ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 июня 2014 г. N АПЛ14-243

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Федина А.И.,

членов коллегии Манохиной Г.В., Крупнова И.В.,

при секретаре К.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению У. о признании частично недействующими пунктов 1 - 4 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. N 901,

по апелляционной жалобе У. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 13 марта 2014 г., которым заявление удовлетворено частично.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Манохиной Г.В., объяснения представителя Правительства Российской Федерации Н., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей апелляционную жалобу необоснованной, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

установила:

постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. N 901 утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг (далее - Правила).

Нормативный правовой акт опубликован 5 августа 1996 г. в Собрании законодательства Российской Федерации и в "Российской газете", 1996 г., 10 августа.

Согласно пункту 1 Правил инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями Правил.

Правилами установлены основания признания инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия на учет (пункт 2), порядок учета нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (пункт 3), перечень документов, которые необходимо представить для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов (пункт 4).

У. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании частично недействующими пунктов 1 - 4 Правил. В обоснование заявления указала, что оспариваемые нормативные положения противоречат статье 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ), положениям Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и нарушают ее права как инвалида на получение земельного участка. Пункт 1 Правил ставит получение инвалидом земельного участка в зависимость от нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий и постановки его на учет, что не соответствует части четырнадцатой статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ. Пункт 2 Правил в части, устанавливающей в качестве одного из оснований признания инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающимися в улучшении жилищных условий обеспеченность жильем на каждого члена семьи ниже уровня, устанавливаемого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, противоречит статье 50 ЖК РФ, согласно которой норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения устанавливаются органом местного самоуправления, пункты 3, 4 Правил устанавливают требование о предоставлении документов, не предусмотренных ЖК РФ, чем затрудняют постановку на учет.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 13 марта 2014 г. заявление У. удовлетворено частично. Признан недействующим со дня вступления решения в законную силу абзац второй пункта 2 Правил в части указания об установлении органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации уровня обеспеченности жильем на каждого члена семьи. В остальной части в удовлетворении заявления отказано.

В апелляционной жалобе У. просит об отмене решения суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 1 Правил. Ошибочным считает вывод суда первой инстанции о том, что одной из форм обеспечения жилой площадью инвалида, нуждающегося в улучшении жилищных условий, является реализация им права на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Заявитель в апелляционной жалобе указала, что предоставление земельного участка в аренду не может рассматриваться как способ реализации права на жилище, в связи с чем, по ее мнению, требование о наличии статуса нуждающегося в улучшении жилищных условий при предоставлении земельного участка в аренду не может являться законным, полагает, что в пункте 5 части 1 статьи 56 ЖК РФ имеется в виду предоставление земельного участка в собственность бесплатно или в пользование, но не в аренду.

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований к отмене решения суда.

Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Правила разработаны и утверждены Правительством Российской Федерации в соответствии с полномочиями, предоставленными частью одиннадцатой статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ (в редакции, действовавшей на время принятия постановления), устанавливают порядок предоставления льгот инвалидам по обеспечению жилой площадью и оспариваемые положения Правил не противоречат действующему федеральному законодательству.

С целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов частями первой и четырнадцатой статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ закреплено право инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на обеспечение жилой площадью, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Названной статьей также регламентированы способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.

Пунктом 5 части 1 статьи 56 ЖК РФ установлено, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома.

На основании приведенных законоположений правильным является вывод суда первой инстанции, что одной из форм обеспечения инвалида, нуждающегося в улучшении жилищных условий, жилой площадью является реализация им права на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, поэтому оспариваемый заявителем пункт 1 Правил, связывающий право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства с реализацией жилищных прав инвалида, нуждающегося в улучшении жилищных условий, не противоречит требованиям федерального законодательства.

Довод апелляционной жалобы о том, что примененным судом пунктом 5 части 1 статьи 56 ЖК РФ не определен вид права, на котором земельный участок должен предоставляться инвалиду, поэтому, по мнению заявителя, данной нормой предусмотрено, что земельный участок предоставляется инвалиду в собственность бесплатно или в безвозмездное пользование, но не в аренду, противоречит содержанию этой правовой нормы и не опровергает вывод суда о законности пункта 1 Правил. Вид права, на котором земельный участок предоставляется инвалиду и семьям, имеющим в своем составе детей-инвалидов, для индивидуального жилищного строительства, не имеет правового значения в рассматриваемой ситуации.

В апелляционной жалобе не приведено доводов, опровергающих выводы суда о законности оспариваемых нормативных положений, оснований считать такие выводы ошибочными не имеется.

Предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 13 марта 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу У. - без удовлетворения.

Председательствующий
А.И.ФЕДИН

Члены коллегии
Г.В.МАНОХИНА
И.В.КРУПНОВ