ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 ноября 2014 г. N АПЛ14-502

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Зайцева В.Ю.,

членов коллегии Горшкова В.В., Крупнова И.В.,

при секретаре П.А.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Спорт-Стандарт" о признании недействующим пункта 7 приказа Министерства спорта Российской Федерации от 31 июля 2012 г. N 53 "О внесении изменений в приказ Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации от 27.05.2011 N 469 "Об утверждении Порядка формирования и ведения Всероссийского реестра объектов спорта, предоставления сведений из него и внесения в него изменений"

по апелляционной жалобе заявителя на решение Верховного Суда Российской Федерации от 5 июня 2014 г., которым в удовлетворении заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю., объяснения представителей заявителя С. и П.И., которые поддержали апелляционную жалобу, представителя Министерства спорта Российской Федерации З., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей апелляционную жалобу необоснованной, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

установила:

приказом Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации от 27 мая 2011 г. N 469 утвержден Порядок формирования и ведения Всероссийского реестра объектов спорта, предоставления сведений из него и внесения в него изменений (далее - Порядок), первоначальная редакция которого в том числе предусматривала, что к заявлению о внесении сведений об объекте спорта во Всероссийский реестр объектов спорта (далее - Реестр) прилагается копия сертификата соответствия, подтверждающего соответствие объекта спорта требованиям техники безопасности, указанным в национальных стандартах и других документах в области стандартизации, действующих на территории Российской Федерации.

Приказом Министерства спорта Российской Федерации от 31 июля 2012 г. N 53 "О внесении изменений в приказ Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации от 27.05.2011 N 469 "Об утверждении Порядка формирования и ведения Всероссийского реестра объектов спорта, предоставления сведений из него и внесения в него изменений" (далее - Приказ), зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 24 августа 2012 г., регистрационный номер 25265, и опубликованным 3 декабря 2012 г. в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 49, в Порядок внесены изменения. В частности, согласно пункту 7 Приказа приведенная выше норма Порядка, названная в Приказе абзацем четвертым подпункта 7.1 пункта 7 Порядка, после слов "Российской Федерации" дополнена словами ", а также копия акта проведенных испытаний на объекте спорта или протокола проведенных испытаний на объекте спорта, на основании которого выдан вышеуказанный сертификат;".

Для внесения сведений об объекте спорта в Реестр лицо, в собственности, оперативном управлении или хозяйственном ведении которого в соответствии с законодательством Российской Федерации находится объект спорта (далее - Заявитель), представляет в Минспорт России для принятия решения о внесении сведений об объекте спорта в Реестр документы, указанные в пунктах 7 и 7.1 Порядка (пункт 5 Порядка в редакции Приказа).

ООО "Спорт-Стандарт", являющееся органом по сертификации объектов спорта и оказывающее услуги по добровольной сертификации таких объектов, обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 7 Приказа в части, обязывающей Заявителя приложить к заявлению о внесении сведений об объекте спорта в Реестр копию акта проведенных испытаний на объекте спорта или протокола проведенных испытаний на объекте спорта, на основании которого выдан сертификат соответствия. Общество ссылалось на то, что оспариваемая норма противоречит абзацу первому пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", возлагает на Заявителя обязанность предоставить для регистрации объекта спорта в Реестре документы, которые не выдаются Заявителю органом, осуществляющим сертификацию объекта спорта, на условиях, предусмотренных договором. Указало, что Министерство спорта Российской Федерации издало Приказ с превышением полномочий, поскольку оно не наделено Положением о Министерстве спорта Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 607, полномочиями по контролю и надзору за деятельностью коммерческих организаций.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 5 июня 2014 г. в удовлетворении заявления отказано.

В апелляционной жалобе и дополнении к ней общество просит решение суда отменить, полагая, что вывод суда первой инстанции о том, что акты и протоколы испытаний, проведенных на объекте спорта, содержат сведения, необходимые для внесения объекта спорта в Реестр, не соответствует обстоятельствам дела; суд ошибочно признал необоснованным довод о противоречии пункта 7 Приказа абзацу первому пункта 1 статьи 21 Федерального закона "О техническом регулировании"; суд не проверил довод о превышении Министерством спорта Российской Федерации полномочий, предоставленных ему Правительством Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.

Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Приказ, внесший изменения в Порядок, принят в соответствии со статьей 37.1 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (части 1, 3, 4) и Положением о Министерстве спорта Российской Федерации (пункт 1). При этом, как правомерно исходил суд, в полномочие по утверждению порядка формирования и ведения Реестра входит и установление перечня документов, содержащих необходимые для внесения в Реестр сведения в силу части 2 названной статьи.

Часть 2 статьи 37.1 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" определяет, что Реестр содержит перечень объектов спорта с указанием следующих сведений о них: полного наименования объекта спорта (пункт 1); адреса (места нахождения) объекта спорта (пункт 2); сведений о лице, в собственности которого находится объект спорта (пункт 3); года и месяца ввода в эксплуатацию, окончания реконструкции, капитального ремонта объекта спорта (пункт 4); функционального назначения объекта спорта и возможности использования его подтрибунного пространства (пункт 5); единовременной пропускной способности объекта спорта (пункт 6); площади земельного участка, на котором расположен объект спорта (в гектарах) (пункт 7); наличия или отсутствия сооружений для размещения, обслуживания зрителей, в том числе отдельно стоящих сооружений (балконы, скамьи, трибуны с указанием количества рядов, мест для сидения) (пункт 8); соответствия объектов спорта требованиям безопасности при проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, установленным национальными стандартами, утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 9).

Действуя в пределах своей компетенции, Министерство спорта Российской Федерации дополнило Порядок в части, закрепляющей обязательность представления копии сертификата соответствия, подтверждающего соответствие объекта спорта требованиям техники безопасности, указанным в национальных стандартах и других документах в области стандартизации, действующих на территории Российской Федерации, указанием на необходимость представления также копии акта проведенных испытаний на объекте спорта или протокола проведенных испытаний на объекте спорта, на основании которого выдан этот сертификат. Такое нормативное правовое регулирование неразрывно связано с обязанностью Министерства спорта Российской Федерации (в лице Департамента инвестиционного развития и управления государственным имуществом) обеспечить достоверность и целостность сведений, содержащихся в Реестре (данная обязанность установлена пунктом 4 приказа об утверждении Порядка), и направлено на подтверждение достоверности сведений об объекте спорта, подлежащих в силу закона включению в Реестр.

Согласно пункту 5.2 ГОСТ Р 52025-2003 "Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Требования безопасности потребителей", утвержденного постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 18 марта 2003 г. N 81-ст, оценка требований безопасности при оказании физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг на объектах спорта проводится путем исследований (испытаний) и измерений на объекте спорта и включает в себя оценку, в частности, технического состояния спортивного инвентаря и оборудования; характеристик натурального или искусственного спортивного покрытия; состояния специально отведенных мест для потребителей (зрителей), в том числе трибун; размеров и конфигурации спортивных зон объектов спорта; освещенности объекта спорта; качества воды и иных требований к бассейну; путей эвакуации зрителей и персонала объекта спорта с трибун, в том числе маломобильных групп населения. Результаты оценки требований безопасности на объектах спорта отражаются в протоколах исследований (испытаний) и измерений.

Вывод суда о том, что акт или протокол проведенных испытаний на объекте спорта содержит необходимые для внесения в Реестр сведения в силу пунктов 5, 6, 8, 9 части 2 статьи 37.1 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", согласуется с приведенным положением ГОСТ Р 52025-2003, касающимся оценки требований безопасности при оказании физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг.

Абзац первый пункта 1 статьи 21 Федерального закона "О техническом регулировании" закрепляет, что добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Добровольное подтверждение соответствия может осуществляться для установления соответствия национальным стандартам, предварительным национальным стандартам, стандартам организаций, сводам правил, системам добровольной сертификации, условиям договоров.

Основания считать оспариваемое предписание противоречащим приведенному законоположению отсутствуют. Как правильно указал суд, Заявитель (то есть лицо, в собственности, оперативном управлении или хозяйственном ведении которого находится объект спорта), являясь заказчиком по договору между ним и органом, осуществляющим сертификацию объекта спорта, вправе получить в этом органе копию акта проведенных испытаний на объекте спорта или протокола проведенных испытаний на объекте спорта, на основании которого выдан сертификат соответствия, подтверждающий соответствие объекта спорта требованиям техники безопасности, указанным в национальных стандартах и других документах в области стандартизации, действующих на территории Российской Федерации.

Предусмотренных законом оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 5 июня 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Спорт-Стандарт" - без удовлетворения.

Председательствующий
В.Ю.ЗАЙЦЕВ

Члены коллегии
В.В.ГОРШКОВ
И.В.КРУПНОВ