ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 марта 2004 г. N КАС 04-108

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

    председательствующего                             Федина А.И.,
    членов коллегии                                 Толчеева Н.К.,
                                                 Петроченкова А.Я.

рассмотрела в открытом судебном заседании 30 марта 2004 года гражданское дело по заявлению войсковой части 21146 о признании недействующим Постановления Правительства от 25 февраля 2000 года N 160 "О предоставлении путевок в лечебно-оздоровительные учреждения военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, государственной противопожарной службы и сотрудникам уголовно-исполнительной системы, выполняющим (выполнявшим) задачи по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории Северо-Кавказского региона, и членам их семей" (в ред. Постановления Правительства РФ от 8 августа 2003 года N 475, с изменениями, внесенными Постановлениями Правительства РФ от 24 августа 2002 года N 630 и от 14 октября 2003 года N 625) по кассационной жалобе заявителя на решение Верховного Суда Российской Федерации от 4 февраля 2004 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Петроченкова А.Я., объяснение представителя Правительства РФ Лохина В.В., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, а также заключение прокурора управления Генеральной прокуратуры РФ Аверичкина М.О., полагавшего кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Войсковая часть 21146 обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором утверждает, что оспариваемое Постановление Правительства РФ противоречит Закону РФ "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах", так как возлагает на войсковую часть обязанность по выплате указанной денежной компенсации всем военнослужащим, выполнявшим специальные задачи на территории Северо-Кавказского региона, тогда как ст. 5 приведенного Закона прямо определяет, что право на получение денежной компенсации взамен непредоставленных путевок в лечебно-оздоровительные учреждения имеют только военнослужащие, выполнявшие задачи в условиях вооруженного конфликта немеждународного характера на территории Чеченской Республики и на непосредственно прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного конфликта.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 4 февраля 2004 года в удовлетворении жалобы заявителю было отказано.

В кассационной жалобе, не соглашаясь с данным решением, заявитель просит его отменить и вынести новое решение об удовлетворении его жалобы, полагая, что суд при вынесении решения необоснованно сослался на п. 9 ст. 13 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", что, по мнению заявителя, привело к вынесению незаконного и необоснованного решения.

Рассмотрев материалы дела и изучив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия находит ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Правовые основы и порядок введения на территории Российской Федерации чрезвычайного положения определены в Российской Федерации Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 года N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении".

Законом Российской Федерации от 21 января 1993 года N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" установлены социально-правовые гарантии защиты военнослужащих, проходящих военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.

В соответствии со ст. 5 указанного Закона военнослужащим, выполнявшим задачи в условиях вооруженного конфликта немеждународного характера в Чеченской Республике и на непосредственно прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, наряду с гарантиями и компенсациями, предусмотренными настоящим Законом, представляется целый ряд льгот, в том числе при наличии медицинских показаний этим лицам в первоочередном порядке предоставляются путевки в лечебно-оздоровительные учреждения соответствующих федеральных органов исполнительной власти или денежная компенсация в размере стоимости путевки.

Правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в Российской Федерации, а также основы правовой и социальной защиты лиц, участвующих в борьбе с терроризмом, установлены Федеральным законом от 25 июля 1998 года N 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом" и Постановлением Правительства РФ от 22 января 1997 года N 58 "О мерах социальной защиты лиц, привлекаемых к выполнению специальных задач, связанных с проведением мероприятий по борьбе с терроризмом".

Оспариваемое заявителем "Положение о предоставлении путевок в лечебно-оздоровительные учреждения военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы и сотрудникам уголовно-исполнительной системы, выполняющим (выполнявшим) задачи по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории Северо-Кавказского региона, и членам их семей", утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 года N 160.

В соответствии со ст. 115 Конституции Российской Федерации Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Статьей 16 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" N 2-ФКЗ от 17 декабря 1997 года к полномочиям Правительства Российской Федерации в социальной сфере отнесено принятие мер по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия.

На основании п. 9 ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" N 76-ФЗ от 27 мая 1998 года Правительством Российской Федерации могут устанавливаться надбавки и дополнительные выплаты военнослужащим, которые не предусмотрены настоящим Законом.

Таким образом, Правительство Российской Федерации в рамках указанной конституционной нормы, Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" и Федерального закона "О статусе военнослужащих", принимая соответствующее постановление и определяя круг лиц, на которых распространяется рассматриваемая льгота, действовало в пределах своих полномочий и компетенции. Вопреки утверждению автора кассационной жалобы, оно не противоречит Федеральным законам "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" и "О ветеранах".

На основании изложенного и руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 4 февраля 2004 года оставить без изменения, а кассационную жалобу войсковой части 21146 - без удовлетворения.