Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 21.02.2025 N АПЛ25-1 <Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 26.11.2024 N АКПИ24-758, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующим абзаца шестого пункта 2 методики расчета ставок вывозных таможенных пошлин на отдельные категории товаров, выработанных из нефти, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.03.2013 N 276>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 февраля 2025 г. N АПЛ25-1

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Зайцева В.Ю.,

членов коллегии Горчаковой Е.В., Зинченко И.Н.,

при секретаре И.,

с участием прокурора Слободина С.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Трансбункер-Ванино" о признании частично недействующим абзаца шестого пункта 2 методики расчета ставок вывозных таможенных пошлин на отдельные категории товаров, выработанных из нефти, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2013 г. N 276,

по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Трансбункер-Ванино" на решение Верховного Суда Российской Федерации от 26 ноября 2024 г. по делу N АКПИ24-758, которым в удовлетворении его административного искового заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю., объяснения представителей общества с ограниченной ответственностью "Трансбункер-Ванино" А., Б., К., поддержавших доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, возражения представителей Правительства Российской Федерации Ш. и П. относительно доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Слободина С.А., полагавшего апелляционную жалобу необоснованной, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

установила:

постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2013 г. N 276 "О расчете ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 276) в соответствии со статьей 3.1 Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 г. N 5003-I "О таможенном тарифе" (далее - Закон о таможенном тарифе) утверждены методика расчета ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую (далее - Методика расчета ставок пошлин на нефть сырую) и методика расчета ставок вывозных таможенных пошлин на отдельные категории товаров, выработанных из нефти (далее - Методика расчета ставок пошлин на отдельные категории товаров, выработанных из нефти) (пункт 1).

Нормативный правовой акт размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://pravo.gov.ru) 30 марта 2013 г., опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 1 апреля 2013 г., N 13, ст. 1577.

В абзаце втором пункта 2 Методики расчета ставок пошлин на отдельные категории товаров, выработанных из нефти (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2024 г. N 433 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2013 г. N 276" (далее - Постановление N 433), приведена формула (СтНП = К x Стнефть + n), согласно которой ставка вывозной таможенной пошлины на отдельные категории товаров, выработанных из нефти, за исключением сжиженных углеводородных газов и товаров, предусмотренных пунктом 4 этой методики (СтНП), рассчитывается как произведение расчетного коэффициента в отношении отдельных категорий товаров, выработанных из нефти, за исключением сжиженных углеводородных газов, определенного согласно приложению (К) (абзац четвертый), и ставки вывозной таможенной пошлины на нефть сырую, классифицируемую кодом ТН ВЭД ЕАЭС 2709 00, за исключением газового конденсата, классифицируемого кодом ТН ВЭД ЕАЭС 2709 00 100 1, рассчитанной в соответствии с Методикой расчета ставок пошлин на нефть сырую (Стнефть) (абзац пятый), с прибавлением коэффициента (n), применяемого в отношении товаров, классифицируемых кодами ТН ВЭД ЕАЭС 2707 99 910 0, 2707 99 990 0, 2710 12 110 - 2710 12 250 9, 2710 12 310 0, 2710 12 411 0 - 2710 12 590 0, 2710 12 700 0, 2710 12 900 1, 2710 12 900 2, 2710 12 900 8, 2710 19 110 0 - 2710 19 350 0, 2710 19 421 0 - 2710 19 480 0, 2710 19 510 - 2710 19 680 9, 2710 20 110 0 - 2710 20 190 0, 2710 20 310 1 - 2710 20 390 9, 2710 91 000 0 - 2710 99 000 0, 2902 20 000 0, 2902 30 000 0, 2902 41 000 0 - 2902 43 000 0 (далее в данном пункте - нефтепродукты), принимаемого со дня вступления в силу Постановления N 433 равным 0 рублей за тонну при представлении декларантом при таможенном декларировании нефтепродуктов в соответствии с таможенной процедурой экспорта выданного до 1 января 2023 г. ему или, если иное не установлено данным пунктом, лицу, заключившему до 1 января 2023 г. с декларантом договор, предметом которого является поручение на совершение сделки (сделок), в соответствии с которой нефтепродукты вывозятся с таможенной территории Евразийского экономического союза (далее - комитент), действующего свидетельства о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, в соответствии с которым в 2022 году была осуществлена переработка более 1 млн. тонн нефтяного сырья, либо свидетельства о регистрации лица, совершающего операции по переработке этана, либо свидетельства о регистрации лица, совершающего операции по переработке сжиженных углеводородных газов, либо свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, в соответствии с которым в 2022 году было использовано более 450 тыс. тонн полученного (оприходованного) прямогонного бензина для производства продукции нефтехимии (включая технологические потери, возникающие в процессе такого производства), если такая продукция нефтехимии произведена в результате химических превращений, протекающих при температуре выше 700 градусов Цельсия (согласно технической документации на технологическое оборудование, посредством которого осуществляются химические превращения), либо указанных свидетельств, выданных после 1 января 2023 г., в следующих случаях (абзац шестой): если до 1 января 2023 г. указанному декларанту или комитенту выдавались такие свидетельства, соответствующие условиям, указанным в абзаце шестом данного пункта, которые в последующем были аннулированы (абзац седьмой); если декларант владеет на праве собственности производственными мощностями, необходимыми для осуществления технологических процессов по переработке нефтяного сырья, приобретенными в 2022 году на основании договора купли-продажи имущества, заключенного по результатам проведения торгов в рамках несостоятельности (банкротства), сведения о котором указываются в декларации на товары при таможенном декларировании (абзац восьмой).

Общество с ограниченной ответственностью "Трансбункер-Ванино" (далее также - ООО "Трансбункер-Ванино", Общество) обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующим абзац шестой пункта 2 Методики расчета ставок пошлин на отдельные категории товаров, выработанных из нефти, в части, устанавливающей условия применения коэффициента (n) равным 0 рублей за тонну, если в 2022 г. декларантом (комитентом) была осуществлена переработка более 1 млн. тонн нефтяного сырья либо использовано более 450 тыс. тонн полученного (оприходованного) прямогонного бензина для производства продукции нефтехимии (включая технологические потери, возникающие в процессе такого производства), если такая продукция нефтехимии произведена в результате химических превращений, протекающих при температуре выше 700 градусов Цельсия (согласно технической документации на технологическое оборудование, посредством которого осуществляются химические превращения).

По мнению ООО "Трансбункер-Ванино", в оспариваемой части нормативный правовой акт противоречит пункту 8 статьи 4, пункту 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), пункту 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", пункту 3 статьи 1, пункту 1 статьи 9 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС).

Обосновывая заявленное требование, Общество указало, что имеет свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке средних дистиллятов (первичная переработка нефти), свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, а также осуществляет переработку нефти и/или газового конденсата, в результате которой получает судовые топлива и сопутствующий продукт - прямогонный бензин (нафта), который поставляет на экспорт. В 2022 г. ООО "Трансбункер-Ванино" переработало менее 1 млн. тонн нефтяного сырья, возможностями для производства из полученного прямогонного бензина продукции нефтехимии путем химических превращений, протекающих при температуре свыше 700 градусов Цельсия, не обладает, в связи с чем будет обязано уплачивать вывозную таможенную пошлину с учетом коэффициента (n) в размере 50 000 рублей за тонну при стоимости нафты в размере 45 568 рублей за тонну. Ввиду особенностей специализации производства и географического расположения Общества утилизация полученной нафты и ее реализация на внутреннем рынке Российской Федерации невозможны, что приводит к заполнению ею всех хранилищ и невозможности дальнейшей переработки сырья.

Административный ответчик Правительство Российской Федерации, поручившее представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству финансов Российской Федерации, Министерству энергетики Российской Федерации и Федеральной таможенной службе, административный иск не признало, указав, что Постановление N 276 издано в пределах его полномочий, оспариваемые положения не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают права и законные интересы Общества, в том числе в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не создают угрозы нарушения его прав и законных интересов.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 26 ноября 2024 г. в удовлетворении административного искового заявления ООО "Трансбункер-Ванино" было отказано.

Не согласившись с таким решением, административный истец подал апелляционную жалобу и дополнения к ней, в которых просит его отменить, как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права, принять по административному делу новое решение, которым требования Общества удовлетворить.

В жалобе указано на то, что суд первой инстанции не дал оценки доводам административного истца о несоответствии оспариваемой нормы нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. При этом в связи с неправильным применением положений статьи 3.1 Закона о таможенном тарифе были нарушены положения статей 8 и 34 Конституции Российской Федерации. Общество также полагает, что судом не приведены правовые основания для отказа административному истцу в удовлетворении его требований.

В письменных возражениях Правительство Российской Федерации не согласилось с доводами апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, вынесенным с учетом всех правовых обстоятельств, имеющих значение для дела, и при правильном применении норм материального права.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, возражения на апелляционную жалобу представителей Правительства Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации оснований для ее удовлетворения и отмены обжалуемого решения суда не находит.

Согласно принципу разделения властей, закрепленному в статье 10 Конституции Российской Федерации, государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации под общим руководством Президента Российской Федерации (часть 1 статьи 110 Конституции Российской Федерации), а также иные федеральные органы исполнительной власти в соответствии с их структурой и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 1 Федерального конституционного закона от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации").

Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, а также обеспечивает их исполнение. Акты Правительства Российской Федерации, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации (части 1, 2 статьи 5 приведенного федерального конституционного закона).

Аналогичные положения были закреплены в статье 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", действовавшего на день принятия Постановления N 276.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" возлагает на Правительство Российской Федерации общее руководство таможенным делом в Российской Федерации (часть 1 статьи 3) и наделяет его правом на основании и во исполнение федеральных законов и указов Президента Российской Федерации издавать постановления и распоряжения в сфере таможенного регулирования (часть 5 статьи 4).

Порядок применения ставок вывозных таможенных пошлин, установления ставок вывозных таможенных пошлин и перечня товаров, в отношении которых они применяются, случаи освобождения от уплаты вывозной таможенной пошлины, особенности применения ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров и условий их ввоза, а также особенности предоставления тарифных преференций и тарифных квот определяет Закон о таможенном тарифе (статья 1).

Согласно пункту 3 статьи 3 указанного закона ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, устанавливаются Правительством Российской Федерации, если иное не установлено приведенной статьей. В отношении нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти, ставки вывозных таможенных пошлин устанавливаются в порядке, предусмотренном статьей 3.1 Закона о таможенном тарифе. На отдельные категории товаров, определяемые Правительством Российской Федерации, за исключением товаров, указанных в статье 3.1 данного закона, ставки вывозных таможенных пошлин устанавливаются Правительством Российской Федерации в порядке и по формулам, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В пункте 2 статьи 3.1 Закона о таможенном тарифе закреплено, что Правительство Российской Федерации устанавливает ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, а именно: Правительство Российской Федерации устанавливает формулы расчета ставок вывозных таможенных пошлин, в которых должны учитываться средняя цена на нефть сырую марки "Юралс" на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) и средняя цена на нефть сырую марки "North Sea Dated" на рынке Северного моря за последний период мониторинга, проводимого в соответствии с пунктом 3 данной статьи. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти рассчитывает ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, по формулам, установленным Правительством Российской Федерации. Ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, рассчитываются на срок один календарный месяц и применяются с 1-го числа календарного месяца, следующего за месяцем окончания периода мониторинга. Ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, рассчитанные на очередной календарный месяц, доводятся через официальные источники информации не позднее чем за четыре дня до дня применения указанных ставок в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, и подлежат применению с 1-го числа календарного месяца, следующего за месяцем окончания периода мониторинга (в редакции Федерального закона от 25 декабря 2023 г. N 630-ФЗ).

Реализуя предоставленные полномочия, Правительство Российской Федерации Постановлением N 276 утвердило Методику расчета ставок пошлин на нефть сырую и Методику расчета ставок пошлин на отдельные категории товаров, выработанных из нефти.

Учитывая приведенные законоположения, суд первой инстанции правомерно указал в решении, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом государственной власти.

Полномочия Правительства Российской Федерации на принятие Постановления N 276 подтверждены вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 12 сентября 2023 г. N АКПИ23-491.

Пункт 6.1 статьи 3.1 Закона о таможенном тарифе определяет предельные размеры ставок вывозных таможенных пошлин на отдельные категории товаров, выработанных из нефти, рассчитанных по формулам, установленным Правительством Российской Федерации, которые согласно пункту 6.1-1 статьи 3.1 в случае принятия Правительством Российской Федерации решения о применении повышающего коэффициента при расчете ставки вывозной таможенной пошлины для отдельных категорий лиц, осуществляющих вывоз из Российской Федерации таких категорий товаров, не применяются. Указанное решение действует в течение установленного им срока.

Статьей 34 Закона о таможенном тарифе предусмотрен порядок предоставления тарифных льгот. При этом под тарифной льготой в отношении товаров, вывозимых из Российской Федерации, пункт 3 приведенной нормы понимает предоставляемую на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики Российской Федерации льготу в виде освобождения от уплаты таможенной пошлины или снижения ставки таможенной пошлины.

Порядок предоставления тарифных льгот, установленных Законом о таможенном тарифе, определяется Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 34 указанного закона).

Правительство Российской Федерации, действуя в пределах имеющихся у него полномочий, определило в пункте 2 Методики расчета ставок пошлин на отдельные категории товаров, выработанных из нефти, повышающий коэффициент (n), а также условия, при которых он является равным 0 рублей или 50 000 рублей за тонну.

При этом федеральный закон, который устанавливает условия, отличные от приведенных в оспариваемой норме, отсутствует.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) основанием для признания нормативного правового акта не действующим полностью или в части является его несоответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Отказывая ООО "Трансбункер-Ванино" в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что по настоящему административному делу такое основание для признания абзаца шестого пункта 2 Методики расчета ставок пошлин на отдельные категории товаров, выработанных из нефти, недействующим отсутствует.

Рассматривая и разрешая административное дело, суд первой инстанции в полной мере выяснил все обстоятельства, установленные частью 8 статьи 213 КАС РФ, пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемые положения Методики расчета ставок пошлин на отдельные категории товаров, выработанных из нефти, соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и, следовательно, права, свободы и законные интересы административного истца не нарушают.

Проанализировав данные положения с учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 15 декабря 2000 г. N 294-О, суд первой инстанции обоснованно констатировал, что действия Правительства Российской Федерации при издании оспариваемого нормативного правового акта и установлении повышающего коэффициента (n) не имеют целью поддержку крупнейшего бизнеса и дискриминацию производителей небольших объемов товаров, выработанных из нефти, а являются исключительно мерой оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности, направленной на обеспечение экономической безопасности государства в условиях нестабильной геополитической обстановки и резких колебаний макроэкономических показателей, влияющих на производственные показатели отечественных нефтеперерабатывающих предприятий, которые могут привести к необоснованному росту оптовых цен на основные виды нефтепродуктов, рискам создания локальных дефицитов топлива и снижению усилий Правительства Российской Федерации по сдерживанию роста розничных цен на моторное топливо для конечных потребителей на уровне, близком к общей инфляции в стране, а также мерой, направленной на исключение деятельности недобросовестных участников рынка, использующих возможность за счет низких внутрироссийских цен на моторное топливо, в отношении которого производителем был возмещен демпфер, получить дополнительную и необоснованную экономическую выгоду, реализовав моторное топливо, приобретенное на внутреннем рынке, на экспорт по высоким мировым ценам.

В связи с изложенным является несостоятельным довод административного истца в апелляционной жалобе о противоречии абзаца шестого пункта 2 Методики расчета ставок пошлин на отдельные категории товаров, выработанных из нефти, пункту 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, поскольку полномочие Правительства Российской Федерации на принятие оспариваемого нормативного правового акта непосредственно закреплено федеральным законом.

Как разъяснено в абзаце третьем пункта 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 4 марта 2021 г. N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства", установление (предоставление) правовым актом прав и вытекающих из них преимуществ на рынке для определенной категории хозяйствующих субъектов само по себе не свидетельствует о создании дискриминационных условий, если это допускается законодательством и обусловлено публичным интересом, например, необходимо для предоставления поддержки отдельным категориям хозяйствующих субъектов, определенным законодательством, для обеспечения социально-экономического развития региона.

Указание в апелляционной жалобе на нарушение оспариваемой нормой положений статей 8 и 34 Конституции Российской Федерации не может являться основанием для отмены состоявшегося решения суда, поскольку согласно пункту "а" части 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации проверка нормативных актов Правительства Российской Федерации на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации относится к исключительной компетенции Конституционного Суда Российской Федерации. Верховный Суд Российской Федерации полномочиями по осуществлению такой проверки не обладает.

Отсутствует противоречие абзаца шестого пункта 2 Методики расчета ставок пошлин на отдельные категории товаров, выработанных из нефти, и пункту 1 статьи 9 ТК ЕАЭС, так как в силу пункта 3 статьи 53 данного кодекса для исчисления вывозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные законодательством государства-члена, в котором в соответствии со статьей 61 ТК ЕАЭС они подлежат уплате, если иное не установлено международными договорами в рамках Союза и (или) двусторонними международными договорами государств-членов.

Ссылка в апелляционной жалобе на то, что суд первой инстанции не дал оценки доводам административного истца о несоответствии оспариваемой нормы нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, несостоятельна и опровергается содержанием обжалуемого решения.

Таким образом, доводы Общества о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права ошибочны.

Обоснованно установив, что оспариваемое положение не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца в указанных им аспектах, суд первой инстанции правомерно отказал ООО "Трансбункер-Ванино" в удовлетворении заявленного им требования в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Обжалуемое решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 26 ноября 2024 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Трансбункер-Ванино" - без удовлетворения.

Председательствующий
В.Ю.ЗАЙЦЕВ

Члены коллегии
Е.В.ГОРЧАКОВА
И.Н.ЗИНЧЕНКО

Сохранить в браузере
Нажмите сочетание клавиш Ctrl + D