ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 апреля 2002 г. N КАС 02-177
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Толчеева Н.К., членов коллегии Пелевина Н.П., Петроченкова А.Я., с участием прокурора Косова О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 16 апреля 2002 года гражданское дело по жалобе Бондаренко И.Л. на абзац 2 пункта 1 и пункт 2 Приказа Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 1 июня 2001 г. N 302 "Об исполнении Федерального закона от 31 декабря 1999 г. N 229-ФЗ" (далее Приказ N 302) по кассационной жалобе Бондаренко И.А. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 4 февраля 2002 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Петроченкова А.Я., объяснения представителя Федеральной службы безопасности Российской Федерации Ковалевского И.И., полагавшего кассационную жалобу необоснованной, и заключение прокурора управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Косова О.С. об оставлении кассационной жалобы без удовлетворения, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Бондаренко И.Л. обратился в Верховный Суд РФ с жалобой, в которой поставил вопрос о признании вышеуказанных норм Приказа N 302 незаконными и недействующими с момента издания.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 4 февраля 2002 года жалоба Бондаренко И.Л. была удовлетворена частично. Признан незаконным и недействующим с момента издания пункт 2 Приказа N 302 в той мере, в которой он не предусматривает начисление процентной надбавки, предусмотренной пунктом 6 ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих", на надбавку, выплачиваемую военнослужащим, имеющим право на пенсию за выслугу лет (п. 8 ст. 13 Закона), а также ограничивает начисление районного коэффициента и упомянутой процентной надбавки на дополнительные выплаты и надбавки, установленные Президентом и Правительством Российской Федерации (п. п. 11, 12 ст. 13 Закона). Этим же решением отказано Бондаренко И.Л. в удовлетворении его требований о признании незаконным абзаца второго п. 1 и п. 2 Приказа N 302 в части неуказания в нем о начислении районного коэффициента и процентной надбавки на выплаты, предусмотренные пунктами 3, 9 и 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих", а также на надбавки и дополнительные выплаты, установленные Директором Федеральной службы безопасности Российской Федерации (п. 11 ст. 13 Закона).
В кассационной жалобе, не соглашаясь с решением, заявитель просит его изменить в части отказа в удовлетворении его требований. По его мнению, все надбавки и выплаты, перечисленные в ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих", входят в состав денежного довольствия, вследствие чего п. 6 ст. 13 Закона распространяется без исключения на все дополнительные выплаты.
Рассмотрев материалы дела и изучив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия находит ее не подлежащей удовлетворению.
Бондаренко И.Л. утверждает, что к денежному довольствию военнослужащих должны применяться районные коэффициенты в размерах и порядке, которые установлены федеральным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, но не нормативными правовыми актами СССР (в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации), как указано в абзаце втором п. 1 Приказа N 302.
Однако такая позиция не согласуется со статьей 2 раздела второго Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции РФ, применяются в части, ей не противоречащей.
Изданные до вступления в силу Основного закона нормативные акты СССР по вопросам, которые могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих законов.
Таким образом, любые правоотношения могут регулироваться как нормативными актами Российской Федерации, так и действующими нормативными правовыми актами СССР при условии, что они не противоречат Конституции Российской Федерации. В связи с этим указание в обжалуемом Приказе о возможности применения актов СССР не противоречит действующему законодательству.
Что касается выплаты подъемного пособия, предусмотренного абзацем вторым пункта 3 ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих", то для военнослужащих, проходящих военную службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, где к их денежному довольствию установлены коэффициенты (районные, за военную службу в высокогорных районах, за военную службу в пустынных и безводных местностях), тем же абзацем установлено, что данная выплата производится с учетом указанных коэффициентов. Поскольку в Законе есть прямое указание на определенный порядок выплаты подъемного пособия военнослужащим, проходящим военную службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, то п. 6 ст. 13 Закона по отношению к данной выплате не применяется, вследствие чего требование заявителя в этой части не подлежало удовлетворению.
На выплаты, предусмотренные абзацем третьим п. 3 (суточные) и п. 10 (на командировочные расходы) ст. 13 Закона, хотя они и являются дополнительными выплатами и входят в состав денежного довольствия, районный коэффициент и процентная надбавка не начисляются, поскольку выплаты производятся в размере твердой ставки, установленной Правительством Российской Федерации. Рассматриваемые выплаты предполагают собою возмещение расходов по найму жилого помещения и проезду к месту служебной командировки и обратно к месту службы, а также выплату суточных.
Выплата на обзаведение имуществом (беспроцентная ссуда), предусмотренная п. 9 ст. 13 Закона, является возмездной, военнослужащий обязан ее возвратить в определенный Законом срок, поэтому суд пришел к правильному выводу, что на нее районный коэффициент и процентная надбавка начисляться не должны.
Также суд пришел к обоснованному выводу о том, что дополнительные выплаты, установленные самим Директором Федеральной службы безопасности РФ в порядке, предусмотренном пунктом 11 статьи 13 Закона, не противоречат закону, поскольку данной нормой ему предоставлено право устанавливать размер таких выплат и только в пределах выделенных ассигнований.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ст. 305 ГПК РСФСР, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 4 февраля 2002 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Бондаренко Игоря Леонидовича - без удовлетворения.