ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 января 2007 г. N КАС06-511

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

    председательствующего                             Федина А.И.,
    членов коллегии                                  Анохина В.Д.,
                                                   Манохиной Г.В.,
    с участием прокурора                            Масаловой Л.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению С. о признании недействующим абзаца 4 пункта 2.6 Положения об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и пособий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины, и их семьям, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года N 942, в части слов: "прокурорским работникам" по кассационному представлению прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Е.Л. Воскобойниковой, участвовавшей в деле, на решение Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2006 года, которым отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца 4 пункта 2.6 Положения об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и пособий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины, и их семьям, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года N 942, в части слов: "прокурорским работникам", как не предполагающего приостановление выплаты при назначении лиц, получающих пенсию за выслугу лет или по инвалидности в органах прокуратуры, на должности прокурорских работников, не относящихся к прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Манохиной Г.В., объяснения представителя Правительства Российской Федерации Т.Л. Козлова, возражавшего против доводов кассационного представления, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Л.Ф. Масаловой, полагавшей решение суда изменить, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года N 942 было утверждено Положение об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и пособий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины, и их семьям" (далее - Положение).

В настоящее время этот нормативный правовой акт действует в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 года N 214; от 26 февраля 1996 года N 170; от 24 марта 2000 года N 244; от 29 октября 2005 года N 649; от 20 октября 2006 года N 619, с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2004 года N 50.

Абзацем 4 пункта 2.6 Положения предусмотрено, что при назначении лиц, получающих пенсию за выслугу лет или по инвалидности в органах прокуратуры, на должности прокурорских работников выплата пенсии приостанавливается.

С. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим абзаца 4 пункта 2.6 Положения в части слов: "прокурорским работникам", как не соответствующего федеральному законодательству.

В подтверждение требования указала, что названное Положение определяет особенности исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий прокурорам, следователям, научным и педагогическим работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины, и их семьям. В Положении ничего не говорится о специалистах органов прокуратуры. Порядок, предусмотренный Положением, распространяется только на прокуроров, следователей, научных и педагогических работников органов прокуратуры, а не специалистов.

Как оперативный работник прокуратуры она получала пенсию по выслуге лет. При поступлении на работу в органы прокуратуры на должность специалиста ей незаконно была прекращена выплата пенсии.

Представитель Правительства Российской Федерации с заявлением С. не согласился, полагая, что оспариваемое положение нормативного правового акта не противоречит действующему федеральному законодательству и его действие распространяется только на лиц, которые назначаются на должности прокуроров, следователей, научных и педагогических работников органов учреждений и прокуратуры.

Верховным Судом Российской Федерации постановлено вышеприведенное решение, об изменении которого - исключении из мотивировочной и резолютивной частей указания на то, что оспариваемая норма не предполагает приостановление выплаты пенсии при назначении лиц, получающих пенсию за выслугу лет или по инвалидности в органах прокуратуры, на должности прокурорских работников, не относящихся к прокурорам, следователям, научным и педагогическим работниками, просит в кассационном представлении прокурор Генеральной прокуратуры РФ, участвовавший в деле. Полагает, что суд неправильно применил нормы материального права, а данное судом разъяснение принято с превышением полномочий суда общей юрисдикции, содержащихся в нормах процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене решения суда по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления (ч. 1 ст. 253).

В силу статьи 49 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 (в редакции от 4 ноября 2005 года) "О прокуратуре Российской Федерации" служба в органах и учреждениях прокуратуры является видом федеральной государственной службы. Прокурорские работники являются государственными служащими государственной службы Российской Федерации, исполняющими обязанности с учетом требований настоящего Федерального закона.

Согласно части 2 статьи 44 названного Федерального закона пенсионное обеспечение прокуроров, следователей, научных и педагогических работников и членов их семей осуществляется применительно к условиям, нормам и порядку, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей.

Пенсионное обеспечение иных прокурорских работников осуществляется в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении государственных служащих, то есть на основании Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". При этом прокурорские работники приравнены в пенсионном обеспечении к военнослужащим и пенсия за выслугу лет им назначается в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1.

В соответствии со статьей 6 данного Закона лицам, на которых распространяется действие данного Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения со службы. Пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу, в органы по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах) выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается.

Абзацем 4 пункта 2.6 Положения предусмотрено, что при назначении лиц, получающих пенсию за выслугу лет или по инвалидности в органах прокуратуры, на должности прокурорских работников выплата пенсии приостанавливается. При последующем увольнении выплата пенсии по желанию пенсионера возобновляется с учетом повышения (индексации) либо назначается вновь исходя из денежного содержания по последней штатной должности прокурора, следователя, научного и педагогического работника и выслуги на день последнего увольнения из органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое заявителем в части положение пункта 2.6 не противоречит действующему федеральному законодательству и не предполагает приостановления выплаты пенсии при назначении лиц, получающих пенсию за выслугу лет или по инвалидности в органах прокуратуры, на должности прокурорских работников, не относящихся к прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам.

Суд первой инстанции, проанализировав содержание Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года N 942, обоснованно исходил из того, что оно определяет особенности исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий прокурорам, следователям, научным и педагогическим работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины, и их семьям. Его действие не распространяется на других работников органов и учреждений прокуратуры, которые в соответствии со статьей 54 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" отнесены к прокурорским работникам.

Согласно пункту 1 Положения, его действие распространяется на прокуроров, следователей, научных и педагогических работников органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, имеющих классные чины, и их семьи.

Пунктом 3 этого же Положения определен перечень лиц, имеющих право на пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Положением, в который не включены какие-либо иные прокурорские работники, помимо прокуроров и следователей, научных и педагогических работников органов и учреждений прокуратуры. Используемая формулировка "прокурорские работники" включает в себя тех прокурорских работников, чье пенсионное обеспечение осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 и которые после выхода на пенсию за выслугу лет вновь назначены на должности, перечисленные в пункте 3 Положения.

Довод кассационного представления о том, что суд первой инстанции принял решение с превышением полномочий суда общей юрисдикции, ошибочен, поскольку суд при проверке законности нормативного правового вправе сформулировать правовые позиции, исключающие его неправильное толкование в правоприменительной практике.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

Решение Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2006 года оставить без изменения, кассационное представление прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Е.Л. Воскобойниковой, участвовавшей в деле, - без удовлетворения.

Председательствующий
А.И.ФЕДИН

Члены коллегии
В.Д.АНОХИН
Г.В.МАНОХИНА