ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 января 2004 г. N КАС 03-657
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Федина А.И., членов коллегии Толчеева Н.К., Петроченкова А.Я.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 29 января 2004 года гражданское дело по заявлению Алексеева Вячеслава Алексеевича, Асланяна Рафи Григорьевича, Бакаева Виктора Аркадьевича, Баличева Юрия Петровича, Беляева Андрея Евгеньевича, Белобородова Олега Дмитриевича, Бертельс Лейлы Абдрашидовны, Берцева Виктора Львовича, Богданова Геннадия Николаевича, Бондаренко Игоря Ивановича, Букина Александра Петровича, Булдовского Генриха Степановича, Бусуриной Ирины Васильевны, Бугаевой Алисы Алексеевны, Валюженича Анатолия Васильевича, Викторова Юрия Евгеньевича, Воинова Аркадия Михайловича, Воинова Алексея Аркадьевича, Воробьева Андрея Константиновича, Гармонова Игоря Федоровича, Гербова Виктора Михайловича, Громека Татьяны Георгиевны, Горбенко Бориса Андреевича, Гречко Владимира Михайловича, Гурцевича Владимира Эдуардовича, Давыдовой Валентины Сергеевны, Елисеева Виктора Филипповича, Желудевой Галины Антоновны, Иванова Бориса Георгиевича, Иглина Юрия Николаевича, Иконникова Алексея Павловича, Иссинского Романа Викторовича, Кабатченко Михаила Владимировича, Каширина Александра Николаевича, Ковалева Александра Антоновича, Колчина Владимира Евгеньевича, Константинова Андрея Алексеевича, Королева Василия Васильевича, Коршуновой Екатерины Николаевны, Кривцова Юрия Ивановича, Куркиной Галины Константиновны, Курковой Галины Ильиничны, Левикова Георгия Адольфовича, Лемеша Владимира Ивановича, Лепарского Евгения Анатольевича, Мелешко Валентина Петровича, Неживого Юрия Владимировича, Неклессы Ивана Гурьевича, Неклесса Фаины Михайловны, Новожилова Юрия Викторовича, Овчинникова Константина Петровича, Ожегова Сергея Сергеевича, Павлова Владимира Карповича, Павловой Натальи Яковлевны, Петренко Андрея Ивановича, Подшивалова Василия Тимофеевича, Пожарского Владимира Сергеевича, Политыкина Владимира Гавриловича, Пономарева Юрия Валентиновича, Поповой Софьи Сергеевны, Просиной Зори Владимировны, Романова Леонида Васильевича, Романовой Ларисы Тимофеевны, Семиколенова Вячеслава Петровича, Сильченко Марины Евгеньевны, Смирновой Раисы Михайловны, Смирнова Владимира Николаевича, Соболевой Майи Дмитриевны, Устинова Вячеслава Александровича, Ушакова Валентина Михайловича, Федорук Павла Сергеевича, Хитрова Аркадия Ивановича, Холодилиной Людмилы Григорьевны, Цвылева Ральфа Ивановича, Черновой Ирины Львовны, Шейдаковой Маргариты Федоровны, Шитова Анатолия Александровича, Щучкиной Татьяны Владимировны, Авакова Рачика Мамиконовича, Анфилофьева Аркадия Аристарховича, Авилова Евгения Николаевича о признании недействующим и не подлежащим применению Постановления Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2002 года N 285 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 23 марта 2001 года N 229" по кассационной жалобе заявителей на решение Верховного Суда Российской Федерации от 7 октября 2003 года, которым в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Н.К., объяснения заявителей Иссинского Р.В., Воробьева А.К., Давыдовой B.C., Громека Т.Г. и представителя заявителей Чижиковой Н.Ю., поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения против доводов кассационной жалобы представителей Правительства Российской Федерации Васильевой Т.Ю., Игреневой Е.В., Носовой Н.Д., Березина В.А., Кулагиной И.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Воскобойниковой Е.Л., полагавшей кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия
установила:
вышеуказанным Постановлением от 29 апреля 2002 г. N 285 в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" внесены изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 23 марта 2001 года N 229 "О ежемесячной доплате к государственной пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию) граждан Российской Федерации из числа бывших сотрудников международных организаций системы Организации Объединенных Наций".
Пункты 2 и 4 изложены в следующей редакции:
"2. Ежемесячная доплата к государственной пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию) устанавливается гражданам, указанным в пункте 1 настоящего Постановления, в зависимости от суммы средств, переведенных Объединенным пенсионным фондом персонала Организации Объединенных Наций на счет бюджета государственного социального страхования СССР, предназначенный для пенсионного обеспечения, в следующем размере:
а) при сумме переведенных средств до 50 тыс. долларов США - в размере 210 процентов размера базовой части трудовой пенсии по старости;
б) при сумме переведенных средств от 50 тыс. долларов США до 100 тыс. долларов США - в размере 290 процентов размера базовой части трудовой пенсии по старости;
в) при сумме переведенных средств свыше 100 тыс. долларов США - в размере 415 процентов размера базовой части трудовой пенсии по старости";
"4. При определении размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию), подлежащей выплате гражданам, указанным в пунктах 1 и 3 настоящего Постановления, применяется размер базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренный пунктом 1 статьи 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", с учетом проведенной индексации на день назначения ежемесячной доплаты к государственной пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию).
При индексации размера базовой части трудовой пенсии с учетом темпов роста инфляции, а также при увеличении размера базовой части трудовой пенсии по старости в соответствии с федеральными законами в целях поэтапного приближения этого размера к величине прожиточного минимума пенсионера одновременно соответственно повышается размер выплачиваемой ежемесячной доплаты к государственной пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию)".
Алексеев В.А. и другие (всего 81 человек) - бывшие сотрудники международных организаций системы ООН и их правопреемники - обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании Постановления Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2002 г. N 285 недействующим и не подлежащим применению, указывая на то, что оно противоречит Федеральному закону от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации", ст. 1 Федерального закона "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации", Соглашению от 1980 года между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Объединенным пенсионным фондом персонала Организации Объединенных Наций (далее - ОПФП ООН), поскольку определяет доплаты к государственной пенсии, не соответствующие по размеру суммам в долларах США, переведенным ОПФП ООН на эти цели за указанных граждан в государственный бюджет СССР, вследствие чего нарушены их (заявителей) пенсионные права.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 7 октября 2003 года в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе заявители просят решение суда отменить, считая его принятым с нарушением норм процессуального и материального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.
На основании ст. 13 Положения и правил Объединенного пенсионного фонда персонала Организации Объединенных Наций, учрежденного Генеральной Ассамблеей ООН с целью обеспечения персонала ООН и других организаций, принятых в члены Фонда, пособиями при выходе на пенсию и другими пособиями в соответствующих случаях, было заключено 10 октября 1980 года и одобрено Генеральной Ассамблеей в резолюции 35/215 от 17 декабря 1980 года Соглашение между Правительством СССР и Объединенным пенсионным фондом персонала Организации Объединенных Наций о передаче пенсионных прав в целях обеспечения их преемственности.
Этим Соглашением были предусмотрены условия и порядок перевода Пенсионным фондом Фонду социального обеспечения СССР, под которым подразумевался счет бюджета государственного страхования СССР, средств, начисленных в Пенсионном фонде участнику, то есть сотруднику организации, командированному с государственной службы СССР, выразившему желание о применении к нему указанного Соглашения.
Согласно статье IV Соглашения при переводе Пенсионным фондом в соответствии со статьей III средств Фонду социального обеспечения СССР в отношении участника:
a) он утрачивает право на получение каких-либо пособий, предусмотренных в Положениях, и
b) засчитываемый для пенсии срок его службы включается в стаж, дающий право на пенсию по законодательству СССР, как если бы он в это время находился на государственной службе в СССР, а сумма, переведенная Фонду социального обеспечения СССР, учитывается при определении вида и размера его пенсии в соответствии с законодательством СССР.
Таким образом, граждане Российской Федерации из числа бывших сотрудников международных организаций системы ООН, выразивших желание о применении к ним названного Соглашения, являющегося обязательным для Российской Федерации как правопреемника СССР, имеют право на включение срока службы в указанных международных организациях в трудовой стаж, учитываемый при назначении пенсии по законодательству Российской Федерации, а также на учет переведенных сумм при определении вида и размера пенсии.
При этом Соглашение не определяет конкретные виды и размеры пенсий, а относит решение данных вопросов к национальному законодательству.
В настоящее время положения статьи IV Соглашения реализуются путем включения периода работы в международных организациях системы ООН в трудовой стаж, учитываемый при назначении трудовых пенсий, и установления ежемесячных доплат к государственной пенсии (ежемесячному содержанию) на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 23 марта 2001 года N 229 "О ежемесячной доплате к государственной пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию) граждан Российской Федерации из числа бывших сотрудников международных организаций системы Организации Объединенных Наций".
Вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 19 февраля 2002 года по делу N ГКПИ 2001-1843 признано, что Правительство Российской Федерации действовало в пределах своей компетенции, изданное им Постановление о введении доплат к государственной пенсии соответствует вышеназванному Соглашению и федеральному закону. Оно не устанавливает и не изменяет виды и размеры пенсий, назначенных указанной категории граждан, а предусматривает доплаты к ним.
Постановление Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2002 г. N 285, обжалуемое заявителями по настоящему делу, также не изменяет виды и размеры государственных пенсий, назначенных на основании федерального закона, а приводит в соответствие с новым пенсионным законодательством ранее установленные доплаты, предусматривая увеличение базовой части трудовой пенсии по старости в процентном отношении в зависимости от размера сумм переведенных Объединенным пенсионным фондом персонала ООН средств в долларах США.
Внесенные этим Постановлением изменения, учитывающие переведенные на основании Соглашения от 10 октября 1980 г. денежные средства, соответствуют действующему законодательству Российской Федерации, в том числе называемым заявителями Федеральным законам, которым, по их мнению, оно противоречит. Признание недействующим данного Постановления, как того просят заявители, привело бы к утрате гражданами Российской Федерации из числа бывших сотрудников международных организаций системы ООН права на доплаты к назначенным им пенсиям.
При отсутствии в Соглашении от 10 октября 1980 г. критериев, исходя из которых национальным законодательством должны определяться виды и размеры пенсий указанным лицам, суд не имел оснований для вывода о несоответствии размера или вида установленных доплат международной норме либо федеральному законодательству.
Ссылки заявителей о нарушении их права собственности на денежные средства, переведенные на основании указанного Соглашения, несостоятельны. Эти денежные средства поступили в соответствии с условиями Соглашения не в собственность граждан из числа бывших сотрудников международных организаций системы ООН, а в бюджет государственного страхования СССР, средства которого являлись собственностью СССР, в целях обеспечения права этих граждан на получение пенсии. На реализацию данной цели и направлено Постановление Правительства Российской Федерации.
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд правильно в соответствии с положениями ст. 253 ГПК РФ отказал в удовлетворении заявленного требования о признании этого акта недействующим.
Довод кассационной жалобы о том, что суд необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства о привлечении к участию в деле ОПФП ООН, противоречит требованиям ч. 2 ст. 252 ГПК РФ, в соответствии с которой суд правомерно рассмотрел заявление с участием лиц, обратившихся в суд с заявлением, и представителей органа государственной власти, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт.
Доводы о других процессуальных нарушениях не влияют на законность и обоснованность принятого решения суда.
Решение принято в соответствии с нормами материального права и с соблюдением норм процессуального права, предусмотренных ст. 362 ГПК РФ, основания к его отмене в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 7 октября 2003 года оставить без изменения, а кассационную жалобу заявителей - без удовлетворения.