ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 октября 2007 г. N КАС07-532

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

    председательствующего                          Манохиной Г.В.,
    членов коллегии                                Меркулова В.П.,
                                                  Зелепукина А.Н.,
    с участием прокурора                            Масаловой Л.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Б. и С. о признании частично недействующими пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2006 года N 763 "О некоторых вопросах индексации пенсий федеральных государственных служащих", пунктов 1 и 2 утвержденных этим Постановлением изменений, которые вносятся в Правила индексации пенсий федеральных государственных служащих, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2005 года N 346,

по кассационным жалобам Б. и С. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 6 августа 2007 года, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Манохиной Г.В., объяснения С., поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителей Правительства Российской Федерации Германовой А.Л., Сысойкиной Г.И., возражавших против доводов кассационных жалоб, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей решение суда оставить без изменения, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2005 года N 346 утверждены Правила индексации пенсий федеральных государственных служащих (далее - Правила).

Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2006 года N 763 (официально опубликовано в Собрании законодательства Российской Федерации 18 декабря 2006 года, N 51, ст. 5466; "Российской газете" 20 декабря 2006 года, N 286) утверждены изменения в указанные Правила (далее - Изменения).

Пунктом 3 этого же Постановления предписано осуществить индексацию пенсий за выслугу лет федеральных государственных служащих, указанную в пункте 2 данного Постановления, с применением средневзвешенного индекса повышения должностных окладов федеральных государственных служащих 1,15, определенного исходя из размеров месячных должностных окладов, установленных Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 753 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих".

Пунктом 1 Изменений абзац второй пункта 2 Правил изложен в редакции, предусматривающей, что пенсии индексируются при централизованном повышении должностных окладов федеральных государственных служащих - на индекс повышения должностных окладов, а при централизованном дифференцированном повышении (установлении) должностных окладов федеральных государственных служащих - на средневзвешенный индекс повышения должностных окладов, утверждаемый Правительством Российской Федерации по представлению Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации.

Пунктом 2 Изменений пункт 4 Правил изложен в редакции, устанавливающей, что при индексации пенсии с применением индекса повышения должностных окладов или средневзвешенного индекса повышения должностных окладов размер проиндексированного среднемесячного заработка, из которого определяется размер пенсии, не может превышать 2,3 должностного оклада (0,8 денежного вознаграждения), примененного при исчислении размера пенсии и проиндексированного с применением указанных индексов повышения должностных окладов при последовательном применении всех предшествующих индексов повышения должностных окладов.

Б. и С. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлениями о признании недействующими приведенных норм в части следующих слов: пункт 3 Постановления от 14 декабря 2006 года N 763 "...средневзвешенный...", "...1,15..."; пункт 1 Изменений "...средневзвешенный...", "...утверждаемый Правительством Российской Федерации по представлению Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации"; пункт 2 Изменений "...или средневзвешенного индекса повышения должностных окладов...".

В подтверждение заявленного требования Б. указала, что оспоренные положения нормативного правового акта противоречат статье 21 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", поскольку с 1 августа 2006 года повышены должностные оклады государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в 1,35 раза, Пенсионный фонд Российской Федерации для индексации пенсии федеральным государственным служащим применяет средневзвешенный индекс повышения должностных окладов 1,15, в результате чего занижен среднемесячный заработок для начисления пенсии за выслугу лет таким служащим и нарушается ее право на индексацию пенсии.

С. в заявлении указал на то, что оспариваемые положения также противоречат части 11 статьи 71 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", а расчет при определении индекса 1,15 произведен неправильно.

Верховным Судом Российской Федерации постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого и принятии нового решения об удовлетворении заявлений просят в кассационной жалобе С. и Б. Полагают, что суд неправильно применил и истолковал нормы материального права.

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, не находит оснований к отмене решения суда по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ, суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Суд первой инстанции, проанализировав оспариваемые положения нормативного правового акта, сопоставив их с требованиями действующего федерального законодательства, регулирующего поставленные в заявлении Б. и С. вопросы, пришел к правильному выводу о том, что они не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии с пунктом 11 статьи 71 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (в редакции от 12 апреля 2007 года) пенсионное обеспечение федеральных государственных служащих за выслугу лет сохраняется до вступления в силу Федерального закона о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей.

В связи с тем, что такой федеральный закон не принят, пенсионное обеспечение федеральных государственных гражданских служащих осуществляется на основании положений Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (в редакции от 21 декабря 2006 года), регулирующего порядок установления и индексации пенсий за выслугу лет этой категории граждан.

Согласно абзацу второму статьи 25 названного Федерального закона пенсии федеральных государственных служащих, предусмотренные этим Федеральным законом, индексируются при централизованном повышении денежного содержания (денежного вознаграждения) федеральных государственных служащих с учетом положений, предусмотренных статьями 14 и 21 данного Федерального закона, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Судом установлено, что оспариваемые положения, предусматривающие осуществлять индексацию пенсий за выслугу лет федеральных государственных служащих с применением средневзвешенного индекса повышения их должностных окладов 1,15, приняты на основании вышеприведенной правовой нормы.

Суд, разрешая дело, обоснованно исходил из того, что изменения, предусматривающие индексацию пенсий при централизованном повышении (установлении) должностных окладов федеральных государственных служащих на средневзвешенный индекс повышения должностных окладов, не противоречат действующему законодательству. Нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которым бы устанавливался иной порядок индексации пенсий в указанном случае, не имеется.

Не противоречит установленное правило индексации пенсий и требованиям статьи 21 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении", определяющей среднемесячный заработок, из которого исчисляется размер пенсии федеральных государственных служащих, и не регулирующей вопросов индексации установленных с учетом такого заработка пенсий.

Индексация осуществляется посредством определения общего индекса, на который повышаются ранее назначенные пенсии. В случае если денежное содержание повышается не всем государственным служащим одинаково, а дифференцированно, в зависимости от занимаемой должности федеральной государственной службы, то размер повышения оплаты труда федеральных государственных служащих может быть определен только на основе средневзвешенного индекса, что и закреплено в оспариваемых нормах.

Суд обоснованно не согласился с доводами заявителей о незаконности пункта 3 Постановления от 14 декабря 2006 года N 763, предписывающего осуществить индексацию пенсий за выслугу лет федеральных государственных служащих с применением средневзвешенного индекса 1,15.

При этом суд правильно исходил из того, что индексация была произведена на основании Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 763 "О денежном содержании федеральных государственных служащих", которым было регламентировано денежное содержание федеральных государственных гражданских служащих в соответствии с замещаемыми ими должностями, включенными в Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 года N 1574, существенно изменившим структуру должностей, их категории и группы. Названный Указ не повышает размеры ранее установленных должностных окладов федеральных государственных гражданских служащих, что позволяло бы определить индекс такого повышения.

Поскольку Указом введены новые условия оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих, прежние оклады были не повышены, а не отменены, таблица соответствия новых должностей федеральной государственной гражданской службы и ранее применявшихся должностей федеральной государственной службы не установлена, суд правильно указал в решении, что исключается определение общего индекса исходя из размера повышения должностных окладов. В подобной ситуации для целей индексации пенсий мог быть использован только средневзвешенный индекс.

Индекс 1,15 рассчитан с учетом повышения на 15 процентов оплаты труда государственных служащих при переходе на новые условия оплаты, что не противоречит федеральному закону.

Не может служить поводом к отмене решения суда довод кассационной жалобы о том, что принцип индексации, закрепленный в оспариваемых положениях, вводит якобы новую норму зависимости размера пенсии от времени выхода федерального государственного гражданского служащего на пенсию, создает разный уровень пенсий у граждан Российской Федерации, проходивших государственную федеральную службу, за счет даты, когда гражданин вышел на пенсию, поскольку противоречит содержанию исследованных судом правовых норм. Указом Президента от 25 июля 2006 года N 763 введены новые условия оплаты труда названной категории граждан, существенно изменилась структура должностей, их категории и группы, что обуславливает разный уровень пенсий у граждан, проходивших федеральную государственную гражданскую службу до Указа и после.

Правильно суд учел, что установленный индекс подтвержден Указом Президента Российской Федерации от 8 мая 2007 года N 591 "О пересчете размера ежемесячной доплаты к пенсии гражданам Российской Федерации, замещавшим должности в аппарате Исполнительного Комитета Союза Беларуси и России, Секретариате Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, Межгосударственном экономическом комитете Экономического Союза и Межгосударственном статистическом комитете Союза Независимых государств", изданным с применением средневзвешенного индекса 1,15.

Приобщенный к кассационной жалобе С. выполненный им расчет повышения должностных окладов федеральных государственных гражданских служащих с 1 августа 2006 года не опровергает вывод суда о соответствии оспариваемых заявителями положений требованиям федерального законодательства и не свидетельствует о незаконности принятого судом решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Доводы кассационных жалоб основаны на ошибочном толковании норм материального права, примененных судом при разрешении дела, и не могут служить поводом к отмене решения суда.

Принятое судом решение соответствует нормам материального права, правильно примененным и истолкованным судом, оснований, предусмотренных статьей 362 ГПК РФ для отмены его в кассационном порядке, не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 6 августа 2007 года оставить без изменения, кассационные жалобы С. и Б. - без удовлетворения.

Председательствующий
Г.В.МАНОХИНА

Члены коллегии
В.П.МЕРКУЛОВ
А.Н.ЗЕЛЕПУКИН