ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 февраля 2008 г. N КАС08-63

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего: Федина А.И.,

членов коллегии: Манохиной Г.В., Хомчика В.В.,

с участием прокурора: Масаловой Л.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ш. о признании частично недействующим Постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"

по кассационной жалобе Ш. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2007 года, которым в удовлетворении заявленного требования отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Федина А.И., объяснения представителей Правительства РФ Карповой Т.В. и Тяпкиной О.А., возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора Масаловой Л.Ф., полагавшей кассационную жалобу необоснованной,

Кассационная коллегия

установила:

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список), а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Ш. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором оспорила вышеназванное Постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 в части невключения в Список должности инструктора по лечебной физкультуре.

По мнению заявительницы, исключение из Списка должности инструктора по лечебной физкультуре противоречит подпункту 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и нарушает ее права на досрочную трудовую пенсию по старости.

В обоснование заявления указала на то, что по ранее действующему законодательству работа в должности инструктора по лечебной физкультуре засчитывалась в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. На основании оспариваемого Постановления ей отказано в досрочном назначении пенсии по старости.

Решением Верховного Суда РФ от 25 декабря 2007 года в удовлетворении заявленного требования отказано.

В кассационной жалобе Ш. ставит вопрос об отмене судебного решения, указав на то, что судом первой инстанции неправильно применен п/п 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", так как она тоже осуществляет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения - инструктор по лечебной физкультуре и считает, что имеет необходимый стаж для досрочного назначения ей трудовой пенсии.

В жалобе также ссылается на то, что в судебном заседании было доказано осуществление ею лечебной деятельности в течение полного рабочего времени наравне с должностями медицинских работников, поименованными в Списке, однако ее должность в Списке не значится. Суд не приобщил материалы, свидетельствующие о характере ее работы в должности инструктора по лечебной физкультуре и непосредственном участии в лечебном процессе, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах независимо от их возраста.

Согласно пункту 3 той же статьи Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7 - 13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Из приведенных правовых норм не следует, что законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста с любой деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Данное право зависит от специфики и характера труда лиц, работающих в одних и тех же учреждениях, но на должностях с различными функциональными обязанностями. Определение списка соответствующих должностей в зависимости от степени неблагоприятного воздействия различного рода факторов делегировано Правительству Российской Федерации.

В соответствии с предоставленными полномочиями Правительство Российской Федерации Постановлением от 29 октября 2002 года N 781 утвердило Список и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

В пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" утвержденного Списка приведены конкретные наименования должностей и учреждений здравоохранения, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.

В перечень должностей, содержащихся в утвержденном Списке, должность инструктора по лечебной физкультуре не включена.

Оценивая оспариваемую норму по ее содержанию, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что она не противоречит законодательству Российской Федерации о трудовых пенсиях.

Как видно из представленных материалов, в том числе Положения об организации работы инструктора по лечебной физкультуре к Приложению N 16, утвержденного Приказом Минздрава России от 20 августа 2001 года (л.д. 27), на должность инструктора по лечебной физкультуре принимается специалист со средним медицинским или физкультурным образованием, освоивший программу подготовки по лечебной физкультуре в соответствии с квалификационными требованиями и получивший сертификат специалиста, и в его должностные обязанности преимущественно входит проведение групповых и индивидуальных занятий по лечебной гимнастике по назначению врача.

Довод заявительницы о том, что функциональные обязанности инструктора по лечебной физкультуре по своему содержанию тождественны обязанностям, выполняемым медицинскими работниками, в частности медицинскими сестрами, должности которых включены в оспариваемый Список, ни на чем не основан.

Такой довод построен на ошибочном мнении заявительницы о равнозначности "должности инструктора по лечебной физкультуре" должности медицинской сестры, лечебная деятельность которой по сложности, а также по характеру, условиям труда и ее оплате различна в зависимости от занимаемой должности и работы в том или ином учреждении.

Правовую основу для различного подхода к отдельным категориям работников, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, по вопросу об исчислении периодов работы для включения в льготный стаж представляет приведенная выше норма Федерального закона (п. 3 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ").

Такой подход соответствует и смыслу других положений названного Федерального закона, которые право на досрочное назначение трудовой пенсии связывают не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой работой, при выполнении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных именно спецификой и характером конкретного труда (ст. ст. 27, 28 Закона).

Дифференциация условий реализации права на трудовую пенсию по старости с учетом характера выполняемой работы сама по себе не может расцениваться как нарушающая принцип равенства всех перед законом либо ограничивающая право граждан на пенсионное обеспечение, что непосредственно вытекает из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 4 марта 2004 года N 81-О.

Кассационная коллегия также учитывает, что по ранее действовавшим нормативным правовым актам, регулировавшим досрочное пенсионное обеспечение за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, включалась работа в должности среднего медперсонала независимо от наименования должности и учреждений всех форм собственности только за период до 1 ноября 1999 года.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" утвержден новый Список, в который должность инструктора по лечебной физкультуре не включена.

Таким образом, вывод суда о том, что с 1 ноября 1999 г. работа в должности инструктора по лечебной физкультуре не дает право на пенсию за выслугу лет, обоснован.

Статья 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не устанавливает, а лишь сохраняет право на досрочное назначение трудовой пенсии тем категориям граждан, которые обладали этим правом. Заявительница на момент вступления в силу данного Федерального закона - 1 января 2002 года этим правом не обладала.

Довод заявительницы о том, что оспариваемый в указанной части Список ставит ее в неравное положение с другими работниками (медицинским персоналом), имеющими право на досрочное назначение пенсии по старости, не может повлечь отмену решения суда.

С учетом изложенного суд обоснованно признал, что Постановление в оспариваемой части не противоречит подпункту 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает прав и законных интересов заявительницы.

Согласно ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

С учетом изложенного законных оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда РФ от 25 декабря 2007 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Ш. - без удовлетворения.

Председательствующий
А.И.ФЕДИН

Члены коллегии
Г.В.МАНОХИНА
В.В.ХОМЧИК