ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 августа 2007 г. N КАС07-383

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

    председательствующего                          Манохиной Г.В.,
    членов коллегии                                 Пелевина Н.П.,
                                                   Пирожкова В.Н.,
    с участием прокурора                            Масаловой Л.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению С. о признании недействующими пунктов 30, 42, 43, 45 Правил признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 95, по кассационной жалобе С. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 7 июня 2007 года, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Манохиной Г.В., объяснения С., поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя Правительства Российской Федерации Кузнецовой Е.А., возражавшей против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей решение суда оставить без изменения, Кассационная коллегия

установила:

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 95 утверждены Правила признания лица инвалидом (далее - Правила).

Настоящий нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 27 февраля 2006 года, N 9; "Российской газете" 28 февраля 2006 года, N 40.

Пунктом 30 Правил предусмотрено, что при проведении медико-социальной экспертизы гражданина в главном бюро акт медико-социальной экспертизы гражданина с приложением всех имеющихся документов направляется в главное бюро в 3-дневный срок для проведения медико-социальной экспертизы в бюро.

При проведении медико-социальной экспертизы гражданина в Федеральном бюро акт медико-социальной экспертизы гражданина с приложением всех имеющихся документов направляется в Федеральное бюро в 3-дневный срок со дня проведения медико-социальной экспертизы в главном бюро.

В соответствии с пунктом 42 Правил гражданин (его законный представитель) может обжаловать решение бюро в главное бюро в месячный срок на основании письменного заявления, подаваемого в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в главное бюро.

В силу пункта 43 Правил главное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение.

Согласно пункту 45 Правил решение главного бюро может быть обжаловано в месячный срок в Федеральное бюро на основании заявления, подаваемого гражданином (его законным представителем) в главное бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в Федеральное бюро.

Федеральное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение.

С. обратился в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействующими вышеназванных пунктов Правил, сославшись на то, что оспариваемые им пункты Правил противоречат Федеральному закону "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", пп. "а" пункта 6, пп. "б" пункта 7, пункту 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2004 года N 805 "О порядке организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы" и нарушают его право на обжалование решений федерального государственного учреждения в установленный законом срок.

Верховный Суд РФ постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе С. ставит вопрос об отмене судебного решения, ссылаясь на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия не находит оснований к отмене судебного решения.

В силу ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, Верховный Суд РФ пришел к правильному выводу о соответствии оспариваемых пунктов Правил федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение вышеприведенной нормы Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 20 февраля 2006 года N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом", которым утверждены Правила признания лица инвалидом, некоторые положения которых оспариваются заявителем.

Согласно пункту 1 Правил, признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главным бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.

Разрешая данное дело, суд обоснованно исходил из того, что пункт 30 Правил устанавливает порядок проведения медико-социальной экспертизы гражданина в главное бюро и срок, в течение которого бюро медико-социальной экспертизы должно направить акт медико-социальной экспертизы с приложением всех имеющихся документов в главное и Федеральное бюро. Установленные сокращенные сроки препятствуют необоснованному несвоевременному направлению актов и документов в вышестоящий орган, что обеспечивает реализацию принадлежащих гражданам прав, связанных с признанием их инвалидами. В случаях, требующих специальных видов обследования гражданина в целях установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности, реабилитационного потенциала, а также получения иных дополнительных сведений, может составляться программа дополнительного обследования, длительность которой различна, в связи с чем единых сроков для принятия медико-социальных решений не имеется.

Пунктами 42, 43, 45 установлено, что решение бюро может быть обжаловано в месячный срок в главное бюро, Федеральное бюро на основании письменного заявления, подаваемого гражданином (его законным представителем). Главное бюро, Федеральное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение.

Проанализировав положения оспоренных заявителем пунктов Правил, суд пришел к правильному выводу о том, что они не противоречат Федеральному закону от 2 мая 2006 года N 509-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", которым урегулированы правоотношения, связанные с реализацией гражданином права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, и установлен порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами, но не отношения, возникающие в области социальной защиты инвалидов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

Поэтому Правила, определяющие порядок и условия признания лица инвалидом, изданные Правительством во исполнение Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", как правильно указал суд первой инстанции, не могут противоречить Федеральному закону от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ.

Довод кассационной жалобы о том, что судом неправильно истолкован Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", неоснователен. Суд, проанализировав положения Федерального закона, правильно истолковал смысл оспоренных положений нормативного правового акта, пришел к обоснованному выводу о их соответствии федеральному законодательству.

Поскольку оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах компетенции Правительства РФ и не препятствуют праву гражданина на обжалование решений федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы в установленный законом срок, суд обоснованно отказал в удовлетворении заявления.

Выводы суда основаны на нормах материального права, предусмотренных статьей 362 ГПК РФ оснований для отмены решения суда в кассационном порядке не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 7 июня 2007 года оставить без изменения, а кассационную жалобу С. - без удовлетворения.

Председательствующий
Г.В.МАНОХИНА

Члены коллегии
Н.П.ПЕЛЕВИН
В.Н.ПИРОЖКОВ