ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 апреля 2020 г. N АПЛ20-36

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Зайцева В.Ю.,

членов коллегии Крупнова И.В., Тютина Д.В.,

рассмотрела в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению К. о признании частично недействующими пунктов 14, 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354,

по апелляционной жалобе К. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2019 г. по делу N АКПИ19-820, которым в удовлетворении заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю., исследовав материалы дела, включая отзыв на апелляционную жалобу представителя Правительства Российской Федерации П., в котором указано об отсутствии оснований для отмены обжалуемого решения, заключение в письменной форме прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей апелляционную жалобу необоснованной, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

установила:

в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановлением от 6 мая 2011 г. N 354 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее также - Правила).

Первоначально текст нормативного правового акта официально опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 30 мая 2011 г., N 22, "Российской газете" 1 июня 2011 г., N 116.

Согласно пункту 14 Правил управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "г" - "ж" пункта 17 Правил, с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты прекращения действия договора ресурсоснабжения в части приобретения коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.

Абзацем третьим пункта 42(1) Правил предусмотрено, что в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 34 приложения N 2 к Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

К., являющийся собственником жилого помещения в многоквартирном доме, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании частично недействующими пунктов 14, 42(1) Правил, ссылаясь на то, что они противоречат статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 157, части 1 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, и нарушают право потребителя на оплату тепловой энергии по показаниям прибора учета; право гражданина свободно и по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащими ему на праве собственности денежными средствами; право собственника жилого помещения в многоквартирном доме на определение способа исполнения обязательства.

Нарушение своих прав административный истец усматривает в том, что на основании оспариваемых положений Правил вступившим в законную силу решением мирового судьи судебного участка N 4 Устиновского района г. Ижевска Удмуртской Республики от 3 сентября 2018 г. с него взыскана плата за отопление в пользу ресурсоснабжающей организации, тогда как оплата за потребленный ресурс уже была произведена им в адрес управляющей организации.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2019 г. в удовлетворении административного искового заявления К. отказано.

Не соглашаясь с таким решением в части отказа в удовлетворении административного иска о признании недействующим пункта 14 Правил, административный истец подал апелляционную жалобу, в которой просит его в этой части отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении его требования. Полагает, что судом не дано оценки его доводам о противоречии пункта 14 Правил пункту 1 части 1 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку оспариваемые положения позволяют ресурсоснабжающей организации начислять плату за потребленный коммунальный ресурс, несмотря на то, что собственники помещений в многоквартирном доме выразили волю оплачивать коммунальные услуги в управляющую организацию, указанную в решении общего собрания собственников. В остальной части решение суда первой инстанции К. не оспаривается.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации оснований к отмене решения суда не находит.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для признания нормативного правового акта не действующим полностью или в части является его несоответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Отказывая К. в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что по настоящему административному делу такое основание для признания оспариваемых положений Правил недействующим отсутствует.

Частью 4 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение данного Кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 157 данного Кодекса правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров устанавливаются Правительством Российской Федерации.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что Правила утверждены Правительством Российской Федерации в пределах предоставленных ему федеральным законодателем полномочий.

Правила, как следует из их пункта 1, регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.

Проанализировав оспоренные положения Правил на соответствие нормам Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что они детализируют нормативное регулирование, установленное указанным Кодексом, в том числе относительно начала периода предоставления коммунальных услуг по заключенным договорам, не противоречат этому Кодексу и, следовательно, не нарушают права и законные интересы административного истца.

Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157 названного Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.

В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 данного Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 этого Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 названного Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Часть 12 статьи 161 ЖК РФ предусматривает, что управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 данного Кодекса, договоров, в том числе в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 157.2 ЖК РФ.

В соответствии с пунктом 13 Правил предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров. Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Из содержания приведенных норм следует, что предоставление коммунальных услуг управляющей организацией обеспечивается посредством заключения с ресурсоснабжающей организацией договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Предоставление управляющей организацией коммунальных услуг потребителям без заключения соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией не осуществляется.

С учетом изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что пункт 14 Правил, устанавливающий момент, начиная с которого управляющая организация приступает к предоставлению коммунальных услуг в многоквартирном доме и прекращает предоставление таких услуг, соответствует нормам жилищного законодательства.

Не соглашаясь с доводом административного истца о несоответствии пункта 14 Правил части 1 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, суд обоснованно указал в решении, что прекращение действия договора управления или ресурсоснабжения в части приобретения коммунального ресурса предусмотрено не только по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, как ошибочно указывает административный истец, но и в иных случаях, приведенных в части 1 статьи 157.2 ЖК РФ. Вывод суда о том, что в оспариваемом пункте правомерно определены моменты, начиная с которых управляющая организация приступает к предоставлению коммунальных услуг, основан на указанной норме Кодекса и ей не противоречит.

Ссылки в апелляционной жалобе на несоответствие пункта 14 Правил статье 44 ЖК РФ, регулирующей исключительно вопросы, отнесенные к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, и статье 155 данного кодекса, определяющей порядок внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, основаны на неправильном толковании указанных норм и не учитывают положения части 9 статьи 157.2 ЖК РФ, согласно которой в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме, в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, в случае отсутствия договора ресурсоснабжения, договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных между ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, коммунальные услуги предоставляются ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемыми в порядке, предусмотренном частью 6, пунктом 3 части 7 названной статьи, и с учетом особенностей, предусмотренных правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах.

Отказывая в удовлетворении административного иска полностью, суд обоснованно исходил из того, что абзац третий пункта 42(1) Правил, устанавливающий порядок определения размера платы за коммунальную услугу, соответствует части 1 статьи 157 ЖК РФ, устанавливающей, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и согласуется со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон, и, следовательно, прав и законных интересов административного истца не нарушает.

При разрешении данного дела суд также правильно сослался на положения части 5 статьи 3 Федерального закона от 3 апреля 2018 г. N 59-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации", которые направлены на защиту собственников и нанимателей помещений многоквартирного дома от двойного взимания платы управляющей и ресурсоснабжающей организациями.

При таких данных ссылка административного истца в апелляционной жалобе на то, что оспариваемое положение Правил ущемляет права граждан - собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах, несостоятельна, так как оплату коммунальной услуги дважды оно не допускает.

Установив, что оспариваемые пункты 14, 42(1) Правил в оспариваемой части соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, прав и законных интересов административного истца не нарушают, суд первой инстанции правомерно, на основании пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, отказал К. в удовлетворении административного искового заявления.

Решение суда первой инстанции должным образом мотивировано, вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены или изменения решения в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь частью 7 статьи 150, частью 1 статьи 292, статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу К. - без удовлетворения.

Председательствующий
В.Ю.ЗАЙЦЕВ

Члены коллегии
И.В.КРУПНОВ
Д.В.ТЮТИН