ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 7 ноября 2012 г. N АКПИ12-1246

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Петровой Т.А.,

при секретаре И.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ч. о признании частично недействующими пунктов 18, 19 формы N 070/у-04 "Справка для получения путевки" (приложение N 2), утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. N 256,

установил:

пункт 18 "Предпочтительное место лечения" формы N 070/у-04 "Справка для получения путевки" (приложение N 2) (далее - Справка), утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. N 256 (далее - Приказ), предусматривает заполнение графоклетки, если предпочтительно лечение в местном санатории, или строки для указания одного или нескольких курортов, на которых предпочтительно лечение, а также содержит заключенный в скобки текст "необязательно для заполнения".

Пункт 19 "Рекомендуемые сезоны лечения" Справки допускает внесение сведений о рекомендуемых сезонах лечения: зима, весна, лето, осень - путем проставления отметок символом "v" в графоклетках тех сезонов, в которых рекомендовано лечение, и содержит подстрочный текст в скобках "необязательно для заполнения".

Ч., действующая в интересах своего несовершеннолетнего ребенка-инвалида, обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими указанных нормативных положений в части, закрепляющей, что пункты "Предпочтительное место лечения" и "Рекомендуемые сезоны лечения" не обязательны для заполнения. Заявитель считает, что необязательность заполнения данных пунктов нарушает равенство прав инвалидов на обеспечение эффективным санаторно-курортным лечением в соответствии с рекомендациями лечащего врача и противоречит Конституции Российской Федерации, порядку медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение (приложение N 1) (далее - Порядок), утвержденному Приказом.

Министерство здравоохранения Российской Федерации (далее -Минздрав России) в письменных возражениях на заявление указало, что наличие указаний о необязательности заполнения пунктов 18 и 19 Справки не исключает определение предпочтительного места лечения в случае, если условия прохождения лечения без учета климатических факторов могут негативно отразиться на общем состоянии здоровья.

Министерство юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) против доводов, изложенных в заявлении, не возражало.

Выслушав объяснения представителя заявителя Ш., представителей Минздрава России Х., А., представителя Минюста России Б., оценив оспариваемый нормативный правовой акт на его соответствие федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации находит заявление не подлежащим удовлетворению.

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, реализуя полномочия, закрепленные статьей 37.1 ранее действовавших Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 22 июля 1993 г. N 5487-1, пунктом 1, подпунктами 5.2.12, 5.2.100(1 - 3), 5.2.101 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321, приняло оспариваемый в части Приказ. Указанный нормативно-правовой акт зарегистрирован Минюстом России 14 декабря 2004 г., регистрационный N 6189, опубликован в "Российской газете" 22 декабря 2004 г.

Компетенция Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации на принятие оспариваемого в части Приказа подтверждена решением Верховного Суда Российской Федерации от 23 марта 2007 г. по гражданскому делу N ГКПИ06-1559.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусматривает, что санаторно-курортное лечение включает в себя медицинскую помощь, осуществляемую медицинскими организациями (санаторно-курортными организациями) в профилактических, лечебных и реабилитационных целях на основе использования природных лечебных ресурсов в условиях пребывания в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах (часть 3 статьи 40).

В силу пункта 9 статьи 6.1, пункта 1.1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" дети-инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. В состав набора социальных услуг включается в том числе предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний.

Отбор и направление граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг, на санаторно-курортное лечение осуществляется в соответствии с Порядком, утвержденным оспариваемым в части Приказом и закрепляющим основные принципы медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение (пункт 1.1 Порядка).

Необходимость направления ребенка на санаторно-курортное лечение определяется лечащим врачом и заведующим отделением лечебно-профилактического учреждения, а детей, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, -лечащим врачом и врачебной комиссией лечебно-профилактического учреждения по месту жительства с оформлением Справки (для предоставления по месту требования) и санаторно-курортной карты по установленной форме; направление детей на санаторно-курортное лечение осуществляется в порядке, аналогичном для взрослых больных (пункты 2.2, 2.3 Порядка).

Лечащий врач определяет медицинские показания для санаторно-курортного лечения и отсутствие противопоказаний для его осуществления, в первую очередь, для применения природных климатических факторов на основании анализа объективного состояния больного, результатов предшествующего лечения (амбулаторного, стационарного), данных лабораторных, функциональных, рентгенологических и других исследований (пункт 1.3 Порядка).

При решении вопроса о выборе курорта, помимо заболевания, в соответствии с которым больному рекомендовано санаторно-курортное лечение, учитываются наличие сопутствующих заболеваний, условия поездки на курорт, контрастность климатогеографических условий, особенности природных лечебных факторов и других условий лечения на рекомендуемых курортах.

Больные, которым показано санаторно-курортное лечение, но которые отягощены сопутствующими заболеваниями, либо больные с нарушениями здоровья возрастного характера в тех случаях, когда поездка на отдаленные курорты может вредно отразиться на общем состоянии их здоровья, направляются в близрасположенные санаторно-курортные учреждения, организации необходимого профиля (пункт 1.4 Порядка).

Из содержания приведенных норм следует, что решение о необходимости и допустимости санаторно-курортного лечения детей, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, принимается лечащим врачом и врачебной комиссией, которые обязаны учитывать совокупность всех факторов, влияющих на выбор места и сезона лечения для достижения целей оказания данного вида медицинской помощи.

В целях реализации указанных выше принципов медицинского отбора оспариваемая в части Справка содержит обязательные для заполнения пункт 17 "Рекомендуемое лечение" и строку в пункте 15 "Диагноз", предусматривающую внесение дополнительной информации о формах, стадиях, характере течения заболеваний (подпункты 15.1 - 15.3 Справки), влияющих на выбор места и сезона для прохождения профильного лечения, с тем, чтобы была исключена ситуация, при которой условия проведения санаторно-курортного лечения негативно отражались бы на состоянии здоровья лица, имеющего право на получение набора социальных услуг.

Пункты 18 и 19 Справки закрепляют для лечащего врача и врачебной комиссии возможность рекомендовать в качестве предпочтительного места лечения местный санаторий или курорт (курорты) и один или несколько сезонов лечения. При этом необязательность заполнения указанных пунктов Справки не освобождает лечащего врача и врачебную комиссию от обязанности учитывать все факторы, влияющие на выбор места и сезона лечения, и цель оказания данного вида медицинской помощи. В связи с этим невнесение сведений в пункты 18 и 19 Справки означает, что не имеется каких-либо предпочтений в определении места и сезонов лечения для оказания данного вида медицинской помощи в целях профилактики основного заболевания.

Возможность осуществления таких рекомендаций зависит от объективных данных медицинского характера, указывающих на преимущества проведения санаторно-курортного лечения в условиях пребывания в местном санатории или на курортах или лечения в определенный сезон, и в том числе от наличия местного санатория необходимого профиля и поэтому не носит произвольный характер.

С учетом изложенного пункты 18 и 19 Справки в оспариваемой части не могут рассматриваться как ограничивающие право заявителя и иных граждан на санаторно-курортное лечение в соответствии с рекомендацией врача и врачебной комиссии, полностью согласуются с принципами медицинского отбора, изложенными в пунктах 1.3 и 1.4 Порядка, и не противоречат приведенным законоположениям.

Доводы заявителя о том, что необязательность внесения информации о преимуществах лечения в местном санатории или курорте (курортах) или лечении в определенный сезон приводит к нарушению принципа равенства прав инвалидов на обеспечение эффективным санаторно-курортным лечением, являются необоснованными. Различия в условиях реализации права на санаторно-курортное лечение той категории граждан, к которым относится заявитель, объективно оправданы, поскольку зависят от обстоятельств, связанных, в первую очередь, с наличием медицинских показаний и отсутствием противопоказаний для санаторно-курортного лечения, что не исключает фактических различий и необходимость их учета при осуществлении правового регулирования.

Ссылки заявителя на статьи 9, 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", закрепляющие понятие реабилитации инвалидов и перечень реабилитационных мероприятий, не могут повлечь признание оспариваемых в части пунктов Справки недействующими, поскольку данными положениями порядок медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение не регулируется.

Ошибочно и утверждение заявителя о том, что оспариваемые в части нормы допускают предоставление путевки в санаторно-курортные организации, не отвечающие профилю основного заболевания.

Статьей 6.2 Федерального закона "О государственной социальной помощи" предусматривается предоставление путевки на санаторно-курортное лечение при наличии медицинских показаний в целях профилактики основных заболеваний.

Подпункт 15.2 Справки содержит графоклетки для заполнения кода основного заболевания или заболевания, являющегося причиной инвалидности.

Справка носит предварительный информационный характер и предоставляется больным вместе с заявлением о выделении путевки на санаторно-курортное лечение. Лечащий врач заполняет и выдает больному санаторно-курортную карту по установленной форме только при соответствии профиля санаторно-курортного учреждения, организации, указанного в путевке, ранее данной рекомендации (пункты 1.6 и 1.7 Порядка).

Заявитель, по сути, связывает нарушение прав не с содержанием оспариваемых норм, а с их применением, что не может являться основанием для удовлетворения заявленных требований.

Таким образом, нормативные предписания в оспариваемой части не нарушают конституционные и иные права заявителя, поскольку не могут рассматриваться как создающие препятствия в реализации прав лиц, имеющих право на предоставление набора социальных услуг, или лишающие этих лиц возможности получить путевку на санаторно-курортное лечение, в том числе в целях профилактики основных заболеваний.

С учетом изложенного пункты 18 и 19 Справки действующему федеральному законодательству не противоречат, прав, свобод и законных интересов заявителя не нарушают.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления Ч. о признании частично недействующими пунктов 18, 19 формы N 070/у-04 "Справка для получения путевки" (приложение N 2), утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. N 256, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Т.А.ПЕТРОВА