ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 ноября 2006 г. N КАС06-433

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

    председательствующего                          Манохиной Г.В.,
    судей                                           Пирожкова В.Н.
                                                   и Ермилова В.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании от 28 ноября 2006 года гражданское дело по заявлению С. и У. о признании недействующими Положения N 2 к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 ноября 2004 года N 256 в части слов "Действительна в течение 6 месяцев" и пункта 3.7 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 328, в части слов "до 1 декабря текущего года",

по кассационной жалобе С. и У. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 28 сентября 2006 года, которым в удовлетворении заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Манохиной Г.В., объяснения представителя Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Т.Ф. Вислогузовой, возражавшей против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Л., Ф. Масаловой, полагавшей решение суда оставить без изменения, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации 22 ноября 2004 года издан Приказ N 256 "О порядке медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение", которым утверждена медицинская документация Форма N 070/у-04 "Справка для получения путевки" (Приложение N 2). Справка для получения путевки действительна в течение 6 месяцев.

14 декабря 2004 года названный нормативно-правовой акт был зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации за регистрационным номером 6189 и опубликован в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" N 51 20 декабря 2004 года, в "Российской газете" N 283 22 декабря 2004 года.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 328 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 февраля 2005 года, регистрационный номер 6303, опубликован в "Бюллетене нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" N 7 14 февраля 2005 года, "Российской газете" N 31 16 февраля 2005 года) утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан.

Пунктом 3.7 названного Порядка предусмотрено, что при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением в исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства.

Заявители обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим Приложения N 2 к вышеназванному Приказу в части слов "Действительна в течение 6 месяцев" и пункта 3.7 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 328 в части слов "до 1 декабря текущего года".

В подтверждение требования указали, что оспариваемые положения названных нормативных правовых актов противоречат федеральному законодательству, регулирующему вопросы здравоохранения и социального развития, нарушают их права на санаторно-курортное лечение в летний период года и выбор санаторно-курортного учреждения в пределах медицинских рекомендаций.

Верховным Судом Российской Федерации постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просят в кассационной жалобе С. и У., считая его незаконным. Полагают, что суд неправильно применил материальный закон. Вывод суда о законности оспариваемых положений сделан без проверки обстоятельств, имеющих существенное значение для дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене решения суда по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Отказывая в удовлетворении требований заявителей, суд пришел к правильному выводу, что оспариваемые заявителями некоторые положения Приложения N 2 к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 ноября 2004 года N 256 и Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан от 29 декабря 2004 года N 328 не противоречат федеральному законодательству.

Согласно п.п. 1 п. 1.6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона набора социальных услуг, включаются следующие социальные услуги: дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном медицинском страховании.

Порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития (п. 5 ст. 6.3 Федерального закона N 178-ФЗ).

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 321 таким органом является Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, которое в пределах своей компетенции приняло нормативные правовые акты, некоторые положения которых оспариваются заявителями.

Пунктом 1.5 Порядка медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 ноября 2004 года N 256, предусмотрено, что при наличии медицинских показаний и присутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения больному выдается на руки справка для получения путевки по форме N 070/у-04 с рекомендацией санаторно-курортного лечения, о чем лечащий врач лечебно-профилактического учреждения делает соответствующую запись в медицинской карте амбулаторного больного. Срок действия справки составляет шесть месяцев.

Установление в Приложении N 2 к этому Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации срока действия справки на получение санаторно-курортной путевки шесть месяцев суд правильно признал не противоречащим федеральному законодательству.

При этом суд обоснованно исходил из того, что санаторно-курортное лечение является разновидностью лечебной помощи и, как любая лечебная помощь, может оказываться гражданам только при наличии медицинских показаний. Поскольку состояние здоровья гражданина может меняться, поэтому возникает необходимость уточнения медицинских показаний и отсутствие медицинских противопоказаний санаторно-курортного лечения, установлен срок действия справки шесть месяцев. Установление срока действия справки направлено на защиту жизни и здоровья граждан и не противоречит федеральному законодательству.

Суд правильно отказал заявителям в удовлетворении требования о признании недействующим п. 3.7 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 328, в части слов "до 1 декабря текущего года".

Согласно этому пункту Порядка при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные фонды Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда.

Из содержания вышеприведенной правовой нормы усматривается, что для получения путевки на санаторно-курортное лечение в текущем году гражданин может обратиться с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки и справкой для ее получения в любое время, но не позднее 1 декабря текущего года.

Поскольку согласно п. 3.8 названного Порядка Фонд социального страхования Российской Федерации не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщает гражданину о возможности удовлетворения его заявления, а сама санаторно-курортная путевка выдается на 21 день, такое обращение позже 1 декабря текущего года делает невозможным осуществление санаторно-курортного лечения.

В соответствии с п. 2 ст. 6.3 Федерального закона N 178-ФЗ периодом предоставления гражданам социальных услуг, в том числе санаторно-курортного лечения, является календарный год. В случае если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг, периодом предоставления ему социальных услуг является период с момента приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.

Доводы заявителей о том, что установленный в п. 3.7 Порядка срок (1 декабря текущего года) является предельным сроком подачи заявления для предоставления санаторно-курортного лечения в следующем году, делает невозможным получение санаторно-курортной путевки в летнее время, не могли послужить поводом к удовлетворению требований заявителей, поскольку не свидетельствуют о противоречии федеральному законодательству оспариваемых положений.

Неосновательны доводы кассационной жалобы о том, что суд при разрешении дела не проверил все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, не учел неопределенность содержания п. 3.7 Порядка. Суд, проанализировав положения федерального законодательства, регулирующего поставленные в заявлении С. и У. вопросы, правильно истолковав смысл оспоренных положений нормативных правовых актов, пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемые положения Приложения N 2 и Порядка не противоречат федеральному законодательству.

Доводы кассационной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права и не могут служить поводом к отмене решения суда.

Руководствуясь ст. ст. 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 28 сентября 2006 года оставить без изменения, кассационную жалобу С. и У. - без удовлетворения.

Председательствующий
Г.В.МАНОХИНА

Члены коллегии
В.Н.ПИРОЖКОВ
В.М.ЕРМИЛОВ