления коммунальных услуг гражданам, с учетом характера данного регулирования, направленного на конкретизацию норм Жилищного кодекса Российской Федерации на основе экономической и учетно-организационной целесообразности. Если часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации закрепляет общие принципы определения объема потребляемых коммунальных услуг для исчисления размера платы за них, то определение порядка расчета размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета, а также при их отсутствии законодателем возложены на Правительство Российской Федерации.

Размер платы за коммунальные услуги в соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Таким образом, при отсутствии приборов учета жилищным законодательством предусмотрены нормативы потребления коммунальных услуг, которые должны применяться при расчете платы за коммунальную услугу.

Следовательно, использование в формуле 11 показателя объема (количества) холодной воды, потребленного за расчетный период в v-м жилом помещении (квартире), не оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, а в формуле 12 показателя объема (количества) коммунального ресурса, потребленного за расчетный период в v-м жилом помещении (квартире), не оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, не противоречит действующему законодательству. Доводы заявителя о проживании в многоквартирном доме не зарегистрированных по месту жительства лиц, которые пользуются коммунальными услугами, не свидетельствуют о незаконности оспариваемых положений нормативного правового акта.

Согласно части 1 статьи 36 и статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, принадлежат собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности, а расходы на содержание и ремонт указанного имущества несут собственники помещений в многоквартирном доме.

Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения (часть 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Формулы, содержащиеся в пунктах 11 и 13 приложения N 2 к Правилам, отражают обязанности собственника по содержанию принадлежащего ему имущества, закрепленные в жилищном и гражданском законодательстве. Согласно указанным формулам собственники жилых помещений в многоквартирном доме оплачивают объем коммунальных ресурсов, предоставляемых на общедомовые нужды пропорционально площади принадлежащих им помещений от общей площади многоквартирного дома.

Ссылка заявителя на Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" необоснованна. Указанный Федеральный закон регулирует отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, его целью является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а не определение размера платы за коммунальные услуги и порядок ее расчета, он не запрещает Правительству Российской Федерации осуществлять правовое регулирование в сфере предоставления коммунальных услуг гражданам до установки в каждой квартире многоквартирного дома индивидуальных приборов учета используемой воды.

В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемые положения нормативного правового акта не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление Ф.Н. о признании недействующими пунктов 11 и 13 приложения N 2 "Расчет размера платы за коммунальные услуги" к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ