ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 3 октября 2012 г. N АКПИ12-1188

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

при секретаре А.

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Б. о признании недействующим абзаца третьего пункта 10 Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 г. N 83 (далее - Правила),

установил:

в соответствии с пунктом 10 Правил после выполнения заказчиком условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения исполнитель выдает разрешение на осуществление заказчиком присоединения указанного объекта к сетям инженерно-технического обеспечения. После осуществления присоединения исполнитель и заказчик подписывают акт о присоединении.

Работы по присоединению могут осуществляться исполнителем на основании отдельного договора, заключаемого им с заказчиком. При этом связанные с проведением работ по присоединению расходы организации, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, не включаются в состав расходов, учитываемых при установлении платы за подключение.

Исполнитель осуществляет надзор за выполнением мероприятий по присоединению.

Гражданин Б. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 10 Правил в части, предусматривающей осуществление надзора за выполнением мероприятий по присоединению организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения. Как указывает заявитель, оспариваемое положение нормативного правового акта противоречит статье 4 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также статье 702 Гражданского кодекса Российской Федерации и нарушает право заявителя при строительстве объекта капитального строительства.

Б. извещен о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству регионального развития Российской Федерации (поручение от 3 сентября 2012 г. N ВС-П9-5168).

Представитель Правительства Российской Федерации П. возражала против удовлетворения заявленных требований и пояснила суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта изданы в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав заявителя.

Выслушав объяснения представителя Правительства Российской Федерации П., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Градостроительный кодекс Российской Федерации в части 10 статьи 48 предусматривает, что порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации, реализуя свои полномочия, постановлением от 13 февраля 2006 г. N 83 утвердило Правила подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (действуют в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. N 341, от 27 ноября 2010 г. N 940, от 16 апреля 2012 г. N 307).

Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации N 8 20 февраля 2006 г.

Правила регулируют отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, и лицом, осуществляющим строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства, возникающие в процессе подключения таких объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, включая порядок подачи и рассмотрения заявления о подключении, выдачи и исполнения условий подключения, а также условия подачи ресурсов.

Положения абзаца третьего пункта 10 Правил предоставляют право исполнителю осуществлять технический надзор за выполнением мероприятий по присоединению объекта к сетям инженерно-технического обеспечения.

Доводы заявителя о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта требованиям Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" являются несостоятельными. Данный Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Государственный контроль (надзор) согласно указанному Федеральному закону представляет собой деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований (статья 2). В соответствии со статьей 4 Федерального закона к полномочиям федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), относится организация и осуществление федерального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах.

Осуществление надзора за выполнением мероприятий по присоединению объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения не является видом государственного (муниципального) надзора или контроля.

Надзор исполнителя осуществляется на этапе подключения в рамках проверки выполнения мероприятий, необходимых для фактического присоединения объектов заказчика к сетям инженерно-технического обеспечения и права заказчика при данном надзоре не могут быть ущемлены.

Необоснованными являются доводы заявителя о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта статье 702 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая содержит определение договора подряда.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2007 г. N 360 утверждены Правила заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры. По договору о подключении исполнитель обязуется выполнить действия по подготовке системы коммунальной инфраструктуры к подключению объекта капитального строительства и подключить этот объект к эксплуатируемым ею сетям инженерно-технического обеспечения, а лицо, осуществляющее строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, обязуется выполнить действия по подготовке этого объекта к подключению и оплатить услуги по подключению.

Абзац третий пункта 10 Правил определяет права исполнителя по договору о подключении и, вопреки утверждению заявителя, не противоречит правилам, установленным Гражданским кодексом Российской Федерации для договора подряда.

Надзор за выполнением мероприятий по присоединению необходим для обеспечения безопасности эксплуатации сетей инженерно-технического обеспечения. Одним из этапов подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства является исполнение сторонами условий договора о подключении в части выполнения мероприятий, необходимых для фактического присоединения объектов заказчика к сетям инженерно-технического обеспечения, и проверка сторонами выполнения этих мероприятий. Таким образом, оспариваемые положения Правил не противоречат действующему законодательству и не нарушают права заказчика при осуществлении надзора исполнителем, необходимого для фактического подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения.

В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемые положения нормативного правового акта не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление Б. о признании недействующим абзаца третьего пункта 10 Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 г. N 83, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ