ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 декабря 2003 г. N КАС 03-564

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

    председательствующего                             Федина А.И.,
    членов коллегии                             Петроченкова А.Я.,
                                                    Толчеева Н.К.,
    с участием прокурора                      Воскобойниковой Е.Л.

рассмотрела в открытом судебном заседании от 2 декабря 2003 года гражданское дело по заявлению Железногорской городской Думы Курской области о признании частично недействительным пункта 8 Постановления Правительства РФ от 2 августа 1999 года N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" по кассационной жалобе заявителя на решение Верховного Суда РФ от 11 августа 2003 года, которым в удовлетворении заявленного требования отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Федина А.И., заслушав объяснения представителя заявителя Кулиевой Э.П., поддержавшей доводы кассационной жалобы, объяснения представителя Правительства РФ Деминой Н.И., возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора Воскобойниковой Е.Л., полагавшей кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия

установила:

Правительством Российской Федерации было принято Постановление N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" от 2 августа 1999 года (далее - Постановление). Железногорская городская Дума Курской области обратилась в Верховный Суд РФ с требованием о признании недействительным пункта 8 указанного Постановления в части указания на обязательность проведения экспертизы экономической обоснованности тарифов на товары, работы и услуги перед принятием решения органами местного самоуправления по пересмотру размеров ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги. При этом заявитель сослался на то, что оспариваемое предписание Постановления противоречит действующему законодательству и влечет за собой дополнительные финансовые расходы для органов местного самоуправления и для муниципальных хозяйствующих субъектов, оказывающих данные услуги.

Верховный Суд РФ постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Железногорская городская Дума Курской области ставит вопрос об отмене судебного решения, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия не находит оснований для отмены решения Верховного Суда РФ.

В целях реализации положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию и ст. 15 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" Правительством РФ 2 августа 1999 года было принято Постановление N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" (с последующими изменениями), пунктом 8 которого предусмотрено, что ставки и тарифы на жилищно-коммунальные услуги (кроме тарифов на электроэнергию и газ) с учетом реализации мероприятий по их снижению в результате выявляемых при проведении экспертизы тарифов на товары, работы и услуги, учитываемых в их оплате, необоснованных затрат, утверждаются органами местного самоуправления. Принятию решения по пересмотру размеров ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги должна предшествовать проводимая в обязательном порядке экспертиза экономической обоснованности тарифов на товары, работы и услуги, учитываемых при оплате соответствующих услуг.

В судебном заседании суда первой инстанции тщательно проверялись доводы заявителя о незаконности установления оспариваемым Постановлением требований об обязательном предварительном проведении экспертизы при пересмотре или изменении тарифов на коммунальные услуги органами местного самоуправления, однако своего подтверждения не нашли.

Так, согласно ст. 7 Федерального закона от 28.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, названным Федеральным законом, другими федеральными законами.

Согласно ч. 8 ст. 15 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", в редакции Федерального закона от 6 мая 2003 г. N 52-ФЗ, пересмотр или изменение цен на содержание, ремонт жилья, наем жилых помещений и тарифов на коммунальные услуги в жилых помещениях может осуществляться, как правило, не чаще одного раза в год одновременно с принятием решения об утверждении местного бюджета, бюджетов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга на очередной финансовый год и только на основании результатов независимой экспертизы фактических затрат на содержание, ремонт жилья и оказание коммунальных услуг, которая проводится в порядке, определяемом органами местного самоуправления, органами государственной власти города федерального значения Москвы и органами государственной власти города федерального значения Санкт-Петербурга. Не допускается изменение этих цен и тарифов в течение финансового года без одновременного внесения изменений и дополнений в нормативные правовые акты о местных бюджетах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга на текущий финансовый год.

Анализ содержания вышеприведенной нормы Закона позволяет сделать вывод о том, что требование об обязательном предварительном проведении экспертизы, применительно к рассматриваемому делу, установлено не оспариваемым Постановлением, а федеральным законом.

Установив, что положения оспариваемого акта соответствуют другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, - федеральному закону, судья пришел к правильному выводу о том, что отсутствуют основания для удовлетворения требований заявителя.

Ссылка заявителя на статью 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой, если принимается федеральный закон либо другой правовой акт, предусматривающий увеличение финансирования по существующим видам расходов или введение новых видов расходов бюджетов, которые до принятия законодательного акта не финансировались ни одним бюджетом, указанный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок финансирования новых видов расходов бюджетов, в том числе в случае необходимости передачу финансовых ресурсов на новые виды расходов в бюджеты других уровней, не свидетельствует о незаконности принятого решения суда по следующим обстоятельствам.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ к вопросам местного значения, находящимся в ведении муниципальных образований, относятся, в частности, такие вопросы, как владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других вопросов местного значения.

Как обоснованно пояснила на заседании Кассационной коллегии представитель Правительства РФ, поскольку коммунальное обслуживание населения относится к вопросам, входящим в компетенцию органов местного самоуправления, Правительство РФ вправе было передать им полномочия на указанных в Постановлении условиях по регулированию цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги. При этом установление в оспариваемом Постановлении определенной процедуры (проведение независимой экспертизы), предшествующей принятию решения по пересмотру размеров ставок и тарифов на товары, работы и услуги, не может рассматриваться как введение новых целевых расходов.

Таким образом, оспариваемое предписание Постановления не предусматривает увеличения финансирования по существующим видам расходов или введения новых видов расходов бюджетов органов местного самоуправления, а говорит о необходимости проведения экспертизы перед принятием решения о пересмотре размеров ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Кроме того, Федеральным законом "Об основах федеральной жилищной политики" установлено, что порядок проведения указанной экспертизы определяется органами местного самоуправления, органами государственной власти города федерального значения Москвы и органами государственной власти города федерального значения Санкт-Петербурга.

Также не может служить основанием к отмене обжалованного решения суда и довод заявителя о том, что ранее действовавшая редакция (до внесения соответствующих изменений Федеральным законом от 6 мая 2003 года N 52-ФЗ) статьи 15 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" не содержала обязанности проведения независимой экспертизы перед пересмотром и утверждением тарифов на жилищно-коммунальные услуги, так как данное обстоятельство не свидетельствует о незаконности наличия такого указания в Постановлении Правительства РФ.

Выводы суда основаны на нормах материального права, проанализированных в решении, предусмотренных ст. 362 ГПК РФ оснований для отмены решения суда в кассационном порядке не имеется.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Кассационная коллегия

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 11 августа 2003 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Железногорской городской Думы Курской области - без удовлетворения.