ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 января 2015 г. N АПЛ14-691

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Манохиной Г.В.,

членов коллегии Зайцева В.Ю., Горшкова В.В.,

при секретаре М.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по заявлению ООО "Газпром трансгаз Чайковский" о признании недействующим пункта 10 приложения 1 к типовой форме решения о предоставлении водного объекта в пользование, принимаемого Федеральным агентством водных ресурсов, его территориальным органом, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 14 марта 2007 г. N 56,

по апелляционной жалобе общества на решение Верховного Суда Российской Федерации от 5 ноября 2014 г., которым в удовлетворении заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю., объяснения представителей заявителя К. и Л., которые поддержали апелляционную жалобу, представителя Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации И., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей апелляционную жалобу необоснованной, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

установила:

приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 14 марта 2007 г. N 56, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 23 апреля 2007 г., регистрационный номер 9317, и опубликованным 28 мая 2007 г. в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 22, утверждена типовая форма решения о предоставлении водного объекта в пользование, принимаемого Федеральным агентством водных ресурсов, его территориальным органом, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (далее - Типовая форма), состоящая из пяти разделов ("1. Сведения о водопользователе", "2. Цель, виды и условия использования водного объекта или его части", "3. Сведения о водном объекте", "4. Срок водопользования", "5. Приложения").

В пунктах 1 - 6 подраздела 2.3 раздела 2 Типовой формы приведены условия использования водного объекта или его части. В силу пояснения к пункту 7 данного подраздела далее указываются условия использования водного объекта, устанавливаемые в соответствии с целями водопользования, изложенными в подразделе 2.1 раздела 2 Типовой формы - согласно приложениям 1 - 10 к Типовой форме. Приложение 1, включающее в себя пункты 7 - 15, содержит условия использования водного объекта, который предоставляется в пользование для сброса сточных и (или) дренажных вод. Пункт 10 приложения 1 предусматривает условие о том, что максимальное содержание загрязняющих веществ в сточных и (или) дренажных водах не должно превышать соответствующих значений, определяемых исходя из установленных нормативов допустимого воздействия на водные объекты.

ООО "Газпром трансгаз Чайковский" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 10 приложения 1 к Типовой форме, указав, что оспариваемое положение, предусматривающее требования к составу и качеству сбрасываемых сточных вод, противоречит статье 22 Водного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), пункту 4 статьи 23 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", в силу которых, по мнению заявителя, решение о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных и (или) дренажных вод не может содержать требования к составу и качеству сбрасываемых сточных вод, и нарушает имущественные права юридического лица.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 5 ноября 2014 г. в удовлетворении заявления отказано.

В апелляционной жалобе общество просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, ссылаясь на то, что суд первой инстанции положил в основу решения нормы федеральных законов, не имеющие отношения к рассматриваемому вопросу, и неправомерно не принял во внимание довод заявителя о том, что порядок установления нормативов допустимых сбросов сточных вод, а также вид документа, которым устанавливаются данные нормативы, регулируются другими федеральными законами.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.

Вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемое нормативное правовое регулирование осуществлено компетентным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с водным законодательством, следует признать правомерным.

Кодекс в статье 1 определяет водопользователя как физическое лицо или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом; водный объект - как природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима; дренажные воды - как воды, отвод которых осуществляется дренажными сооружениями для сброса в водные объекты; сточные воды - как дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.

Физические и юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 Кодекса (часть 1 статьи 9 Кодекса). Исходя из наименования и содержания этой главы, включающей в себя статьи 11 - 23, водные объекты, по общему правилу, предоставляются в пользование на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 11 Кодекса водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для сброса сточных, в том числе дренажных, вод на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частью 3 этой статьи.

Статья 22 Кодекса закрепляет, что решение о предоставлении водного объекта в пользование должно содержать: сведения о водопользователе; цель, виды и условия использования водного объекта или его части (в том числе объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов) в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 11 Кодекса; сведения о водном объекте, в том числе описание границ водного объекта, его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование; срок водопользования (часть 1). Решение о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных, в том числе дренажных, вод дополнительно должно содержать: указание места сброса сточных, в том числе дренажных, вод; объем допустимых сбросов сточных, в том числе дренажных, вод; требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных, в том числе дренажных, вод (часть 3).

В силу части 6 статьи 23 Кодекса порядок подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование утверждается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N 844 "О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование" утверждены Правила подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, пункт 11 которых определяет, что физическое лицо, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заинтересованные в предоставлении ему водного объекта в пользование, к заявлению о предоставлении в пользование водного объекта для сброса сточных, в том числе дренажных, вод прилагают расчет и обоснование как заявленного объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, так и показателей их качества.

При этом названными постановлением (пункт 3) и правилами (пункт 23) Правительство Российской Федерации поручило Минприроды России разработать и утвердить типовую форму решения о предоставлении водного объекта в пользование, принимаемого Федеральным агентством водных ресурсов, его территориальным органом, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

В силу части 5 статьи 2 Кодекса уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти издают нормативные правовые акты, регулирующие водные отношения, в случаях и в пределах, которые предусмотрены Кодексом, другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

Закрепленное пунктом 10 приложения 1 к Типовой форме условие использования водного объекта или его части для сброса сточных вод о том, что максимальное содержание загрязняющих веществ в этих водах не должно превышать соответствующих значений, определяемых исходя из установленных нормативов допустимого воздействия на водные объекты, не противоречит нормам большей юридической силы.

В соответствии с частью 1 статьи 44 Кодекса использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды. Часть 6 статьи 56 Кодекса запрещает сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

Нормативам допустимого воздействия на водные объекты посвящена статья 35 Кодекса, которая предусматривает, что поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Они разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах. Утверждение этих нормативов осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

Согласно Федеральному закону от 3 июня 2006 г. N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" до утверждения в соответствии со статьей 35 Кодекса нормативов допустимого воздействия на водные объекты, но не позднее чем до 1 января 2015 г. нормирование содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод веществ и микроорганизмов осуществляется на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ и микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах (статья 6.2).

Довод апелляционной жалобы о том, что в отличие от нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, устанавливаемых для конкретных водопользователей, нормативы допустимого воздействия устанавливаются для водного объекта, отмену обжалуемого решения суда не влечет. Как следует из содержания пункта 10 приложения 1 к Типовой форме, он предусматривает указание в качестве максимальных значений загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах не самих нормативов допустимого воздействия на водные объекты, которые в силу пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N 881 "О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты" характеризуют допустимое совокупное воздействие всех источников, расположенных в пределах речного бассейна или его части, на водный объект или его часть, а значений показателей, определяемых с учетом данных нормативов.

Каким-либо положениям Кодекса и принятым во исполнение его нормам большей юридической силы, регламентирующим выдачу решений о предоставлении водного объекта в пользование, оспариваемый пункт не противоречит.

Довод заявителя о несоответствии пункта 10 приложения 1 к Типовой форме пункту 4 статьи 23 Федерального закона "Об охране окружающей среды", допускающему сбросы веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на сбросы на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, является несостоятельным, поскольку оспариваемая норма вопрос выдачи разрешений на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду не регулирует.

Предусмотренных законом оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 5 ноября 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Газпром трансгаз Чайковский" - без удовлетворения.

Председательствующий
Г.В.МАНОХИНА

Члены коллегии
В.Ю.ЗАЙЦЕВ
В.В.ГОРШКОВ