ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 августа 2011 г. N КАС11-412

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Федина А.И.,

членов коллегии Манохиной Г.В., Зыкина В.Я.,

при секретаре К.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ч. о признании недействующими абзацев второго и третьего пункта 10 Порядка подсчета и подтверждения стажа государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих и определения соответствия должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 декабря 2004 г. N 312,

по кассационной жалобе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации на решение Верховного Суда Российской Федерации от 24 мая 2011 г., которым заявление удовлетворено частично.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Манохиной Г.В., объяснения представителей Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации С.Г. и С.М., поддержавших доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 декабря 2004 г. N 312, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 января 2005 г., регистрационный номер 6270, утвержден Порядок подсчета и подтверждения стажа государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих и определения соответствующих должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы (далее - Порядок).

Порядок регулирует, в том числе вопросы, связанные с включением в стаж государственной службы периодов службы (работы) в отдельных должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы федеральным государственным служащим для выполнения обязанностей по замещению государственной должности федеральной государственной службы (далее - иные периоды службы (работы)). Ранее включение этих периодов, в совокупности не превышающих пять лет, в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих предусматривалось пунктом 15 перечня должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 2002 г. N 1413. В настоящее время иные периоды включаются в стаж на основании пункта 20 перечня, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 20 сентября 2010 г. N 1141, с принятием которого Указ N 1413 утратил силу.

Пунктом 10 Порядка предусмотрено, что в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих могут быть включены иные периоды службы (работы) на отдельных должностях руководителей и специалистов предприятий, учреждений и организаций, в совокупности не превышающие пять лет, на основании решения Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, согласованного с Министерством финансов Российской Федерации (абзац первый).

Решение Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации принимается по представлению руководителя федерального государственного органа, в котором государственный служащий замещал государственную должность федеральной государственной службы, оформленному не позднее двухмесячного срока со дня увольнения работника центрального аппарата федерального государственного органа и не позднее трехмесячного срока со дня увольнения работника территориального органа федерального органа исполнительной власти (абзац второй).

Представление руководителя федерального государственного органа о включении в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих иных периодов службы (работы) оформляется на основании заявления федерального государственного служащего, имеющего на момент подачи заявления право на трудовую пенсию по старости (инвалидности), поданного одновременно с его увольнением (абзац третий).

Ч. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими абзацев второго и третьего пункта 10 Порядка, ссылаясь на то, что они противоречат статье 22 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", устанавливающей право гражданина обращаться за пенсией за выслугу лет в любое время по его желанию, и нарушают ее право на получение государственной пенсии за выслугу лет в полном объеме с учетом дополнительных периодов государственной службы, входящих в стаж, дающих право на государственное обеспечение и влияющих на размер пенсии.

В подтверждение требования указала, что 15 июля 2007 г. она была уволена с должности руководителя Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России N 3 по Республике Алтай по собственному желанию в связи с выходом на пенсию. 18 июля 2007 г. подала заявление о назначении пенсии за выслугу лет к трудовой пенсии.

26 октября 2007 г. обратилась с заявлением о включении в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет иных периодов службы (работы). На основании этого заявления Управлением Федеральной налоговой службой по республике Алтай было направлено в Федеральную налоговую службу (далее - ФНС России) представление о включении в стаж государственный службы для назначения пенсии за выслугу лет иных периодов службы (работы). Однако письмом ФНС России от 14 ноября 2010 г. в рассмотрении вопроса было отказано по мотиву представления документов по истечении трехмесячного срока, установленного абзацем вторым пункта 10 Порядка.

Решением Турочакского районного суда от 16 августа 2010 г., вступившим в законную силу, заявление Ч. о восстановлении срока подачи заявления о включении в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет иных периодов службы (работы) оставлено без удовлетворения с указанием на то, что Порядок такой возможности не предусматривает.

Решением Верховного Суда Российской Федерации 24 мая 2011 г. заявление удовлетворено частично. В удовлетворении требования об оспаривании абзаца второго пункта 10 Порядка отказано, поскольку истечение установленного им двухмесячного срока (трехмесячного срока) со дня увольнения работника не позволяет руководителю федерального государственного органа отказать в оформлении представления о включении в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих иных периодов службы (работы), а Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации - отказать в рассмотрении этого представления. Признан абзац третий пункта 10 Порядка недействующим со дня вступления решения в законную силу в части, исключающей возможность подачи федеральным государственным служащим, имеющим на момент подачи заявления право на трудовую пенсию по старости (инвалидности), заявления о включении в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих иных периодов службы (работы) после его увольнения. В остальной части в удовлетворении требования об оспаривании данного абзаца отказано.

В кассационной жалобе Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации просит об отмене решения суда и о принятии нового решения об отказе в удовлетворении ее заявления. Указывает, что суд неправильно применил нормы материального права, принятие порядка вытекает непосредственно из положений Федерального закона N 166-ФЗ, установленные в абзацах два - четыре пункта 10 Порядка сроки являются одним из элементов данного порядка, необходимость установления которых продиктована целесообразностью и сложившейся правоприменительной практикой.

В судебное заседание Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации Ч., представитель Министерства юстиции Российской Федерации не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены в установленном законом порядке.

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, не находит оснований к отмене решения суда.

В силу статьи 19 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих включаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, периоды службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации.

Пунктом 15 перечня должностей, периоды службы (работы) в которые включаются в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 2002 г. N 1413 (утратил силу в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 20 сентября 2010 г. N 1141, утвердившего новый перечень), предусматривалось, что в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих включаются периоды службы (работы) в отдельных должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы федеральным государственным служащим для выполнения обязанностей по замещаемой государственной должности федеральной государственной службы в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Принятым во исполнение статьи 19 Федерального закона и Указа Президента Российской Федерации от 17 декабря 2002 г. N 1413 Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2003 г. N 570 "О порядке включения в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих периодов работы (службы) в должностях федеральной государственной гражданской службы, государственных должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации" (далее - Постановление) установлено, что включение в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих периодов службы (работы) в должностях, определяемых Президентом Российской Федерации, осуществляется по заявлению федерального государственного гражданского служащего при его обращении за назначением пенсии за выслугу лет федеральным государственным органом, в котором этот служащий замещал должность федеральной государственной службы непосредственно перед увольнением, а в случае упразднения (реорганизации) указанного органа - федеральным государственным органом, которому в соответствии с законодательством Российской Федерации переданы функции упраздненного (реорганизованного) органа (пункт 1).

На основании вышеизложенных положений суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что включение в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих иных периодов службы (работы) должно осуществляться при их обращении за назначением пенсии за выслугу лет.

При этом суд учел, что ни Федеральный закон, ни Указы Президента от 17 декабря 2002 г. N 1413, от 20 сентября 2010 г. N 1141, ни Постановление не содержали и не содержат положений о том, что решение федерального государственного органа о включении иных периодов службы (работы) в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет не может быть принято позднее двухмесячного (трехмесячного) срока со дня увольнения федерального государственного служащего. Истечение сроков, указанных в абзаце втором Порядка, не позволяет руководителю федерального государственного органа отказать в оформлении представления о включении в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих иных периодов службы (работы), а Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации - отказать в рассмотрении этого представления.

Разрешая данное дело, Верховный Суд Российской Федерации правомерно исходил из того, что обязанность по соблюдению данных сроков носит организационный характер, возлагается не на работников, а на кадровые службы федеральных органов государственной власти, к функциям которых относится оказание содействия федеральным государственным служащим в оформлении пенсии за выслугу лет. Абзац второй пункта 10 Порядка сам по себе не нарушает права федеральных государственных гражданских служащих и обоснованно истолкован судом как не предполагающий возможность отказа федеральному государственному гражданскому служащему в рассмотрении его заявления о включении в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих иных периодов его службы (работы) и, следовательно, не противоречащий каким-либо нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Признавая недействующим абзац третий пункта 20 Порядка в части, исключающей возможность подачи федеральным государственным служащим, имеющим на момент подачи заявления право на трудовую пенсию по старости (инвалидности), заявления о включении в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих иных периодов службы (работы) после увольнения, суд обоснованно указал в решении на противоречие этого положения абзацу второму пункта 2 статьи 22 Федерального закона.

В соответствии с этой правовой нормой обращение за назначением пенсии, перерасчетом ее размера и переводом с одного вида пенсии на другой может осуществляться в любое время после возникновения права на пенсию, перерасчет ее размера или перевод с одного вида пенсии на другой без ограничения каким-либо сроком.

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, определяя Порядок, превысило свои полномочия, установив не предусмотренные Федеральным законом условия реализации федеральными государственными гражданскими служащими права на пенсию за выслугу лет в полном объеме.

Довод кассационной жалобы о том, что оспариваемый в части пункт 10 Порядка соответствует сложившейся многолетней правоприменительной практике, не имеет правового значения по данному делу, так как при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта суд обязан проверить его на соответствие федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.

Ссылка в кассационной жалобе на то, что целесообразность установления каких-либо сроков при рассмотрении вопроса о включении в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет иных периодов якобы вытекает из выводов суда, противоречит содержанию решения суда и не может служить поводом к его отмене. Суд не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия нормативного правового акта в принятой редакции.

Решение суда соответствует требованиям статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выводы суда основаны на нормах материального права, проанализированных в решении, предусмотренных статьей 362 ГПК РФ оснований для отмены решения суда в кассационном порядке не имеется.

Руководствуясь статьями 360, 361, 362, 363, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 24 мая 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации - без удовлетворения.

Председательствующий
А.И.ФЕДИН

Члены коллегии
Г.В.МАНОХИНА
В.Я.ЗЫКИН