ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 июня 2011 г. N КАС11-276

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Федина А.И.,

членов коллегии Меркулова В.П., Крупнова И.В.,

при секретаре Л.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью автотранспортное предприятие "Эжватранс" (далее - ООО "Эжватранс") о признании частично недействующими пунктов 1.2, 1.3 Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной Министерством транспорта Российской Федерации 27 мая 1996 г., и Приложения 1 к ней

по кассационной жалобе ООО "Эжватранс" на решение Верховного Суда Российской Федерации от 8 апреля 2011 г., которым в удовлетворении заявления было отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Федина А.И., объяснения представителей Министерства транспорта Российской Федерации Т., Е., С. и Ч., возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей кассационную жалобу необоснованной,

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Министерством транспорта Российской Федерации 27 мая 1996 г. утверждена Инструкция по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации (далее - Инструкция), зарегистрированная в Министерстве юстиции Российской Федерации 8 августа 1996 г., регистрационный N 1146.

В пункте 1.2 Инструкции раскрывается содержание используемых в ней терминов и определений. Под тяжеловесным грузом понимается транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) осевая масса превышают хотя бы один из параметров, приведенных в разделе I Приложения 1 к Инструкции (далее - Приложение 1).

Согласно пункту 1.3 Инструкции крупногабаритные и тяжеловесные грузы, пропуск которых разрешается по дорогам, исходя из несущей способности дорожных одежд и сооружений, в зависимости от массы и размеров подразделяются на две категории: категория 1 - транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) осевая масса на каждую ось, а также габариты по высоте, ширине или длине превышают значения, установленные в разделе I Приложения 1, но не относится к категории 2; категория 2 - транспортное средство, весовые параметры которого с грузом или без груза соответствуют величинам, приведенным в разделе II Приложения 1.

В таблице П. 1.1 пункта 2.1 раздела I Приложения 1 приведены осевые массы двухосных автотранспортных средств (далее - АТС) и двухосных тележек, значения которых не должны превышаться. В таблице П. 1.2 пункта 2.2, таблице П. 1.3 пункта 2.3 Приложения 1 указаны осевые массы трехосных тележек и полные массы АТС, которые также не должны превышаться.

Пунктом 2.4 раздела I Приложения 1 предусмотрено, что при движении по мостовым сооружениям полная масса АТС не должна превышать значений, приведенных в таблице П. 1.4.

ООО "Эжватранс" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими пунктов 1.2, 1.3 Инструкции в части признания грузов тяжеловесными, а также пункта 2.1, таблицы П. 1.1, пункта 2.2, таблицы П. 1.2, пункта 2.3, таблицы П. 1.3, пункта 2.4, таблицы П. 1.4 раздела I Приложения 1. В обоснование заявленного требования указало, что оспариваемые предписания не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, поскольку неправомерно устанавливают весовые ограничения транспортных средств по полной и осевой массе, превышение которых влечет за собой применение мер имущественной ответственности. Также заявитель полагает, что Инструкция принята Министерством транспорта Российской Федерации с превышением имеющихся у него полномочий.

Верховный Суд Российской Федерации вынес указанное решение, отказав в удовлетворении требования ООО "Эжватранс".

В кассационной жалобе ООО "Эжватранс" просит об отмене судебного решения, считая его вынесенным при неправильном применении норм материального права. В частности, в кассационной жалобе указано, что оспариваемые пункты Инструкции противоречат нормам: Гражданского кодекса Российской Федерации (статьи 1, 3, 209, 1064, 1079), Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения (пункт 3 статьи 24), Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (статьи 4, 11, 31, 62), Постановления Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2009 г. N 934 "О возмещении вреда, причиненного транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации" (пункт 5), Постановления Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. N 720 "Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств" (пункты 1, 10, Приложение N 4).

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон). Пунктом 11 статьи 11 Федерального закона установление порядка возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, масса которых с грузом или без груза и (или) масса нагрузки в расчете на одну ось которых превышают нормы, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - транспортные средства, осуществляющие перевозки тяжеловесных грузов), и порядка определения размера такого вреда отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации.

В соответствии с частями 1, 3 статьи 31 Федерального закона движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями данной статьи. Для получения специального разрешения требуется, в том числе возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством, в порядке, предусмотренном частью 8 этой статьи.

Частью 8 названной статьи закреплено, что порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации. Во исполнение поручения законодателя Правительством Российской Федерации 16 ноября 2009 г. утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (далее - Правила возмещения вреда). Согласно подпункту "а" пункта 5 Правил возмещения вреда размер платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, определяется в зависимости от превышения установленных правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, значений: предельно допустимой массы транспортного средства; предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции правильно указал, что на день рассмотрения данного дела Правительство Российской Федерации еще не утвердило правила перевозки грузов автомобильным транспортом, устанавливающих значения предельно допустимой массы транспортного средства и предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства. Однако данное обстоятельство не означает, что до введения в действие указанных правил не могут применяться соответствующие значения весовых ограничений транспортных средств по полной и осевой массе, установленные Инструкцией.

В силу части 1 статьи 62 Федерального закона до приведения в соответствие с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, указанные Федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации применяются в части, не противоречащей Федеральному закону. Оспариваемые предписания Инструкции, касающиеся определения весовых параметров тяжеловесных грузов, Федеральному закону не противоречат, иных действующих нормативных правовых актов Российской Федерации, имеющих большую юридическую силу, по данному вопросу в настоящее время не имеется.

Таким образом, утверждения в кассационной жалобе о несоответствии выводов суда нормам материального права и неправильном их применении судом при разрешении данного дела ошибочны.

В настоящее время Постановлением Правительства Российской Федерации N 272 от 15 апреля 2011 г. утверждены Правила перевозок автомобильным транспортом (опубликованы в Собрании законодательства Российской Федерации N 17 от 25 апреля 2011 г.). Согласно пункту 2 данное Постановление (с исключением) вступает в силу лишь по истечении 3 месяцев со дня его официального опубликования.

Доводы ООО "Эжватранс", изложенные как в первоначальном заявлении, так и в кассационной жалобе об отсутствии у Министерства транспорта Российской Федерации соответствующих полномочий на издание оспоренного (в части) нормативного правового акта судом первой инстанции проверялись и правильно были признаны несостоятельными по следующим основаниям.

Согласно пункту 4 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 1993 г. N 457, Министерство транспорта Российской Федерации в соответствии с возложенными на него задачами разрабатывает и утверждает в установленном порядке правила, положения, технические нормы, отраслевые стандарты и другие нормативные акты по вопросам перевозок грузов и др., в том числе на автомобильном транспорте.

Инструкция утверждена Министерством транспорта Российской Федерации в силу прямого поручения Правительства Российской Федерации (пункт 2 Постановления от 26 сентября 1995 г. N 962 "О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, при проезде по автомобильным дорогам общего пользования"). Следовательно, на день издания Инструкции Министерство транспорта Российской Федерации действовало в соответствии с предоставленными ему Правительством Российской Федерации полномочиями.

Данное обстоятельство также подтверждено вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 27 января 2011 г. по гражданскому делу N ГКПИ10-1618. В этом решении высказана правовая позиция, что пункт 1.1 Инструкции, предусматривающий, что ею регулируется порядок перевозки автомобильным транспортом крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов по дорогам общего пользования, а также улицам городов и населенных пунктов, не противоречит Правилам дорожного движения Российской Федерации, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090.

Доводы кассационной жалобы о противоречии оспариваемых предписаний Инструкции требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. N 720 (далее - Технический регламент) несостоятельны, поскольку Инструкция и Технический регламент имеют разные предметы правового регулирования. Технический регламент устанавливает требования к безопасности колесных транспортных средств при их выпуске в обращение на территории Российской Федерации и их эксплуатации независимо от места их изготовления в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, защиты имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества и предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей колесных транспортных средств, и не определяет порядок перевозки автомобильным транспортом крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов по дорогам общего пользования, а также улицам городов и населенных пунктов. В Техническом регламенте не приводится определений тяжеловесного и крупногабаритного грузов, и соответственно не задаются весовые и габаритные параметры для отнесения груза к категории тяжеловесного или крупногабаритного.

Судом принято решение с учетом правовых норм, регулирующих рассматриваемые правоотношения, при правильном их толковании.

Предусмотренных статьей 362 ГПК РФ оснований для отмены решения суда в кассационном порядке не имеется.

Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 8 апреля 2011 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью автотранспортное предприятие "Эжватранс" - без удовлетворения.

Председательствующий
А.И.ФЕДИН

Члены коллегии
В.П.МЕРКУЛОВ
И.В.КРУПНОВ