ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 ноября 2008 г. N КАС08-549

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего: Федина А.И.,

членов коллегии: Манохиной Г.В., Хомчика В.В.,

с участием прокурора: Масаловой Л.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Рыбакова Валерия Федоровича о признании недействующими пунктов 28, 30 (абз. 7), 33, 86 (абз. 1), 87 (абз. 1), 89 (абз. 1), 90 (абз. 1), 91 (абз. 1) Административного регламента исполнения Федеральной регистрационной службой государственной функции по принятию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий, торгово-промышленных палат, иных юридических лиц, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 19 декабря 2006 г. N 372,

по кассационной жалобе Рыбакова В.Ф. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 29 июля 2008 года, которым в удовлетворении заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Манохиной Г.В., объяснения Рыбакова В.Ф., поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя Министерства юстиции Российской Федерации Ерошенко Л.Е., возражавшей против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей решение суда оставить без изменения,

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 19 декабря 2006 года N 372 утвержден Административный регламент исполнения Федеральной регистрационной службой государственной функции по принятию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий, торгово-промышленных палат, иных юридических лиц (далее - Регламент) (зарегистрирован в Минюсте России 25 декабря 2006 года N 8672 и официально опубликован в "Российской газете", N 293, 28.12.2006).

Оспариваемыми заявителем положениями Регламента предусмотрено, что: все документы, кроме учредительных документов некоммерческой организации, представляются на государственную регистрацию в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником (пункт 28);

страницы учредительных документов, представляемых на государственную регистрацию, должны быть пронумерованы, прошиты, заверены подписью руководителя некоммерческой организации (абзац 7 пункта 30);

сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией, представляются в виде гарантийного письма или других документов, подтверждающих ее место нахождения (пункт 33);

специалист, уполномоченный рассматривать документы, рассматривает представленные документы с целью установления соблюдения надлежащего порядка оформления учредительных документов, руководствуясь требованиями к оформлению документов, установленными законодательством Российской Федерации и Административным регламентом (абзац 1 пункта 86);

специалист, уполномоченный рассматривать документы, рассматривает представленные документы с целью установления соответствия наименования некоммерческой организации требованиям законодательства Российской Федерации (абзац 1 пункта 87);

специалист, уполномоченный рассматривать документы, рассматривает представленные документы с целью установления их соответствия Конституции Российской Федерации, законодательству Российской Федерации, в том числе Федеральному закону "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", Федеральному закону "О некоммерческих организациях", федеральным законам об отдельных видах некоммерческих организаций (абзац 1 пункта 89);

специалист, уполномоченный рассматривать документы, изучает представленные на государственную регистрацию учредительные документы в целях выявления отсутствия противоречивой и недостоверной информации (абзац 1 пункта 90);

в целях всестороннего и объективного рассмотрения представленных для государственной регистрации документов специалист, уполномоченный рассматривать документы, вправе, в случае наличия сомнений в достоверности информации, представленной в документах, необходимости проведения их проверки или уточнения, обратиться к заявителю, в соответствующие государственные органы, в том числе в регистрирующий орган, и организации для получения дополнительной информации, в том числе по телефону или электронной почте. При этом заявитель вправе устно или в письменном виде предоставить указанному специалисту соответствующую информацию (абзац 1 пункта 91).

Рыбаков В.Ф. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими вышеприведенных положений Административного регламента.

В подтверждение требований указал, что оспариваемые им положения Регламента противоречат п. 4 ч. 5, 8, п. 6 ч. 5 ст. 13.1, п. 4 ч. 1, ч. 3 ст. 23.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и Федеральному закону от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", устанавливают требования, не предусмотренные законодательством, нарушают его права, поскольку на основании этих положений ему отказано в регистрации некоммерческой организации.

Верховным Судом Российской Федерации постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просит в кассационной жалобе Рыбаков В.Ф. Полагает, что суд неправильно применил и истолковал нормы материального права. Выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, не находит оснований к отмене решения суда по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемые заявителем положения Регламента не противоречат действующему законодательству. Регламент принят Министерством юстиции Российской Федерации в пределах полномочий, предоставленных подпунктом 3 пункта 7, пунктом 2 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313, и не противоречит действующему законодательству Российской Федерации.

В силу пункта 1 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313, Министерство юстиции Российской Федерации, являясь федеральным органом государственной власти, осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере регистрации некоммерческих организаций.

Согласно подпункту 9 пункта 8 названного Положения Минюст России в целях реализации своих полномочий имеет право издавать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты (приказы, распоряжения и другие акты), обязательные для исполнения государственными и муниципальными органами, организациями, должностными лицами и гражданами.

В соответствии с пунктом 2 Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2005 года N 679 "О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг", административный регламент устанавливает сроки и последовательность административных процедур и административных действий федерального органа исполнительной власти, порядок взаимодействия между его структурными подразделениями и должностными лицами, а также взаимодействие федерального органа исполнительной власти с физическими и юридическими лицами, иными органами государственной власти и местного самоуправления, а также учреждениями и организациями при исполнении государственной функции (предоставлении государственной услуги).

Пунктом 9 названного Порядка установлено, что административные регламенты, разработанные федеральными службами, находящимися в ведении федерального министерства, утверждаются в установленном порядке федеральным министром по предоставлению руководителей соответствующих федеральных служб.

Поэтому, как правильно указал суд в решении, Министерство юстиции Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий вправе было утвердить Административный регламент.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд обоснованно исходил из того, что правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц определено Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", и настоящий Федеральный закон применяется по отношению ко всем некоммерческим организациям, созданным или создаваемым на территории Российской Федерации, поскольку иное не установлено этим Федеральным законом и иными федеральными законами (ст. 1).

В соответствии со статьей 13.1 названного Закона некоммерческая организация подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного настоящим Федеральным законом порядка государственной регистрации некоммерческих организаций (п. 1). Решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций, или его территориальный орган (п. 2).

Согласно пункту 5 статьи 13.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях" для государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании в уполномоченный орган или его территориальный орган представляются следующие документы: заявление; учредительные документы некоммерческой организации в трех экземплярах; решение о создании некоммерческой организации и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов в двух экземплярах; сведения об учредителях в двух экземплярах; сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией.

Суд, исходя из положений пунктов 2, 4, 5 статьи 13.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях", пункта 6 Положения о Федеральной регистрационной службе, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1315, подпунктов 30.15 и 30.27 пункта 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 14 июля 2008 года N 1079), Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в соответствии с которыми все документы, необходимые для государственной регистрации некоммерческой организации, представленные в регистрирующий орган, в том числе заявление, должны содержаться в ведомственном реестре и в регистрационном деле, пришел к обоснованному выводу о том, что положения пункта 28 Регламента в части представления на государственную регистрацию некоммерческой организации заявления в двух экземплярах соответствуют действующему законодательству.

Правильным является и вывод суда о том, что оспариваемый заявителем абзац 7 пункта 30 Регламента, предусматривающего, что учредительные документы должны быть пронумерованы, прошиты и заверены, не противоречит действующему законодательству. Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей", предусмотрено, что каждый документ, содержащий более одного листа, представляется в регистрирующий орган в прошитом, пронумерованном виде и количество листов подтверждается подписью заявителя или нотариуса на обороте последнего листа на месте прошивки (п. 4).

Суд, отказывая заявителю в признании недействующим пункта 33 Регламента, обоснованно исходил из того, что содержащиеся в нем требования об указании сведений об адресе (месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации соответствуют подпункту 6 пункта 5 статьи 13.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях" пункту 6 части 6 статьи 21 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", подпункту "е" пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях", пункту 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающих необходимость представления в уполномоченный орган сведений об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией.

Согласно подпункту "в" пункта 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом.

Федеральным законодательством не предусмотрено, в каком виде должны быть представлены сведения об адресе, и пункт 33 Регламента не содержит исчерпывающий перечень документов, содержащих сведения об адресе, поэтому, как правильно указал суд в решении, такие сведения могут быть представлены в любом виде по усмотрению заявителя.

Вывод суда о том, что пункт 33 Регламента не противоречит федеральному законодательству и не налагает на заявителя каких-либо дополнительных обязанностей, является правильным.

Не имеется оснований для отмены решения в части отказа в признании недействующим пункта 86 Регламента, устанавливающего обязанность специалиста рассматривать представленные документы с целью установления соблюдения надлежащего порядка оформления учредительных документов, руководствуясь требованиями к оформлению документов, установленными законодательством Российской Федерации и Административным регламентом, так как в силу пункта 8 статьи 13.1, подпункта 4 пункта 1 статьи 23.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях" и пункта 2 части 1 статьи 23 Федерального закона "Об общественных объединениях", в регистрации отказывается в случае, если необходимые для государственной регистрации документы представлены не полностью либо оформлены в ненадлежащем порядке.

В соответствии с пунктом 1 статьи 23.1 ФЗ "О некоммерческих организациях" и пунктом 6 части первой статьи 23 Федерального закона "Об общественных объединениях" в регистрации некоммерческой организации может быть отказано, если ранее зарегистрирована некоммерческая организация с таким же наименованием и если наименование некоммерческой организации оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан.

Поэтому, с учетом этого положения, суд обоснованно признал соответствующим действующему законодательству Российской Федерации пункт 87 Регламента, предусматривающий рассмотрение представленных документов с целью установления соответствия наименования некоммерческой организации требованиям законодательства Российской Федерации.

Разрешая дело, суд пришел к правильному выводу о законности пункта 89 Регламента, устанавливающего, что представленные документы рассматриваются с целью установления их соответствия Конституции Российской Федерации, законодательству Российской Федерации.

Как правильно указал суд в решении, уполномоченный орган принимает решение о государственной регистрации некоммерческой организации лишь при отсутствии установленных статьей 23.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях" оснований для отказа в государственной регистрации, что предполагает обязанность проверить представленные документы на соответствие законодательству.

Не было у суда оснований для удовлетворения требований заявителя и в части признания недействующими пунктов 90 и 91 Регламента, устанавливающих изучение представленных на государственную регистрацию учредительных документов в целях выявления отсутствия противоречивой и недостоверной информации и право в случае наличия сомнений в достоверности информации, представленной в документах, необходимости проведения их проверки или уточнения, обратиться к заявителю, в соответствующие государственные органы, в том числе в регистрирующий орган и организации для получения дополнительной информации.

Положения пунктов 90 и 91 Регламента основаны на требованиях пункта 5 статьи 23 Федерального закона "Об общественных объединениях", в соответствии с которым наличие в представленных учредительных документах общественного объединения недостоверной информации является основанием к отказу в регистрации, и подпункта 1 пункта 7 Положения о Федеральной регистрационной службе, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1315, которым Росрегистрации предоставлено право запрашивать и получать от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, регистрируемых общественных объединений, политических партий и религиозных организаций, документы, справочные и иные материалы, необходимые для принятия решений (в настоящее время аналогичное право предоставлено Министерству юстиции Российской Федерации подпунктом 3 пункта 8 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313).

При этом суд обоснованно учел, что пункт 91 Регламента, предусматривающий право запрашивать дополнительную информацию, необходимую для принятия решения о регистрации, в том числе у заявителя, не содержит каких-либо положений, ограничивающих (ущемляющих) права, свободы и законные интересы граждан или противоречащих федеральному законодательству.

Довод в кассационной жалобе о том, что суд неправильно применил и истолковал нормы материального права, являются ошибочными. Суд, проанализировав положения федерального законодательства, правильно истолковал смысл оспоренных положений Регламента, пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемые заявителем положения Регламента не противоречат федеральному законодательству или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и прав и законных интересов заявителя не нарушают.

Ссылка в кассационной жалобе на то, что положения Регламента позволяют выносить произвольный отказ в государственной регистрации некоммерческой организации по основаниям, не предусмотренным федеральным законом, противоречит содержанию оспариваемых положений нормативного правового акта и не может служить поводом к отмене решения суда.

Решение суда принято в соответствии с нормами материального права и с соблюдением норм процессуального права, оснований, предусмотренных статьей 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены его в кассационном порядке не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 29 июля 2008 года оставить без изменения, кассационную жалобу Рыбакова В.Ф. - без удовлетворения.

Председательствующий
А.И.ФЕДИН

Члены коллегии
Г.В.МАНОХИНА
В.В.ХОМЧИК