ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 декабря 2003 г. N КАС 03-628

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

    председательствующего                             Федина А.И.,
    членов коллегии                                 Толчеева Н.К.,
                                                 Петроченкова А.Я.

рассмотрела в открытом судебном заседании от 16 декабря 2003 года гражданское дело по заявлениям Лебединец Лидии Филипповны и Барсукова Николая Васильевича о признании недействующими пункта 7 разъяснения N 3 "О порядке применения пункта 2 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в части определения повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также за пределами этих районов и местностей", утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22 апреля 2003 г. N 22, и пункта 1 разъяснения N 2 "О порядке применения статьи 112 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и статей 30, 31 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", утвержденного Постановлением того же Министерства от 1 июня 1999 г. N 11,

по кассационным жалобам заявителей на решение Верховного Суда Российской Федерации от 4 ноября 2003 года, которым в удовлетворении заявленного требования отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Н.К, объяснения представителей Барсукова Н.В. - Корниловой 3.А. и Иванова В.О., поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения на кассационные жалобы представителя Министерства труда и социального развития Российской Федерации Васильевой Т.Ю., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Воскобойниковой Е.Л., полагавшей кассационные жалобы необоснованными, Кассационная коллегия

установила:

пунктом 7 вышеназванного разъяснения N 3, утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22 апреля 2003 г. N 22 по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации, предусмотрено, что во всех случаях определения повышенного отношения заработков применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти. Если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается районный коэффициент к заработной плате, действующий в данном районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.

Согласно пункту 1 разъяснения N 2, утвержденного Постановлением того же Министерства от 1 июня 1999 г. N 11 и согласованного с Пенсионным фондом Российской Федерации, при установлении пенсий в соответствии со статьей 112 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и статьями 30, 31 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" применяется единый для всех производственных и непроизводственных отраслей районный коэффициент к заработной плате, утверждаемый централизованно для данного района.

До утверждения указанного коэффициента применяются районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих, установленные Правительством Российской Федерации либо ранее утвержденные Правительством СССР и продолжающие действовать в настоящее время. При этом, если установлены разные коэффициенты, применяется коэффициент, действующий в данном районе для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.

Барсуков Н.В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 7 разъяснения N 3, а Лебединец Л.Ф. - с заявлением о признании недействующими этого пункта, а также пункта 1 разъяснения N 2 в части, обязывающей применять при установлении и исчислении пенсий лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, районный коэффициент, утвержденный в централизованном порядке, либо коэффициенты, установленные органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти. Оба заявления объединены судом в одно производство.

По мнению заявителей, оспариваемые положения нормативных правовых актов, исключающие возможность применения коэффициентов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с предоставленными им полномочиями, противоречат действующему законодательству и нарушают их пенсионные права.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 4 ноября 2003 года в удовлетворении заявлений отказано.

В кассационных жалобах заявители просят решение суда отменить, ссылаясь на нарушение и неправильное применение судом норм материального права.

Лебединец Л.Ф. в судебное заседание не явилась, ее ходатайство об отложении судебного разбирательства отклонено Кассационной коллегией, поскольку срок на обжалование исчисляется с даты принятия решения суда в окончательной форме (ст. 338 ГПК РФ), а не вручения его копии, которая также получена заявителем в достаточный для подготовки к делу срок, кассационная жалоба подана ею 09.12.2003, документов, подтверждающих невозможность явки в кассационную инстанцию, не представлено, неявка ее представителя не препятствует рассмотрению настоящего дела.

Обсудив доводы кассационных жалоб, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для их удовлетворения.

Статьей 5 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", введенного в действие с 1 января 2002 года, установлено, что трудовая пенсия по старости и трудовая пенсия по инвалидности могут состоять из следующих частей: базовой части; страховой части; накопительной части.

Согласно п. 1 ст. 29 этого Закона размеры трудовых пенсий, установленные до вступления в силу настоящего Федерального закона по нормам Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", пересчитываются в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В целях приведения в соответствие с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" размеров ранее установленных и вновь назначаемых трудовых пенсий гражданам, начавшим трудовую деятельность до его введения в действие, в статье 30 Закона изложены правила оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, являющийся базой для определения страховой части трудовой пенсии.

Величина пенсионного капитала определяется условно, расчетным путем в соответствии с формулами, приведенными в п. п. 1, 2 ст. 30 Закона, на основе расчетного размера пенсии, равного стажевому коэффициенту, умноженному на отношение среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации за тот же период и на среднемесячную заработную плату в Российской Федерации за III квартал 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий.

При расчете отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате учитывается в размере не свыше 1,2. Для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в которых установлены коэффициенты к заработной плате, предусмотрено более высокое соотношение - 1,4; 1,7; 1,9 в зависимости от размера районного коэффициента (соответственно до 1,5; от 1,5 до 1,8; от 1,8 и выше).

При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, действующий в данном районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей (абзац пятый п. 2 ст. 30 Закона).

Оспариваемые заявителями положения нормативных правовых актов Минтруда РФ предусматривают, что при определении повышенного отношения заработков применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти.

Признавая эти нормативные положения законными, суд первой инстанции правильно исходил из того, что в данном случае районные коэффициенты применяются к той части трудовой пенсии (страховой), которая финансируется из средств Пенсионного фонда Российской Федерации, являющихся федеральной собственностью (п. 3 ст. 9, ст. 16 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"). Федеральная собственность и управление ею находятся в исключительном ведении Российской Федерации (п. "д" ст. 71 Конституции Российской Федерации).

Ограничение отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в размере не свыше 1,2 установлено Федеральным законом. Следовательно, повышенное значение этого показателя также может определяться только на основе коэффициентов, установленных на федеральном уровне.

При таком положении отношение среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в целях определения расчетного размера трудовой пенсии должно определяться с учетом районных коэффициентов, установленных федеральными органами государственной власти или органами государственной власти СССР, нормативные акты которых в силу ст. 423 Трудового кодекса РФ подлежат применению впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.

С учетом таких же районных коэффициентов устанавливалось повышенное отношение заработков при определении индивидуального коэффициента пенсионера для лиц, работавших в районах Крайнего Севера, на основании ст. 7 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 21 июля 1997 г.).

Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не устанавливает новый, а воспроизводит ранее действовавший порядок установления повышенного отношения заработков для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, для целей оценки их пенсионных прав, возникших в период действия прежнего пенсионного законодательства.

При таком положении не имеется оснований для признания незаконными оспариваемых разъяснений N 2 и N 3, изданных федеральным органом исполнительной власти в соответствии с его компетенцией, закрепленной в п. 9 Положения о Министерстве труда и социального развития Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23 апреля 1997 г. N 480.

Районные коэффициенты к заработной плате, начисленные на основании нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, принятого в пределах его компетенции, учитываются при исчислении среднемесячного заработка, входящего в состав формулы и непосредственно влияющего на величину расчетного размера пенсии (ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").

В этой связи нельзя согласиться с доводами кассационных жалоб о том, что при оценке ранее возникших пенсионных прав не учитываются установленные субъектами Российской Федерации районные коэффициенты, с учетом которых уплачивался единый социальный налог.

Решение суда постановлено в соответствии с нормами материального права и с соблюдением норм процессуального права, предусмотренных ст. 362 ГПК РФ оснований для его отмены в кассационном порядке не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 4 ноября 2003 года оставить без изменения, а кассационные жалобы Барсукова Николая Васильевича и Лебединец Лидии Филипповны - без удовлетворения.

Председательствующий
А.И.ФЕДИН

Члены коллегии
Н.К.ТОЛЧЕЕВ
А.Я.ПЕТРОЧЕНКОВ