ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 июля 2008 г. N КАС08-353

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего: Федина А.И.,

членов коллегии: Пирожкова В.Н., Хомчика В.В.,

с участием прокурора: Масаловой Л.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению В. о признании частично недействующим пункта 1 приложения N 1 к Правилам индексации в 2004 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 847,

по кассационной жалобе В. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 24 апреля 2008 года, которым отказано в удовлетворении заявленного требования.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Федина А.И., объяснения представителя заявителя - Карибджаняна Н.А., поддержавшего доводы кассационной жалобы, объяснения представителей Правительства Российской Федерации Рябова А.В., Нерезенко А.С. и Демидова В.П., возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей кассационную жалобу необоснованной,

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 847 утверждены Правила индексации в 2004 году размеров компенсации и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее - Правила).

Пунктом 1 приложения N 1 к Правилам N 847 установлена ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров (пункт 22 части первой статьи 14 базового Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1), подлежащая выплате в мае 2004 года (с учетом индексации) в размере 302,90 руб., с июня 2004 года в размере 330 руб.

В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 1 приложения N 1 к Правилам в части установленных размеров компенсации в мае 2004 года 302,90 руб. и с июня 2004 года 330 руб., как рассчитанных без учета индексов роста величины прожиточного минимума в 2001, 2002 и 2003 годах, а применительно к выплатам, назначенным до 1 января 2001 г., и без учета их защиты от инфляции, имевшей место до 1 января 2001 г. При этом заявитель указал, что пункт 1 приложения N 1 к Правилам нарушает его право на защиту от инфляции ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в условиях роста цен и повышения стоимости жизни, право на регулярность и стабильность индексации данной выплаты, являющейся частью возмещения вреда здоровью, что противоречит Закону Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", ГК РФ, Закону РСФСР "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан" от 24 октября 1991 г. N 1799-1.

Решением Верховного Суда РФ от 24 апреля 2008 года в удовлетворении заявления отказано.

В кассационной жалобе В. просит решение суда отменить, полагая его неправомерным.

Обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) гражданам Российской Федерации гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате Чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки (далее - Закон).

Частью первой статьи 14 Закона гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона (в ред. от 24.11.1995), гарантирована ежемесячная денежная компенсация им, а также проживающим с ними детям, не достигшим 14-летнего возраста, на приобретение продовольственных товаров в размере трехкратного установленного законом минимального размера оплаты труда (пункт 22).

Статьей 3 Федерального закона от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" в статью 14 Закона были внесены изменения, и ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров установлена в размере 300 рублей.

Федеральным законом от 12.02.2001 N 5-ФЗ в часть 3 статьи 5 Закона внесены изменения, согласно которым компенсации и иные выплаты гражданам подлежат повышению в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральным законом от 26 апреля 2004 г. N 31-ФЗ в часть 3 статьи 5 Закона внесены изменения, согласно которым размеры компенсационных выплат ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанного законодательного требования Правительство Российской Федерации, своими постановлениями начиная с 2004 года, ежегодно утверждает правила (порядок) индексации на соответствующий год установленных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" размеров компенсаций и иных выплат.

Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" (в ред. Федерального закона от 10.11.2004 N 136-ФЗ) прогнозируемый уровень инфляции (потребительских цен) на 2004 г. утвержден в размере 10 процентов.

В соответствии с вышеуказанными законодательными актами оспариваемым Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 847 утверждены Правила индексации в 2004 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Пунктом 2 Правил определено, что компенсации и иные выплаты, установленные Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (за исключением ежемесячных компенсаций, предусмотренных пунктом 25 части первой статьи 14 и пунктом 11 части первой статьи 15 указанного Закона), индексируются с 29 мая 2004 г. с применением коэффициента 1,1 исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2004 год", согласно приложениям N N 1 и 2.

В приложении N 1 к Правилам приведены размеры ежемесячных компенсаций и иных выплат, установленных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", подлежащие индексации с 29 мая 2004 г.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции правильно исходил из того, что, устанавливая порядок индексации размера компенсационных выплат, Правительство Российской Федерации действовало в полном соответствии со ст. 1 Федерального закона от 26 апреля 2004 г. N 31-ФЗ, частью 3 статьи 5 Закона РФ N 1244-1, поскольку каких-либо других критериев индексации названных выплат и компенсаций данными Законами не предусмотрено.

Ранее - в период с 1 июля 2000 года по 19 июня 2004 года редакция пункта 3 статьи 5 Закона РФ N 1244-1 не предусматривала предоставление Правительству Российской Федерации полномочий на определение порядка индексации ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и иных выплат, установленных данным Законом.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 11-П указанная норма Закона (в редакции Федерального закона от 12 февраля 2002 года) была признана не соответствующей Конституции Российской Федерации.

В дальнейшем, в соответствии с Федеральным законом от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ, в статью 5 Закона были внесены соответствующие изменения, в соответствии с которыми размеры компенсационных выплат, установленных данным Законом, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Одновременно статьей 3 Федерального закона от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ предусмотрена ретроспективная индексация (с 19 июня 2002 года - со дня вступления в силу Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 11-П) ежемесячных денежных компенсаций в возмещение вреда, причиненного здоровью, исходя из уровня инфляции, установленного федеральными законами о федеральном бюджете на 2002 и 2003 годы, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с данной нормой подлежали индексации за прошлое время ежемесячные денежные компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, предусмотренные пунктом 15 части первой статьи 14 и пунктом 4 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1, а также компенсации в возмещение вреда здоровью, выплачиваемые в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Индексация ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров этими нормами не предусматривалась. Указанные нормативные положения Федерального закона от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ были признаны Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 4 октября 2005 года N 364-О соответствующими Конституции Российской Федерации.

Суд правильно указал, что ссылки заявителя на несоответствие оспариваемой нормы статьям 318, 1091 ГК РФ (в редакции, действовавшей до 29 ноября 2002 г.), статьям 1, 2 и 3 Закона РСФСР от 24 октября 1991 г. N 1799-1 "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан" (утратил силу с 1 января 2005 года), ч. 3 ст. 2 Закона РФ от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ (в редакции, действовавшей до 29 мая 2004 г.), пункту 3 статьи 5 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции, действовавшей до 15 февраля 2001 г.), части 3 статьи 2 Закона РФ от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ (в редакции, действовавшей до 29 мая 2004 г.) необоснованны, поскольку указанные правовые нормы не действуют, утратили силу до принятия оспариваемого нормативного акта.

Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 1 декабря 1997 года N 18-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" выражена правовая позиция, согласно которой сам факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, обуславливает возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами.

Таким образом, как установление, так и пересмотр иных видов денежных компенсаций, помимо ежемесячных денежных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью, входящих в объем возмещения вреда гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, но представляющих собой по существу социальные выплаты, является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета выплачивать указанные компенсации.

Суд первой инстанции правильно учел также правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в его определении от 4 декабря 2007 г. N 879-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Лебедянского районного суда Липецкой области о проверке конституционности постановлений Правительства Российской Федерации, касающихся индексации размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", согласно которой постановления (в т.ч. N 847 от 29.12.2004), устанавливающие правила индексации, как направленные на конкретизацию размеров индексации и на определение сроков ее проведения, какие-либо права граждан не нарушают, поскольку самостоятельное регулирование индексации размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, содержащимися в них правилами не осуществляется.

С учетом изложенного, довод заявителя о том, что оспариваемый нормативный акт был принят Правительством Российской Федерации с превышением полномочий, необоснован. При этом Закон РФ от 26 апреля 2004 года, наделивший Правительство РФ указанными полномочиями, вступил в силу 29 мая 2004 года, и только с этого времени Правительство РФ вправе определять порядок индексации.

Выводы суда основаны на нормах материального права, проанализированных в решении, предусмотренных ст. 362 ГПК РФ. Оснований для отмены решения суда в кассационном порядке не имеется.

Руководствуясь ст. 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 24 апреля 2008 года оставить без изменения, а кассационную жалобу В. - без удовлетворения.

Председательствующий
А.И.ФЕДИН

Члены коллегии
В.Н.ПИРОЖКОВ
В.В.ХОМЧИК