ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 июня 2004 г. N КАС04-217

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

    председательствующего                             Федина А.И.,
    членов коллегии                                     Кебы Ю.Г.,
                                                Петроченкова А.Я.,
    с участием прокурора                               Кочуры А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании 10 июня 2004 года гражданское дело по заявлению К. о признании незаконной "Инструкции о порядке выплаты ежемесячной надбавки за командование (руководство) воинскими подразделениями и воинскими частями", утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 января 2002 года N 33, по кассационной жалобе заявителя на решение Верховного Суда Российской Федерации от 23 марта 2004 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Петроченкова А.Я., объяснение представителя Министерства обороны Российской Федерации Скока А.А., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, а также заключение прокурора управления Генеральной прокуратуры РФ Кочуры А.А., полагавшего кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

установила:

К. обратился в Верховный Суд РФ с вышеуказанными требованиями, ссылаясь на то, что в связи с установлением оспариваемой "Инструкцией" численности личного состава не менее 10 человек, при которой капитану 3 ранга выплачивается денежная надбавка за командованием личным составом, он, являясь с ноября 1997 года командиром боевой части связи войсковой части 69008-А, имея в подчинении 8 человек, лишен возможности получать ежемесячную надбавку за командование (руководство) воинским подразделением, установленную Указом Президента РФ от 29 декабря 2001 года N 1509 "О дополнительных мерах по материальному стимулированию некоторых категорий военнослужащих" и Постановлением Правительства РФ от 4 января 2002 года N 4 "Об установлении военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за командование (руководство) воинскими подразделениями и воинскими частями".

По мнению К., специфика комплектования подводной лодки требует привлечения минимального числа личного состава, в связи с чем у него, капитана 3 ранга, в подчинении 8 человек, а не 10, поэтому он просит признать "Инструкцию" противоречащей вышеназванным нормативным актам и обязать Министра обороны РФ разработать новую "Инструкцию", в которой бы предусматривалась ежемесячная надбавка при нахождении в подчинении одного и более военнослужащих.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 23 марта 2004 года в удовлетворении жалобы заявителю было отказано.

В кассационной жалобе, не соглашаясь с данным решением, К. просит его отменить и вынести новое решение об удовлетворении жалобы, настаивая на заявленных ранее требованиях и полагая, что оспариваемая "Инструкция" не в полном объеме выполняет требования Указа Президента РФ от 29 декабря 2001 года N 1509 и нарушает конституционные права военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, замещающих воинские должности командиров воинских подразделений и воинских частей и имеющих в подчинении личный состав в меньшем количестве, чем указано в "Инструкции".

Рассмотрев материалы дела и изучив доводы частной жалобы, Кассационная коллегия находит ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. 11 ст. 13 Федерального закона РФ от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ (в редакции Федерального закона от 31 декабря 1999 года N 229-ФЗ) "О статусе военнослужащих", кроме выплат, предусмотренных этим Законом, Президентом РФ, Правительством РФ, а в пределах выделенных ассигнований Министром обороны РФ (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба), могут устанавливаться надбавки и другие дополнительные выплаты военнослужащим. Указанные надбавки и выплаты устанавливаются дифференцировано в зависимости от нахождения в подчинении военнослужащих личного состава, сложности, объема и важности выполняемых задач.

На основании этих положений Закона Указом Президента Российской Федерации от 29 декабря 2001 года N 1509 "О дополнительных мерах по материальному стимулированию некоторых категорий военнослужащих" Правительству РФ поручено установить с 1 января 2002 года военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, замещающим воинские должности командиров воинских подразделений и воинских частей и имеющим в подчинении личный состав, ежемесячную надбавку за командование (руководство) воинскими подразделениями и частями, а также определить порядок и размер этих выплат в зависимости от замещаемых ими воинских должностей и численности личного состава, находящегося у них в подчинении. Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 29 декабря 2001 года N 1509 Правительство Российской Федерации издало Постановление от 4 января 2002 года N 4 "Об установлении военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за командование (руководство) воинскими подразделениями и воинскими частями", которым установило с 1 января 2002 года военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, замещающим воинские должности командиров воинских подразделений и воинских частей и имеющим в подчинении личный состав, ежемесячную надбавку за командование (руководство) воинскими подразделениями и воинскими частями в размере от 300 до 500 рублей.

При этом Правительство РФ поручило руководителям федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, определить перечень должностей, при замещении которых военнослужащим будет выплачиваться указанная надбавка и ее конкретные размеры.

На основании вышеназванных нормативных актов Министр обороны РФ издал Приказ от 24 января 2002 года N 33 "О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации", в котором предложил заместителям Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации, начальникам главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации разработать и представить для утверждения согласованные с Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации и Главным финансово-экономическим управлением Министерства обороны Российской Федерации предложения по перечням воинских должностей командиров воинских подразделений и воинских частей, при замещении которых военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, должна выплачиваться надбавка.

Данным Приказом Министр обороны РФ утвердил "Инструкцию о порядке выплаты ежемесячной надбавки за командование (руководство) воинскими подразделениями и воинскими частями", в соответствии с которой с 1 января 2002 г. военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, замещающим воинские должности командиров воинских подразделений и воинских частей и имеющим в подчинении личный состав, перечисленный в таблице, выплачивается ежемесячная надбавка за командование (руководство) воинскими подразделениями и воинскими частями.

Указом Президента РФ от 29 декабря 2001 года N 1509 предусматривалось принятие дополнительных мер для материального стимулирования не всех, а только некоторых категорий военнослужащих. При этом данная надбавка должна устанавливаться дифференциально в зависимости от нахождения в подчинении военнослужащих личного состава, сложности объема и важности выполняемых ими задач. Указанный принцип был закреплен и в Указе Президента РФ и в Постановлении Правительства РФ, на которые ссылается заявитель.

Таким образом, Министр обороны РФ, издав Приказ от 24 января 2002 года N 33, которым утвердил оспариваемую "Инструкцию...", действовал в пределах предоставленных ему прав.

Одновременно Кассационная коллегия уточняет, что в решении Верховного Суда Российской Федерации от 23 марта 2004 года п. 9 ст. 13 Федерального закона РФ от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ (в редакции Федерального закона от 31 декабря 1999 года N 229-ФЗ) необходимо читать п. 11 ст. 13.

С учетом изложенного и руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 23 марта 2004 года оставить без изменения, а кассационную жалобу К. - без удовлетворения.