ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 июля 2016 г. N АПЛ16-256

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Манохиной Г.В.,

членов коллегии Зайцева В.Ю., Ситникова Ю.В.,

при секретаре Ж.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Б.И. о признании недействующими абзацев второго и третьего пункта 3 и абзацев первого - четвертого пункта 4 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н,

по апелляционной жалобе Б.И. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2016 г., которым в удовлетворении административного иска отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю., объяснения представителя Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации Е., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей апелляционную жалобу необоснованной, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

установила:

приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н, зарегистрированным 3 февраля 2011 г. в Министерстве юстиции Российской Федерации, регистрационный номер 19694, и опубликованным 11 февраля 2011 г. в "Российской газете", утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации (далее - Порядок). Он определяет правила выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, которые должны быть предоставлены инвалиду в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее также - компенсация), и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации.

Пунктом 3 Порядка закреплено, что компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств (абзац первый). Компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 мая 2013 г. N 214н, включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации (абзац второй). Размер компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оплаченную за счет собственных средств услугу по ремонту технического средства реабилитации определяется путем сопоставления наименования технического средства реабилитации, самостоятельно приобретенного инвалидом за собственный счет, и вида технического средства реабилитации, предусмотренных вышеназванной классификацией (абзац третий).

В силу пункта 4 Порядка размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги, информация о которой размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), проведенной уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (абзац первый). Последней по времени осуществления закупкой технического средства реабилитации и (или) оказания услуги считается последняя завершенная процедура осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги (заключенный уполномоченным органом государственный контракт на закупку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг, обязательства по которому на дату подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги исполнены сторонами контракта в полном объеме) (абзац второй).

В случае если уполномоченным органом закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг не осуществлялась либо процедура осуществления закупки технических средств реабилитации и (или) оказания услуг не состоялась, стоимость соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги определяется по результатам последней по времени осуществления закупки технических средств реабилитации и (или) оказания услуг, информация о которой располагается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведенной любым другим уполномоченным органом, расположенным в пределах территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации (абзац третий). В случае если уполномоченными органами закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг на территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации, не осуществлялась либо процедура осуществления закупки технических средств реабилитации и (или) услуг не состоялась, стоимость соответствующего технического средства и (или) услуги определяется по результатам последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) услуги, информация о которой располагается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведенной любым уполномоченным органом, расположенным в пределах территории Российской Федерации (абзац четвертый).

Б.И. оспорил в Верховный Суд Российской Федерации абзацы второй и третий пункта 3 и абзацы первый - четвертый пункта 4 Порядка, указав, что они противоречат статье 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Правилам обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240 (далее - Правила), которые не содержат каких-либо ограничений для выплаты компенсаций инвалидам при невозможности обеспечения их техническими средствами реабилитации. Порядок в оспариваемой части ограничивает право административного истца на возмещение в полном объеме понесенных затрат на приобретение технических средств реабилитации, указанных в его индивидуальной программе реабилитации инвалида.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2016 г. в удовлетворении административного иска отказано.

В апелляционной жалобе Б.И., считая судебное решение незаконным и несправедливым, просит о его отмене в связи с неправильным применением норм материального права. По мнению административного истца, действующее законодательство, регулирующее отношения в области обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, а именно Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Правила, федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р, не содержат каких-либо ограничений для выплаты компенсаций инвалидам при невозможности обеспечения их техническими средствами реабилитации.

В поступивших возражениях Министерство юстиции Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации поддержали свои позиции о соответствии оспариваемых предписаний действующему законодательству Российской Федерации, просили рассмотреть дело в отсутствие представителей министерств.

Административный истец и его представитель Б.Е. в судебное заседание суда апелляционной инстанции, о времени и месте которого извещены, не явились. Б.Е. просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации оснований для ее удовлетворения и отмены обжалуемого решения суда не находит.

Вывод суда первой инстанции об издании оспариваемого нормативного правового акта полномочным органом согласуется с частью шестой статьи 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", которая в редакции Федерального закона от 9 декабря 2010 г. N 351-ФЗ компетенцией на определение порядка выплаты компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере компенсации, наделяла федеральный орган исполнительной власти, осуществлявший выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития (Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации), в настоящее же время такие полномочия предоставляет федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения (Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации).

Проверив Порядок в оспариваемой части на предмет его соответствия нормам большей юридической силы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований считать его противоречащим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Согласно части шестой статьи 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 этого федерального закона.

В силу названной части статьи 11.1 технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

Утвержденные Правительством Российской Федерации во исполнение указанного делегирования Правила в пункте 15.1 закрепляют, что в случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) либо если инвалид (ветеран) приобрел соответствующее техническое средство (изделие) или оплатил указанную услугу за собственный счет, то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с Правилами (абзац первый).

Соответствие приобретенного инвалидом (ветераном) за собственный счет технического средства (изделия) и (или) оплаченной им услуги по ремонту предоставляемым техническим средствам (изделиям) и (или) услугам по их ремонту устанавливается уполномоченным органом на основании утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в целях определения размера компенсации классификации технических средств (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду (абзац второй).

Порядок выплаты компенсации за технические средства (изделия) и (или) услуги по их ремонту, включая порядок определения ее размера и порядок информирования инвалидов (ветеранов) о размере указанной компенсации, определяется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (в первоначальной редакции - Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации) (абзац третий).

На основе анализа приведенных положений Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Правил в обжалуемом судебном решении правомерно указано, что выплата инвалиду вместо непосредственного предоставления технического средства реабилитации денежной компенсации за самостоятельно приобретенное такое средство должна производиться в размере, не превышающем стоимость аналогичного технического средства реабилитации, предоставляемого уполномоченным органом в установленном порядке.

Регламентированный абзацами вторым и третьим пункта 3 и абзацами первым - четвертым пункта 4 Порядка механизм выплаты компенсации в размере, не превышающем стоимость аналогичных технических средств реабилитации, предоставляемых уполномоченными органами, вопреки позиции административного истца, не ограничивает права инвалидов на обеспечение техническими средствами реабилитации за счет средств федерального бюджета. Возможность получения инвалидами компенсации в размере, который превышает названную стоимость, из законодательства, регулирующего отношения в области обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, не следует.

Довод апелляционной жалобы о том, что пункт 4 Порядка в оспариваемой части фактически предоставляет уполномоченным органам Фонда социального страхования Российской Федерации возможность не выполнять свои обязанности по проведению конкурсов на закупку технических средств реабилитации, опровергается содержанием данной нормы, которая, устанавливая определение размера компенсации исходя из результатов последней по времени осуществления соответствующей закупки технического средства реабилитации, направлена на реализацию инвалидами права на получение компенсации, гарантированного им федеральным законодателем, а не на ненадлежащее исполнение соответствующими органами своих обязанностей. Проверка соблюдения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд находится вне сферы регулирования Порядка, в том числе его пункта 4.

В связи с изложенным доводы Б.И. о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права нельзя признать состоятельными.

Обжалуемое судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Б.И. - без удовлетворения.

Председательствующий
Г.В.МАНОХИНА

Члены коллегии
В.Ю.ЗАЙЦЕВ
Ю.В.СИТНИКОВ