ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 февраля 2006 г. N КАС06-23

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

    председательствующего                             Федина А.И.,
    членов коллегии                                 Толчеева Н.К.,
                                                     Анохина В.Д.,
    с участием прокурора                            Федотовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании от 14 февраля 2006 года гражданское дело по заявлению Ж. о признании частично недействующими Приложений N N 1 и 3 к Порядку осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденному Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 ноября 2004 года N 294,

по кассационной жалобе заявителя на решение Верховного Суда РФ от 27 декабря 2005 года, которым в удовлетворении заявленного требования отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Федина А.И., объяснения представителя заявителя - Пилипенко А.И., поддержавшего доводы кассационной жалобы, объяснения представителей Министерства здравоохранения и социального развития РФ Черкасова А.А. и Васильевой Т.Ю., возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора А.В. Федотовой, полагавшей кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия

установила:

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 ноября 2004 г. N 294, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 21 декабря 2004 г. N 6216, утвержден Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации (далее - Порядок).

В Приложении N 1 к Порядку приведен Перечень отдельных категорий граждан, имеющих право на получение ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (далее - Перечень граждан), представляющий собой таблицу, в которой указаны категории лиц, имеющих право на получение ЕДВ на основании Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", а также нормы указанного Закона, позволяющие разграничивать категории граждан, включенных в Перечень, и размеры ЕДВ.

Пунктом 2 Перечня Приложения N 1 к Порядку предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение ЕДВ, и основания для отнесения этих граждан к категории ветеранов, в том числе к категории участников Великой Отечественной войны, ставших инвалидами, указанных в п. 2 ст. 15 Федерального закона "О ветеранах" (кроме пп. "з" пп. 1 ч. 1 ст. 2).

В соответствии с пп. "з" пп. 1 п. 1 ст. 2 Закона военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами и медалями СССР за службу в указанный период, также относятся к участникам Великой Отечественной войны. К данной категории ветеранов - участников ВОВ относится и заявитель.

В Приложении N 3 к Порядку дан Перечень документов, рассматриваемых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации при обращении граждан за ежемесячной денежной выплатой.

В соответствии с пунктом 14 Перечня документов в качестве документа, подтверждающего статус участника Великой Отечественной войны, ставшего инвалидом вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), принимаются удостоверения, указанные в пунктах 9 - 11, 13 настоящего Перечня, и выписка из акта освидетельствования в федеральном учреждении медико-социальной экспертизы.

Ж. обратился в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействующими пункта 2 Перечня граждан в части слов "(кроме пп. "з" пп. 1 п. 1 ст. 2)", указав, что данная группа участников войны незаконно исключена из этого пункта, и пункта 14 Перечня документов в части ссылки на пункт 11 Перечня и знака препинания запятая ("11,"), ссылаясь на то, что оспариваемые им предписания Приложений N N 1 и 3 к Порядку противоречат Конституции РФ, Федеральному закону "О ветеранах" и лишают граждан, в том числе и его, относящихся к участникам Великой Отечественной войны, названным в пп. "з" пп. 1 п. 1 ст. 2 этого Закона, которые стали инвалидами вследствие общего заболевания, права на получение ежемесячной денежной выплаты в размере, предусмотренном для инвалидов войны.

Верховный Суд Российской Федерации постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Ж. ставит вопрос об отмене судебного решения, как вынесенного с нарушением требований ст. 362 ГПК РФ, ссылаясь на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела. В жалобе указал на неправильное толкование норм материального права. Просит передать дело на новое рассмотрение.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия полагает решение суда не подлежащим отмене по следующим основаниям.

При разрешении дела суд обоснованно исходил из того, что Законом, устанавливающим правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, является Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

В соответствии со ст. 13 Закона социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей, в том числе, получение ежемесячной денежной выплаты.

При этом, как правильно указал суд в своем решении, Закон дифференцирует уровень мер социальной поддержки ветеранов (в том числе и по размеру ЕДВ) в зависимости от особенностей их правового статуса.

Так, меры социальной поддержки участников Великой Отечественной войны, названных в пп. "з" пп. 1 п. 1 ст. 2 Закона, к которым относится и заявитель (военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период), закреплены в ст. 17 Закона.

Меры социальной поддержки участников Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в пп. пп. "а" - "ж" и "и" пп. 1 п. 1 ст. 2 Закона (то есть за исключением лиц, перечисленных в пп. "з" пп. 1 п. 1 ст. 2 Закона), предусмотрены п. 1 ст. 15 Закона. Указанная статья предусматривает меры социальной поддержки лишь для участников Великой Отечественной войны, в которой не предусмотрена категория ветеранов - участников ВОВ, указанная в пп. "з" пп. 1 п. 1 ст. 2 Закона.

Приведенная норма Закона не может трактоваться в отрыве от других норм Закона, в том числе в которых предусмотрены различные меры социальной защиты участников войны в зависимости от того, относятся ли эти лица к участникам ВОВ, указанным в подпунктах с "а" до "ж" пп. 1 п. 1 ст. 2 Закона включительно или к участникам ВОВ, указанным в пп. "з" пп. 1 п. 1 ст. 2 этого Закона.

Таким образом, суд сделал правильный вывод о том, что в статьях 15 и 17 Федерального закона "О ветеранах" предусмотрены разные объемы льгот, в том числе касающиеся льгот по размеру ЕДВ.

Суд правильно признал, что вышеизложенное подтверждается и содержанием статьи 23.1 Закона, предусматривающей различные размеры ЕДВ, из которой следует, что размер ЕДВ военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев; военнослужащим, награжденным орденами и медалями СССР за службу в указанный период, с 1 января 2006 года составит 600 рублей.

Кассационная коллегия не может согласиться с доводами заявителя в кассационной жалобе о том, что оспоренными актами неправомерно произведены различия между объемом прав (льгот), которыми вправе пользоваться участники ВОВ, перечисленные в подпунктах "а" - "ж", и объемом этих прав (льгот), предусмотренных для участников ВОВ в подпунктах "з" пп. 1 п. 1 ст. 2 Закона "О ветеранах", направленных, по мнению заявителя, на ущемление конституционных прав.

Как отмечено в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 20.11.2003 N 435-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Лучинина В.М. на нарушение его конституционных прав подпунктом "з" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 и статьей 17 Федерального закона "О ветеранах", различия в уровне мер социальной защиты участников Великой Отечественной войны свидетельствуют об особой государственной поддержке фронтовиков и других лиц, принимавших участие в боевых действиях, а также проживавших и работавших в годы войны в тяжелейших условиях блокадного Ленинграда. Такие различия не могут рассматриваться как направленные на противопоставление друг другу отдельных категорий участников войны, ущемление прав или умаление достоинства личности тех из них, кто указан в подпункте "з" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах".

При таком положении вывод суда о том, что оспариваемые предписания Приложений N N 1, 3 к Порядку не противоречат действующему законодательству, обоснован.

Нормы материального права применены и истолкованы судом первой инстанции правильно, предусмотренных ст. 362 ГПК РФ оснований к отмене решения суда в кассационном порядке не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2005 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Ж. - без удовлетворения.

Председательствующий
А.И.ФЕДИН

Члены коллегии
Н.К.ТОЛЧЕЕВ
В.Д.АНОХИН