ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 февраля 2008 г. N КАС08-19

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего: Федина А.И.,

членов коллегии: Зелепукина А.Н., Манохиной Г.В.,

с участием прокурора: Масаловой Л.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению М. о признании недействующим абзаца 9 пункта 9 Инструкции о порядке и условиях выплаты ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) военнослужащим войск гражданской обороны, сотрудникам Государственной противопожарной службы, государственным гражданским служащим и работникам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденной Приказом МЧС России от 17 ноября 2006 года N 661

по кассационной жалобе М. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 10 декабря 2007 года, которым в удовлетворении заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Манохиной Г.В., объяснения М., поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителей МЧС России Притула Ю.Л., Подберезного А.В., возражавших против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей решение суда оставить без изменения, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) от 17 ноября 2006 года N 661 утверждена Инструкция о порядке и условиях выплаты ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) военнослужащим войск гражданской обороны, сотрудникам государственной противопожарной службы, государственным гражданским служащим и работникам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (зарегистрирована Министерством юстиции Российской Федерации 21 декабря 2006 года, регистрационный номер 8646, опубликована в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" N 5, 29 января 2007 года).

Абзацем 9 пункта 9 названной Инструкции предусмотрено, что процентная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, не выплачивается лицам, находящимся в распоряжении соответствующих начальников.

М., являющийся сотрудником противопожарной службы, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим абзаца 9 пункта 9 Инструкции, указав, что он противоречит требованиям действующего законодательства, нарушает его право на получение вознаграждения за труд. В соответствии с Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-1, с ним заключен контракт о службе, ему оформлен допуск к государственной тайне. После увольнения с работы в 2003 году он по решению суда был восстановлен на работе в должности водителя, но надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, ему не выплачивается по мотиву нахождения в распоряжении соответствующего начальника.

Верховным Судом Российской Федерации постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого и принятии нового решения об удовлетворении заявления просит в кассационной жалобе М.

Полагает, что суд неправильно применил нормы материального права. Вывод суда о том, что оспариваемое положение распространяется на военнослужащих войск гражданской обороны в системе МЧС России, которые проходят военную службу в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы, и не распространяется на сотрудников Государственной противопожарной службы в системе МЧС России, считает ошибочным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене решения суда по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое заявителем положение Инструкции не противоречит действующему законодательству, не затрагивает права и охраняемые законом интересы М.

Инструкция принята МЧС России в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2006 года N 573 "О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны" в пределах полномочий, предоставленных Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года N 868.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 25 июля 2002 года N 116-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности" на лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, проходящих службу в Государственной противопожарной службе МЧС РФ, до принятия федерального закона, регулирующего прохождение службы в Государственной противопожарной службе МЧС РФ, распространяется действие Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-1 (с последующими изменениями и дополнениями).

Согласно статье 16 названного Положения при проведении организационно-штатных мероприятий сотрудник органа внутренних дел может быть освобожден от занимаемой должности с зачислением его в распоряжение органа внутренних дел на срок не более двух месяцев с сохранением размера денежного довольствия в порядке, определяемом Министром внутренних дел Российской Федерации. До истечения указанного срока решается вопрос о трудоустройстве данного сотрудника.

В примечании 1 к абзацу 2 пункта 9 Инструкции указано, что в соответствии со статьей 16 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации сотрудникам органов внутренних дел, временно отстраненным от занимаемых должностей в связи с проведением организационно-штатных мероприятий, денежное довольствие выплачивается с учетом ранее установленной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну.

Таким образом, оспариваемое положение не применимо к сотрудникам Государственной противопожарной службы и не нарушает прав заявителя.

Судом установлено, что положения абзаца 9 пункта 9 Инструкции распространяются на военнослужащих Государственной противопожарной службы МЧС России, которые проходят военную службу в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237 (с последующими изменениями и дополнениями).

В силу статьи 1 указанного Положения прохождение военной службы включает в себя назначение на воинскую должность, присвоение воинского звания, аттестацию. Увольнение с военной службы, а также другие обстоятельства (события), которыми в соответствии с федеральными законами и настоящим Положением определяется служебно-правовое положение военнослужащих.

Статьей 42 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" предусмотрено, что военнослужащий может проходить военную службу не на воинских должностях в случаях нахождения в распоряжении командира (начальника) - не более трех месяцев; нахождения в распоряжении командира (начальника) в связи с проведением организационно-штатных мероприятий - не более шести месяцев; нахождения в распоряжении командира (начальника) в связи с возбуждением в отношении военнослужащего уголовного дела - до вынесения решения по уголовному делу.

Абзацем 9 пункта 9 Инструкции урегулирован вопрос о невыплате процентной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, военнослужащим воинских подразделений Государственной службы МЧС России, находящимся в распоряжении соответствующих начальников.

Учитывая изложенное, не имеется оснований к отмене решения суда, основанного на правильном применении и толковании норм материального права. В кассационной жалобе не приведено доводов, опровергающих выводы суда о законности оспариваемого нормативного положения, оснований считать такие выводы ошибочными не имеется.

Довод кассационной жалобы о том, что суд не установил, на основании чего заявителю, как сотруднику Государственной противопожарной службы, не выплачивается процентная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, не свидетельствует о незаконности решения суда, поскольку установление этого обстоятельства не имеет правового значения при проверке законности нормативного правового положения, в порядке абстрактного нормоконтроля.

Руководствуясь ст. ст. 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 10 декабря 2007 года оставить без изменения, кассационную жалобу М. - без удовлетворения.

Председательствующий
А.И.ФЕДИН

Члены коллегии
А.Н.ЗЕЛЕПУКИН
Г.В.МАНОХИНА