ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 августа 2000 г. N 108пв-2000

Президиум Верховного Суда Российской Федерации в составе:

    Председателя Лебедева В.М.,     Членов Президиума Радченко В.И.,

Петухова Н.А.,
Сергеевой Н.Ю.,
Верина В.П.,
Жуйкова В.М.,
Смакова Р.М.,
Кузнецова В.В.,
Попова Г.Н.,
Свиридова Ю.А.,
Вячеславова В.К.,

с участием заместителя Генерального

    прокурора Российской Федерации Давыдова В.И.

рассмотрел в порядке надзора по протесту заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации В.М. Жуйкова гражданское дело по жалобам Журавлевой З.В. и других об оспаривании нормативного акта федерального министерства.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Гуцола Ю.А., выступления представителя заявителей Хорошилова Б.В. (доверенность в деле), Журавлевой З.В., Царевой М.Е., представителей общественной организации "Протвинский городской совет ветеранов войны, труда и Вооруженных Сил" Костарева Н.Н., Плетенева Б.В. (доверенности в деле), представителей Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации Воронина Ю.В. и Пудова А.Н. (доверенности в деле), заключение заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Давыдова В.И., полагавшего протест отклонить, Президиум Верховного Суда Российской Федерации

установил:

Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 1999 г. N 54 было утверждено Разъяснение N 5 "О применении ограничений, установленных Федеральным законом "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" (далее - Разъяснение), которое 31 декабря 1999 г. было зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации и опубликовано в "Российской газете" 2 февраля 2000 г.

Заявители Журавлева З.В., Золотова И.В., Кириллов А.Ф. и общественная организация "Протвинский городской совет ветеранов войны, труда и Вооруженных Сил" обратились в Верховный Суд Российской Федерации с жалобами об оспаривании указанного Разъяснения, ссылаясь на то, что оно противоречит Федеральному закону N 113-ФЗ от 21 июля 1997 г. "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", нарушает права пенсионеров, ведет к занижению пенсий, принято с превышением полномочий, предоставленных данному Министерству.

Министерство труда и социального развития Российской Федерации считало оспариваемое Разъяснение правильным.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 24 апреля 2000 г., оставленным без изменения Кассационной коллегией Верховного Суда Российской Федерации от 25 мая 2000 г., в удовлетворении жалоб отказано.

В протесте заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации поставлен вопрос об отмене судебных постановлений и вынесении по делу нового решения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы протеста, Президиум не находит оснований к отмене судебных постановлений.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции обоснованно сослался на то, что Министерство труда и социального развития Российской Федерации в соответствии с имеющимися у него полномочиями (в силу п. 9 Положения о Министерстве труда и социального развития Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1997 года N 480) приняло обжалуемое Разъяснение по применению Федерального закона.

Разъяснение подписано первым заместителем Министра труда и социального развития Российской Федерации, который в день подписания нормативного акта исполнял обязанности Министра на основании Приказа от 28 декабря 1999 года N 268.

В связи с этим Президиум считает несостоятельным довод в протесте о том, что Разъяснение издано Министерством труда и социального развития Российской Федерации с превышением полномочий.

Как следует из жалоб заявителей и их объяснений в судебном заседании Верховного Суда Российской Федерации, действительным предметом спора являются положения обжалуемого акта, изложенные в абзацах 5, 6 и 7 Разъяснения следующего содержания:

"Часть четвертая статьи 1 Закона, на которую сделана отсылка в части второй статьи 4 Закона как на определяющую, какой именно индивидуальный коэффициент пенсионера, из упоминаемых в Законе, устанавливается с 1 февраля 1998 г. в размере 0,7, предусматривает, что отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране учитывается в размере не свыше 1,2.

На основании этой отсылки, а также в связи с прямым указанием в части второй статьи 4 Закона на то, что индивидуальный коэффициент пенсионера, устанавливаемый с 1 февраля 1998 г. в размере 0,7, определяется только федеральным законом и ограничивает отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране, временное ограничение в размере 0,7 применяется в совокупности с постоянно действующим ограничением в размере не свыше 1,2 к результату, получаемому при делении среднемесячного заработка пенсионера на среднемесячную заработную плату в стране в виде обычного числа (целого или дробного).

Оснований для распространения ограничения в размере 0,7 на величину индивидуального коэффициента пенсионера, исчисляемого в соответствии со статьей 1 Закона в процентах персонально для каждого пенсионера расчетным путем исходя из продолжительности трудового стажа и размера заработной платы, который применяется для определения размера его пенсии в рублях, не имеется".

Оспаривая изложенные положения акта заявители утверждали, что результат, получаемый при делении среднемесячного заработка пенсионера на среднемесячную заработную плату в стране, установлен Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 113-ФЗ "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" в размере 1,2, а не 0,7. Величина же 0,7, предусмотренная ч. 2 ст. 4 приведенного Закона, по мнению заявителей, является индивидуальным коэффициентом пенсионера, ограничивающим результат, получаемый от умножения размера пенсии в процентах, полагающегося в зависимости от продолжительности трудового стажа, на отношение среднемесячного заработка за установленный период, из которого исчисляется пенсия, к среднемесячной заработной плате в стране за тот же период, как это указано в ч. 2 ст. 1 Федерального закона.

С таким доводом суд первой инстанции правомерно не согласился, поскольку это не вытекает из содержания статей 1 и 4 приведенного Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 113-ФЗ.

Статья 1 этого Закона, в частности, предусматривает, что государственные пенсии, исчисленные по нормам Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", в связи с ростом заработной платы в стране подлежат исчислению и увеличению путем применения индивидуального коэффициента пенсионера.

Индивидуальный коэффициент пенсионера определяется путем умножения размера пенсии в процентах, полагающегося в зависимости от продолжительности трудового стажа, на отношение среднемесячного заработка за установленный период, из которого исчисляется пенсия, к среднемесячной заработной плате в стране за тот же период.

Отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране устанавливается путем деления среднемесячного заработка пенсионера за соответствующий период на среднемесячную заработную плату в стране за тот же период.

При определении индивидуального коэффициента пенсионера отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране учитывается в размере не свыше 1,2 независимо от основания назначения пенсии.

Размер пенсии в рублях устанавливается исходя из среднемесячной заработной платы в стране за предшествующий квартал по индивидуальному коэффициенту пенсионера.

В статье 4 этого Закона указано, что "настоящий Закон вступает в силу с 1 февраля 1998 г.".

При этом индивидуальный коэффициент пенсионера, определенный частью четвертой статьи 1 данного Федерального закона, ограничивающий отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране, устанавливается в размере 0,7.

Размер указанного коэффициента на последующий период и сроки его действия устанавливаются федеральным законом, проект которого рассматривается одновременно с проектом федерального закона о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на очередной финансовый год.

Как правильно указал суд первой инстанции в своем решении, анализ приведенных положений Закона достоверно свидетельствует о том, что правовое значение термина "индивидуальный коэффициент пенсионера", приведенного в ст. 1 Закона, не тождественно термину "индивидуальный коэффициент пенсионера", использованному в ст. 4 этого же Закона.

При внешней схожести этих терминов вместе с тем они (коэффициенты) по своей правовой природе, приданной законодателем в статьях 1 и 4 Закона, существенно различаются.

Так, согласно статье 1 Закона, индивидуальный коэффициент пенсионера, применяемый при назначении пенсий, характеризуется следующими признаками:

- определяется персонально для каждого пенсионера в зависимости от продолжительности его трудового стажа и величины заработной платы;

- определяется путем умножения размера пенсии в процентах на отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране;

- выражается в процентах;

- непосредственно законом по размеру не ограничен;

- для определения размера пенсии применяется как процентное отношение среднемесячной заработной платы в стране за предшествующий квартал.

В соответствии со статьей 4 Закона имеется в виду индивидуальный коэффициент пенсионера, который:

- представляет собой отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране;

- выражается обычным числом (не в процентах);

- является лишь одним из двух сомножителей, при умножении которых определяется индивидуальный коэффициент пенсионера, предусмотренный статьей 1 Закона;

- ограничивается предельным размером 1,2 независимо от основания назначения пенсии;

- устанавливается с 1 февраля 1998 г. в размере, не превышающем 0,7, и действует до принятия соответствующего федерального закона, проект которого должен рассматриваться одновременно с проектом федерального закона о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на очередной финансовый год.

Произведя подробный, соответствующий тексту статей 1 и 4 Закона, анализ значения терминов "индивидуальный коэффициент пенсионера", суд первой инстанции пришел к правильному выводу об ошибочности утверждения заявителей о том, что с 1 февраля 1998 года индивидуальный коэффициент пенсионера (ИКП), применяемый при исчислении пенсий как результат умножения размера пенсии в процентах, полагающегося в зависимости от продолжительности трудового стажа, на отношение среднемесячного заработка за установленный период, из которого исчисляется пенсия, к среднемесячной заработной плате в стране за тот же период, якобы установлен в размере 0,7, поскольку этот показатель (0,7) установлен частью 2 ст. 4 Федерального закона лишь для выражения отношения среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране, на которое подлежит умножению размер пенсии в процентах, полагающийся в зависимости от продолжительности трудового стажа.

Приведенный вывод суда, сделанный на основе анализа ч. 2 ст. 4 в совокупности с ч. 4 ст. 1 приведенного Федерального закона, полностью соответствует и Указам Президента Российской Федерации от 15 апреля 2000 г. N 680 и от 10 июля 2000 г. N 1272 "Об отношении среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране, применяемом при определении индивидуального коэффициента пенсионера". Согласно статьям 1 названных Указов с 1 мая 2000 г. при исчислении пенсий с применением индивидуального коэффициента пенсионера отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране не должно превышать 0,8, а с 1 августа 2000 г. - 0,95. Из преамбул Указов следует, что они изданы в целях повышения уровня пенсионного обеспечения граждан, которым пенсии исчислены с применением индивидуального коэффициента пенсионера в соответствии с Федеральным законом "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", и действуют до вступления в силу соответствующего федерального закона.

Таким образом, с 1 мая 2000 г. предельный размер индивидуального коэффициента пенсионера, применяемого при исчислении пенсий (при максимальном трудовом стаже), составит 60% (ИКП = 75% х 0,8 = 60%), а с 1 августа 2000 г. - 0,712 (ИКП = 75% х 0,95 = 0,712), тогда как с 1 февраля 1998 г. предельный размер индивидуального коэффициента пенсионера, применяемого при исчислении пенсий (при максимальном трудовом стаже), составлял 0,525 (ИКП = 75% х 0,7 = 0,525).

Поскольку именно таким образом Министерство труда и социального развития Российской Федерации разъяснило применение Федерального закона "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" от 21 июля 1997 г. N 113-ФЗ, Верховный Суд Российской Федерации обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.

По изложенным основаниям Президиум не может согласиться с доводами протеста о том, что судебные инстанции неправильно истолковали ст. 4 Федерального закона относительно применения показателя 0,7.

Руководствуясь п. 1 ст. 329 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Президиум Верховного Суда Российской Федерации

постановил:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 24 апреля 2000 г. и определение Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 25 мая 2000 г. оставить без изменения, а протест заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации - без удовлетворения.