ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 октября 2000 г. N КАС00-421
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Федина А.И.,
членов коллегии Пелевина Н.П., Кебы Ю.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 19 октября 2000 г. гражданское дело по жалобе К.А. и К.С. на пункты 1 и 2 Постановления Правительства РФ от 16 марта 2000 г. N 231 "О признании утратившими силу некоторых решений Правительства РФ по вопросам беженцев" по кассационной жалобе К.А. и К.С. на решение Верховного Суда РФ от 25 августа 2000 г., которым в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Федина А.И., объяснения К.А. и К.С., поддержавших доводы жалобы, объяснения представителя Правительства РФ Т., возражавшего против удовлетворения жалобы, Кассационная коллегия
установила:
Постановлением Правительства РФ N 231 от 16 марта 2000 г. признаны утратившими силу некоторые решения Правительства РФ по вопросам беженцев.
К.А. и К.С. обратились в Верховный Суд РФ с жалобой на пункты 1 и 2 данного Постановления Правительства РФ, которыми признаны утратившими силу Постановление Совета Министров РСФСР от 19 июля 1990 г. N 257 "О дополнительных мерах по оказанию помощи в размещении беженцев, прибывающих в РСФСР" и Постановление Правительства РФ от 3 марта 1992 г. N 135 "О мерах по оказанию помощи беженцам и вынужденным переселенцам".
В обоснование заявленного требования заявители сослались на то, что признанные утратившими силу Постановления Правительства РФ не были в полной мере реализованы и в результате их отмены положение беженцев и вынужденных переселенцев ухудшилось.
Верховный Суд РФ постановил приведенное выше решение.
В кассационной жалобе К.А. и К.С. ставят вопрос об отмене судебного решения, полагая выводы суда первой инстанции о правомерности отмены приведенных нормативных актов ошибочными.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия не находит оснований к отмене судебного решения.
Правомерность признания утратившими силу Постановлений Правительства РФ полностью доказана представителями Правительства РФ.
На время принятия Правительством РФ Постановлений N 257 от 19 июля 1990 г. и N 135 от 3 марта 1992 г. отсутствовал какой-либо федеральный закон, который обязывал бы Правительство РФ издавать эти Постановления.
Лишь в 1993 г. были приняты Закон РФ "О беженцах" и Закон РФ "О вынужденных переселенцах", которые требовали приведения Правительством РФ своих ранее принятых решений в соответствие с ними.
В связи с внесением изменений и дополнений в Закон РФ "О беженцах" и поручением Правительству РФ о приведении в соответствие с данным Законом своих нормативных правовых актов последнее было вправе (и обязано) это сделать.
Поэтому признание утратившими силу Постановлений N 257 от 19 июля 1990 г. и N 135 от 3 марта 1992 г. является правомерным и произведено в пределах своей компетенции.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, Верховный Суд РФ обоснованно сослался на ст. 23 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации", согласно которой Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции учел и то обстоятельство, что в принятые впоследствии Федеральные законы "О беженцах" и "О вынужденных переселенцах" были фактически включены все положения, содержащиеся в Постановлениях Правительства РФ от 19 июля 1990 г. N 257 и от 3 марта 1992 г. N 135.
Заявители не привели положения Конституции РФ, федеральных законов, которые бы препятствовали Правительству РФ признавать утратившими силу свои же Постановления, принятые по собственной инициативе и в период существования пробелов в законодательстве о беженцах и вынужденных переселенцах.
При таком положении вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания незаконным Постановления Правительства РФ от 16 марта 2000 г. N 231 в части признания утратившими силу Постановлений N 257 и N 135 является правильным.
Изложенные выше положения опровергают довод заявителей, изложенный в кассационной жалобе, о том, что суд первой инстанции якобы неправильно определил юридически значимые обстоятельства.
В кассационной жалобе заявители также утверждают, что Правительство РФ не вправе было признавать утратившими силу приведенные Постановления в связи с тем, что они принимались во исполнение Постановления Верховного Совета СССР от 5 марта 1990 г. и распоряжения Президента РФ от 14 декабря 1991 г.
Однако с таким доводом Кассационная коллегия не может согласиться, поскольку, как отмечено выше, ко времени принятия оспоренного Постановления Правительства РФ были приняты Федеральные законы "О беженцах" и "О вынужденных переселенцах" и изменения к ним, обязывающие в свою очередь Правительство РФ привести свои нормативные правовые акты в соответствие с этими Законами.
Следовательно, принимая оспоренное Постановление, Правительство РФ действовало в пределах своих полномочий и в соответствии со ст. 115 Конституции РФ.
Необоснованным является и довод в кассационной жалобе о том, что интересы в суде первой инстанции представляло неуполномоченное лицо.
Материалы дела свидетельствуют, что принимавший участие в суде Т. представлял интересы Правительства РФ на основании доверенности, выданной Министерством по делам федерации, национальной и миграционной политики РФ, и в порядке, определенном Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 950.
С учетом изложенного кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 305 ГПК РСФСР, Кассационная коллегия
определила:
решение Верховного Суда РФ от 25 августа 2000 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу К.А. и К.С. - без удовлетворения.