ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 августа 1998 г. N ГКПИ 97-401
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего - судьи Верховного Суда РФ - Редченко Ю.Д. при секретаре - Волоховой Н.В. с участием прокурора - Мосаловой Л.Ф.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ДОАО "Спецгазавтотранс" о пересмотре решения Верховного Суда Российской Федерации от 20 ноября 1997 г. по жалобе ДОАО "Спецгазавтотранс" о признании недействительными пунктов 2.14, 7.5 и 7.9 "Инструкции о порядке начисления, уплаты страховых взносов, расходования и учета средств государственного социального страхования", утвержденной Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации, Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации и Государственной налоговой службы Российской Федерации от 2 октября 1996 г., по вновь открывшимся обстоятельствам,
установил:
указанным выше решением Верховного Суда Российской Федерации ДОАО "Спецгазавтотранс" в удовлетворении жалобы отказано.
Заявитель обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о пересмотре данного решения суда по вновь открывшимся обстоятельствам, сославшись на то, что суд, отказывая ему в удовлетворении жалобы, пришел к выводу о том, что налоговое законодательство не распространяется на правоотношения, возникающие при уплате страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации и, следовательно, оспариваемые пункты Инструкции не противоречат положениям, содержащимся в Законе Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
Однако впоследствии заявителю стало известно, что страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации законодательно признаны налогом, что подтверждается, по его мнению, содержанием ч. 2 ст. 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по обязательным платежам во внебюджетные государственные фонды" от 11 ноября 1994 г.
Считает также, что перечень федеральных налогов, содержащийся в ст. 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" не является исчерпывающим и законодатель вправе устанавливать федеральные налоги и в других законах, не прибегая к обязательному внесению дополнений в ст. 19 названного выше Закона.
Кроме того, полагает, что о налоговой природе страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации свидетельствует и Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 февраля 1998 г. по делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1 и 5 Федерального закона от 5 февраля 1997 г. "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 г.".
В судебное заседание представитель заявителя не явился. О дне рассмотрения дела извещен своевременно.
Представители Фонда социального страхования Российской Федерации Павленко О.В., Баневич В.Ю. и Лысенков Н.К., Министерства М.В., Министерства труда и социального развития Российской Федерации Белобородов Ю.К. и Государственной налоговой службы Российской Федерации Ковалевская Д.Е. с заявлением о пересмотре решения не согласились и просили об оставлении его без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей заинтересованных лиц, обсудив доводы заявителя ДОАО "Спецгазавтотранс" и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мосаловой Л.Ф., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации находит его не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 333 ГПК РСФСР основанием для пересмотра решений, определений и постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам являются существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю.
Как установлено судом, заявителем именно по этому основанию ставится вопрос о пересмотре указанного выше решения суда.
Однако приведенные им в своем заявлении обстоятельства, которые, по его мнению, являются основанием к пересмотру принятого Верховным Судом Российской Федерации решения по вновь открывшимся обстоятельствам, не могут быть приняты во внимание, поскольку они могли быть известны заявителю, за исключением принятого позднее Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 февраля 1998 г., до вынесения судебного решения, так как каких-либо препятствий для своевременного их выяснения, как это сделано в настоящее время, не имелась.
Кроме того, судом при рассмотрении дела этим обстоятельствам дана соответствующая оценка, а доводы заявителя, изложенные в заявлении о пересмотре судебного решения, фактически сводятся к оспариванию выводов суда, содержащихся в данном решении, что не может служить основанием к его пересмотру в порядке ст. 333 ГПК РСФСР.
Ссылка в заявлении на то, что самим законодателем страховые взносы приравнены к налоговым платежам и об этом указывается также и в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации по названному выше делу, не может быть признана обоснованной, поскольку из содержания Постановления Конституционного Суда Российской Федерации усматривается, что страховые взносы и налоговые платежи хотя и имеют некоторые общие признаки, однако страховые взносы имеют ряд особенностей, вытекающих из сущности государственного социального страхования. Из этого следует, что Конституционным Судом Российской Федерации данные взносы не отнесены к налоговым платежам и в связи с этим налоговое законодательство на них не может быть распространено. Из содержания приведенного заявителем Закона от 11 ноября 1994 г. также не следует, что на страховые взносы распространяется налоговое законодательство.
С учетом указанных выше обстоятельств суд не находит оснований для пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам состоявшегося по делу решения Верховного Суда Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 333 и 337 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
определил:
заявление ДОАО "Спецгазавтотранс" о пересмотре решения Верховного Суда Российской Федерации от 20 ноября 1997 г. по жалобе ДОАО "Спецгазавтотранс" о признании недействительными пунктов 2.14, 7.5 и 7.9 "Инструкции о порядке начисления, уплаты страховых взносов, расходования и учета средств государственного социального страхования", утвержденной Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации, Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации и Государственной налоговой службы Российской Федерации от 2 октября 1996 г., по вновь открывшимся обстоятельствам оставить без удовлетворения.
Настоящее определение обжалованию и опротестованию не подлежит.
Председательствующий -
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Ю.Д.РЕДЧЕНКО