ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 января 2004 г. N КАС 03-656

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

    председательствующего                             Федина А.И.,
    членов коллегии                                 Толчеева Н.К.,
                                                    Пирожкова В.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании от 20 января 2004 года гражданское дело по заявлению Базуевой Елены Николаевны о признании недействующим и не подлежащим применению пункта 2 Разъяснения от 18 апреля 2003 г. N 2 "О некоторых вопросах обеспечения пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, указанных в Федеральном законе "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан", утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации от 18 апреля 2003 г. N 20/43,

по кассационной жалобе заявителя на решение Верховного Суда Российской Федерации от 4 ноября 2003 года, которым в удовлетворении заявленного требования отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Н.К., объяснения представителей Фонда социального страхования Российской Федерации Орловой Г.А. и Баневича В.Ю., возражавших против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Федотовой А.В., полагавшей кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия

установила:

Федеральным законом от 31 декабря 2002 г. N 190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан" изменены источники финансирования пособий по временной нетрудоспособности отдельным категориям граждан.

Вместо прежнего порядка, согласно которому выплата таких пособий в полном объеме производилась из средств Фонда социального страхования РФ, в статье 2 этого Закона установлено, что гражданам, работающим по трудовым договорам, заключенным с организациями или индивидуальными предпринимателями, перешедшими на упрощенную систему налогообложения либо являющимися плательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности или единого сельскохозяйственного налога, пособие по временной (за исключением пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием) выплачивается из следующих источников:

средств Фонда социального страхования Российской Федерации, поступающих от единого сельскохозяйственного налога, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единого налога для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, - в части суммы пособия, не превышающей за полный календарный месяц одного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом;

средств работодателей - в части суммы пособия, превышающей один минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом.

Минтруд России и Фонд социального страхования РФ названным выше Постановлением от 18 апреля 2003 г. N 20/43 утвердили Разъяснение N 2, в пункте 2 которого разъяснено: "В статье 5 Закона от 31 декабря 2002 г. установлено, что он вступает в силу с 1 января 2003 г. В связи с этим, если временная нетрудоспособность наступила до 1 января 2003 г. и продолжается после 1 января 2003 г., за период временной нетрудоспособности с 1 января 2003 г. выплата пособия по временной нетрудоспособности работникам, занятым в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, производится в порядке, установленном Законом от 31 декабря 2002 г.".

Базуева Е.Н. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании пункта 2 указанного Разъяснения недействующим, ссылаясь на то, что оспариваемым положением нормативного правового акта в противоречие со статьями 3, 12 Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (с изменениями от 31 декабря 2002 г.) и статьей 5 упомянутого Федерального закона от 31 декабря 2002 г. N 190-ФЗ придана обратная сила новой норме Закона, вследствие чего нарушены ее права как работника и участника хозяйственного общества, применяющего специальные налоговые режимы, на обеспечение пособием по временной нетрудоспособности, наступившей 22.11.2002 и продолжавшейся до 08.05.2003, а также на получение дивидендов от предпринимательской деятельности хозяйственного общества.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 4 ноября 2003 года в удовлетворении заявления отказано.

В кассационной жалобе Базуева Е.Н. просит решение суда отменить, считая его принятым с нарушением норм материального права.

Обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.

В соответствии со статьей 39 Конституции РФ социальные пособия устанавливаются законом.

Согласно статье 183 Трудового кодекса РФ при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральным законом.

В статье 12 Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (в редакции Федерального закона от 31.12.2002 N 190-ФЗ) предусмотрена обязанность страхователя, каковым является работодатель, выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.

Федеральным законом от 31 декабря 2002 г. N 190-ФЗ предусмотрена в указанных в нем случаях выплата пособия по временной нетрудоспособности в части суммы пособия, превышающей установленный федеральным законом один минимальный размер оплаты труда, за счет средств работодателей.

Оспариваемое положение Разъяснения N 2 от 18 апреля 2003 г. не изменяет установленные федеральным законом размеры и источники финансирования пособий по временной нетрудоспособности.

Правоотношения, связанные с временной нетрудоспособностью, являются длящимися, ограниченными рамками временной нетрудоспособности.

Федеральный закон от 31 декабря 2002 г. N 190-ФЗ, согласно его статье 5, вступил в силу с 1 января 2003 года, в связи с чем по длящимся правоотношениям, возникшим до введения его в действие, подлежит применению к тем правам и обязанностям, которые возникли после введения его в действие.

Право на пособие и обязанность по его выплате непосредственно связаны с фактом утраты работником трудоспособности и невозможностью исполнения им по этой причине своих трудовых обязанностей. Эти права и обязанности возникают в течение всего периода временной нетрудоспособности работника.

Следовательно, к правоотношениям по временной нетрудоспособности, возникшим до 1 января 2003 г., после этой даты подлежит применению Федеральный закон от 31 декабря 2002 г. N 190-ФЗ, в силу статьи 5 которого финансирование начисленных за период после 1 января 2003 г. пособий в указанных в Законе случаях и размерах должно производиться за счет работодателей.

Именно такое разъяснение содержится в оспариваемом заявителем пункте 2 нормативного правового акта, что соответствует федеральному закону. Утверждение о том, что норме Закона, определяющей источники финансирования пособия по временной нетрудоспособности, придана обратная сила, не соответствует действительности.

Нельзя согласиться и с доводом кассационной жалобы о незаконности распространения оспариваемой нормой нового порядка финансирования пособия на субъектов малого предпринимательства, созданных до введения в действие этого порядка, что, по мнению заявителя, лишило работников права на гарантированное обеспечение пособиями по социальному страхованию.

Федеральный закон от 31 декабря 2002 г. N 190-ФЗ, устанавливающий указанные выше источники выплат пособия по временной нетрудоспособности, не содержит оговорки о том, что установленный им порядок финансирования пособия не распространяется на ранее созданные организации и индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы.

Названный Закон не устанавливает и норм, изменяющих налоговое законодательство в сторону создания менее благоприятных условий для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями. В статье 3 Закона работодателям предоставляется право добровольно уплачивать в Фонд социального страхования РФ соответствующие страховые взносы, при внесении которых выплата пособий по временной нетрудоспособности работникам осуществляется полностью за счет средств Фонда социального страхования РФ.

Федеральным законом от 31.12.2001 N 190-ФЗ внесены также изменения в статьи 364.16 и 346.21 Налогового кодекса РФ, в силу которых организации, индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, учитывают сумму выплаченных пособий по временной нетрудоспособности при налогообложении и уменьшают на эту сумму величину налога.

С учетом этого оспариваемое заявителем разъяснение о возможности применения с 1 января 2003 г. к указанным организациям и индивидуальным предпринимателям установленного Федеральным законом от 31 декабря 2002 г. N 190-ФЗ порядка финансирования пособий по временной нетрудоспособности не противоречит федеральному закону и не нарушает прав и законных интересов заявителя.

Нормы материального права применены и истолкованы судом правильно, предусмотренных статьей 362 ГПК РФ оснований для отмены решения суда в кассационном порядке не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 4 ноября 2003 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Базуевой Елены Николаевны - без удовлетворения.