ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 октября 2015 г. N АПЛ15-412

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Зайцева В.Ю.,

членов коллегии Меркулова В.П., Шамова А.В.,

при секретаре Г.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по заявлению А., К., Р., Ф. о признании частично недействующими пунктов 1, 2 и 5 раздела "Министерства, государственные комитеты, комитеты субъектов Российской Федерации, главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации, главные управления, управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации, управления, отделы Государственной противопожарной службы в субъектах Российской Федерации" приложения N 9 к приказу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 19 декабря 2011 г. N 762 "О размерах должностных окладов по нетиповым штатным должностям сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, применяемых при назначении (пересмотре) пенсий"

по апелляционным жалобам заявителей (административных истцов) А. и Ф., К. и Р. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2015 г., которым в удовлетворении заявленного требования было отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю., объяснения представителя заявителей адвоката Столаева С.В., который поддержал доводы жалобы, представителя Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Х., возражавшего против доводов апелляционных жалоб, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей апелляционные жалобы необоснованными,

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

установила:

приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) от 19 декабря 2011 г. N 762 (далее - Приказ) установлены размеры должностных окладов по нетиповым штатным должностям сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, применяемые при назначении (пересмотре) пенсий. Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 26 января 2012 г., регистрационный номер 23022, и опубликован 3 февраля 2012 г. в "Российской газете", N 23.

Пунктами 1, 2 и 5 раздела "Министерства, государственные комитеты, комитеты субъектов Российской Федерации, главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации, главные управления, управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации, управления, отделы Государственной противопожарной службы в субъектах Российской Федерации" приложения N 9 к Приказу предусмотрены оклады (в рублях в месяц) для различных должностей начальствующего состава в субъектах Российской Федерации с численностью населения свыше 2,5 млн человек и менее 2,5 млн человек.

В частности, оклад по должности "первый заместитель начальника главного управления" согласно упоминаемому делению может составлять 31000 рублей и 28000 рублей соответственно (пункт 1), оклад по должности "заместитель начальника главного управления" - 28000 рублей и 25000 рублей (пункт 2), оклад по должности "заместитель начальника управления" в размере 22000 рублей предусмотрен для такой должности в субъектах Российской Федерации с численностью населения менее 2,5 млн человек.

А., К., Р., Ф., получающие пенсионное обеспечение как лица, проходившие службу в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы МЧС России, обратились в Верховный Суд Российской Федерации с названным выше заявлением, в обоснование которого указали, что оспариваемые положения Приказа противоречат Федеральному закону от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 247-ФЗ), пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 1020 "Об окладах денежного содержания сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, применяемых при пересмотре (назначении) пенсий" (далее - Постановление N 1020) и пункту 3 приложения N 1 к нему, принципам равенства и справедливости в пенсионном обеспечении, поскольку они не предусматривают окладов для нетиповых должностей начальствующего состава Главного управления МЧС России по Ленинградской области в размерах, соответствующих окладам по должностям в городах Москве и Санкт-Петербурге, Московской области, а также не предусматривают повышения окладов на 10 процентов. Заявители (административные истцы) считают, что вследствие данного несоответствия и правовой неопределенности норм были нарушены их права, так как на основании Приказа им был произведен перерасчет размеров получаемых пенсий, которые были уменьшены.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2015 г. в удовлетворении заявленных требований А., К., Ф. и Р. было отказано.

В апелляционных жалобах заявители (административные истцы) просят отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования. Считают, что судом неверно истолкованы правовые предписания Постановления N 1020. Ссылаясь на положение, содержащееся в сноске первой "*" к наименованию пункта 3 приложения N 1 к Постановлению N 1020, заявители, замещавшие должности в Ленинградской области, полагают, что размеры их должностных окладов должны быть установлены в равном размере с аналогичными должностями в городах Москве и Санкт-Петербурге, Московской области. По мнению заявителей (административный истцов), отсутствие в оспоренном Приказе нормы, аналогичной той, которая содержится в сноске первой "*" к наименованию пункта 3 приложения N 1 к Постановлению N 1020, свидетельствует о том, что установление в Приказе размеров должностных окладов сотрудников по нетиповым должностям не соответствует размерам и принципам, установленным Правительством Российской Федерации для сотрудников по типовым должностям в Постановлении N 1020, что противоречит части 4 статьи 2 Федерального закона N 247-ФЗ, приводит к неравенству в пенсионном обеспечении лиц, относящихся к одной категории. В обоснование своих требований А., К., Ф. и Р. также указывают на то, что с 1 января 2013 г. размеры денежного содержания для действующих сотрудников МЧС России, дислоцированных в г. Москве, г. Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях, как для лиц, относящихся к одной категории, повышены на 10 процентов, что, по мнению заявителей (административных истцов), свидетельствует об отнесении законодателем Ленинградской области к субъектам с населением свыше 2,5 млн. человек, в связи с чем оклады лиц, замещающих должности в этой области, применяемые при назначении (пересмотре) пенсий, должны соответствовать окладам по типовым штатным должностям сотрудников, замещавших аналогичные должности в городах Москве и Санкт-Петербурге, Московской области.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для их удовлетворения.

В соответствии с пунктом "а" статьи 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон N 4468-1) условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные Законом, распространяются на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в Государственной противопожарной службе.

Согласно части первой статьи 43 названного закона пенсии, назначаемые лицам, перечисленным в статье 1 данного закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

Размеры пенсий, назначенных гражданам до 1 января 2012 г. в соответствии с Законом N 4468-1, подлежат пересмотру с 1 января 2012 г. (часть 8 статьи 12 Федерального закона от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 309-ФЗ).

При пересмотре указанных размеров пенсий в составе денежного довольствия учитываются оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы) в размерах, установленных в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" (далее - Федеральный закон N 306-ФЗ) или статьей 2 Федерального закона N 247-ФЗ. Размеры окладов по воинским должностям и должностных окладов и порядок их применения для этих целей устанавливаются Правительством Российской Федерации до 1 января 2012 г. (часть 9 статьи 12 Федерального закона N 309-ФЗ).

Аналогичное правовое регулирование предусмотрено для назначения и пересмотра размеров пенсий гражданам, проходившим службу в Государственной противопожарной службе и увольняемым в 2012 году со службы (части 10 и 11 статьи 12 Федерального закона N 309-ФЗ).

В части 4 статьи 2 Федерального закона N 247-ФЗ (в редакции Федерального закона N 309-ФЗ) закреплено, что размеры окладов по типовым должностям сотрудников и окладов по специальным званиям устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники. Размеры окладов по другим (нетиповым) должностям сотрудников - руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, применительно к размерам окладов по типовым должностям.

В целях исполнения Федерального закона N 309-ФЗ пунктом 1 во взаимосвязи с приложением N 1 к Постановлению N 1020 Правительством Российской Федерации установлены размеры должностных окладов по типовым штатным должностям сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, применяемые при назначении (пересмотре) пенсий.

Пунктом 2 Постановления N 1020 Министру Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий делегированы полномочия по установлению размеров должностных окладов сотрудников по нетиповым штатным должностям применительно к размерам окладов по типовым штатным должностям соответствующих категорий сотрудников, указанных в приложении N 1 к данному постановлению, что и было реализовано в Приказе, который зарегистрирован и опубликован в установленном порядке.

Таким образом, оспоренный в части Приказ издан в пределах компетенции и в установленном порядке.

Доводы заявителей (административных истцов) о противоречии оспариваемых положений Приказа Федеральному закону N 247-ФЗ, пункту 2 Постановления N 1020 и пункту 3 приложения N 1 к нему, а также принципам равенства и справедливости в пенсионном обеспечении судом первой инстанции проверялись и правильно были признаны несостоятельными.

Так, приложением N 1 к Постановлению N 1020 предусмотрены типовые должности главных управлений МЧС России по субъектам

Российской Федерации с численностью населения свыше 2,5 млн человек и менее 2,5 млн человек (пункты 3 и 4). При этом увеличенные размеры окладов установлены для типовых должностей в субъектах Российской Федерации с большей численностью населения.

Применительно к названному критерию Приказом установлены и оклады для нетиповых должностей.

Занимаемые ранее заявителями должности <...> (А.), <...> (К.), <...> (Р., Ф.) не указаны в Постановлении N 1020 и являются нетиповыми. Размеры окладов по таким нетиповым должностям установлены в пунктах 1, 2 и 5 раздела "Министерства, государственные комитеты, комитеты субъектов Российской Федерации, главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации, главные управления, управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации, управления, отделы Государственной противопожарной службы в субъектах Российской Федерации" приложения N 9 к Приказу.

Различия в размерах окладов по одинаковым нетиповым должностям установлены в соответствии с Постановлением N 1020 в зависимости от численности населения (свыше 2,5 млн человек и менее 2,5 млн человек).

Вопреки доводам заявителей оспариваемые предписания соответствуют принципу правовой определенности, не допускают неоднозначного или неясного толкования.

Не образует неопределенности нормативного регулирования и то обстоятельство, что должность "заместитель начальника управления" предусмотрена в типовых и нетиповых должностях. В силу Постановления N 1020 данная должность отнесена к числу типовых только в субъектах Российской Федерации с численностью населения свыше 2,5 млн человек. В субъектах Российской Федерации с меньшей численностью населения она Приказом правомерно отнесена к числу нетиповых.

Утверждения заявителей, замещавших до увольнения со службы перечисленные выше должности в МЧС России по Ленинградской области, о том, что для этого территориального органа МЧС России размеры окладов по нетиповым должностям должны быть установлены как и для субъектов Российской Федерации с численностью населения свыше 2,5 млн человек, т.е. равными с такими субъектами, как города Москва, Санкт-Петербург и Московская область, судом первой инстанции проверялись и правильно признаны несостоятельными по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, численность населения в Ленинградской области составляет менее 2,5 млн человек.

В Приказе применен аналогичный Постановлению N 1020 механизм правового регулирования, согласно которому конкретные наименования или перечень главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации не указаны, а используется общий критерий их возможного деления в зависимости от численности населения субъекта Российской Федерации.

Обосновывая свои требования, заявители (административные истцы) указывают на сноску первую "*" к наименованию пункта 3 приложения N 1 к Постановлению N 1020, содержащую ссылку о том, что месячные оклады по типовым должностям сотрудников территориальных органов МЧС России, дислоцированных в городах Москве и Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях, повышаются на 10 процентов.

Как правильно отражено в решении суда первой инстанции, данное примечание не содержит нормы о том, что размеры окладов по типовым должностям Главного управления МЧС России по Ленинградской области должны определяться применительно к субъектам Российской Федерации с численностью населения свыше 2,5 млн человек.

Сноска первая "*" к наименованию пункта 3 приложения N 1 в Постановлении N 1020 подлежит применению во взаимосвязи с основным содержанием этого пункта, устанавливающего размеры должностных окладов по типовым штатным должностям сотрудников Главного управления МСЧ России по субъектам с численностью населения свыше 2,5 млн человек.

Как правильно пояснил в суде представитель МЧС России, действие пункта 3 приложения N 1 к Постановлению N 1020 распространяется на правоотношения, связанные с пересмотром размеров пенсий по типовым штатным должностям, только при соблюдении двух условий: замещения должности сотрудников федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы с численностью населения свыше 2,5 млн человек и замещения этих должностей в одном из субъектов Российской Федерации: города Москва и Санкт-Петербург, Московская область, Ленинградская область. Несоблюдение хотя бы одного из вышеперечисленных условий влечет за собой неприменение данного примечания к правоотношениям, связанным с пересмотром размеров пенсий по типовым штатным должностям. Таким образом, само по себе перечисление приведенных выше субъектов не свидетельствует об уравнивании их статуса применительно к рассматриваемому вопросу.

Кроме того, отсутствие в оспариваемых положениях Приказа нормы о подобном повышении окладов по нетиповым должностям, учитываемых при пересмотре (назначении) пенсий, не указывает на его противоречие нормативным правовым актам большей юридической силы, поскольку предусмотренное упоминаемым примечанием повышение окладов связано с особыми условиями службы и не учитывается при пересмотре размеров пенсий, осуществляемом с учетом нового правового регулирования с 1 января 2012 г.

Довод апелляционных жалоб о том, что надбавка к должностному окладу за особые условия службы сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти была введена лишь 5 февраля 2013 г. в связи изданием одноименного постановления Российской Федерации N 95, в соответствии с которым служба в г. Москве и Московской области, г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области (пункты 4 и 14) отнесена к особым условиям службы, не свидетельствует о незаконности решения суда, поскольку частью первой статьи 43 Закона N 4468-1, а также частями 9 и 11 статьи 12 Федерального закона N 309-ФЗ определено, что для исчисления пенсий учитываются оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы).

По изложенным выше основаниям также несостоятельны ссылки заявителей на то, что с 1 января 2013 г. размеры денежного содержания для действующих сотрудников МЧС России, дислоцированных в городах Москве и Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях, повышаются на 10 процентов за особые условия службы.

Довод апелляционных жалоб о необходимости установления повышенных окладов для лиц, замещающих должности сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы в Ленинградской области, по сути, сводится к решению вопроса о внесении в оспоренный Приказ изменений и дополнений в предлагаемой заявителями (административными истцами) редакции, что не отнесено к компетенции суда.

Оснований, предусмотренных законом, для отмены решения суда в апелляционном порядке, не имеется.

Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2015 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы А., Ф., К., Р. - без удовлетворения.

Председательствующий
В.Ю.ЗАЙЦЕВ

Члены коллегии
В.П.МЕРКУЛОВ
А.В.ШАМОВ