ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 31 января 2013 г. N АПЛ12-755

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Федина А.И.,

членов коллегии Манохиной Г.В., Крупнова И.В.,

при секретаре К., с участием прокурора Кочуры А.А. рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке гражданское дело по заявлению Ш. о признании частично недействующим п. 3 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280 (далее - Инструкция),

по апелляционной жалобе заявителя на решение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 3 октября 2012 г. об отказе в удовлетворении заявления Ш.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Крупнова И.В., объяснения представителя Министерства обороны Российской Федерации Б., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, и заключение прокурора Кочуры А.А., полагавшего апелляционную жалобу необоснованной, Апелляционная коллегия

установила:

Ш. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с названным заявлением, полагая, что содержащееся в п. 3 Инструкции положение о том, что признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется в соответствии с учетной нормой площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления, но не более восемнадцати квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека, ограничивает предусмотренные Конституцией Российской Федерации и ст. 50 ЖК РФ его права на обеспечение жилым помещением по нормам предоставления, установленным в ст. 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".

В связи с этим, указал в заявлении Ш., будучи обеспеченным жилым помещением в размере 13,62 квадратных метра общей площади на каждого члена семьи при учетной норме в г. Калининграде 12 квадратных метров, он не может при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями реализовать свое право на жилье в размере 18 квадратных метров на каждого члена семьи, соответствующей федеральному стандарту социальной нормы общей площади жилого помещения.

Решением Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 3 октября 2012 г. Ш. отказано в удовлетворении заявления.

В апелляционной жалобе Ш., утверждая о нарушении судом норм материального и процессуального права, просит решение отменить и вынести по делу новое решение об удовлетворении заявления.

В обоснование жалобы он указывает, что при вынесении решения судом оставлено без внимания то обстоятельство, что органы местного самоуправления при определении учетной нормы площади жилого помещения руководствуются разработанными для них Министерством регионального развития Российской Федерации рекомендациями, в которых определена только одна категория граждан - малоимущие, а также то, что в разных субъектах Российской Федерации и внутри этих субъектов установлены различные учетные нормы.

Что касается военнослужащих, то с учетом особенностей их правового статуса для них в действующем законодательстве должны быть определены единые нормы обеспечения жилыми помещениями, соответствующие указанным в п. 1 ст. 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих", то есть 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека. Тем более что такие правомочия для законодателя предусмотрены положениями ст. 50 ЖК РФ.

В связи с этим, указывает далее в жалобе Ш., установление законодателем для военнослужащих единой нормы предоставления площади жилого помещения и неустановление единой учетной нормы площади жилого помещения создает дискриминирующую правовую неопределенность и нарушает гарантированное Конституцией Российской Федерации право военнослужащих на жилье.

В жалобе также обращается внимание на ненадлежащую подготовку судьи к рассмотрению дела, в результате чего не были установлены нормативные акты, определяющие полномочия Министерства обороны Российской Федерации по принятию оспариваемой Инструкции, а также не истребованы доказательства обстоятельств, послуживших основанием для принятия Инструкции.

Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия находит решение законным и обоснованным по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что поводом к обращению Ш. в суд послужил отказ начальника отдела (г. Калининград) ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации принять заявителя на учет нуждающихся в жилом помещении в связи с обеспеченностью по месту службы жилым помещением свыше учетной нормы, установленной органами местного самоуправления в г. Калининграде.

Согласно п. 3 Инструкции признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется уполномоченным органом в соответствии со ст. 51 ЖК РФ и с учетной нормой площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления, но не более восемнадцати квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

Проверяя названное положение на соответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, Военная коллегия проанализировала положения Жилищного кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О статусе военнослужащих", которыми установлены право военнослужащих на жилье и порядок реализации этого права.

Так, согласно ч. ч. 1, 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются помимо малоимущих граждан иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации.

Право военнослужащих на жилище закреплено Федеральным законом "О статусе военнослужащих".

В соответствии с абз. третьим п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г., и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.

Что касается военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 г. и обеспечиваемых в связи с этим на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, то в силу абз. двенадцатого п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" признание их нуждающимися в жилых помещениях производится в соответствии со ст. 51 ЖК РФ.

Содержание названных законодательных норм, как правильно установлено судом первой инстанции, указывает на то, что предоставление жилья всем военнослужащим производится по основаниям, предусмотренным в Жилищном кодексе Российской Федерации.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Учетная норма, в силу ч. 5 ст. 50 ЖК РФ, устанавливается органом местного самоуправления.

На основании изложенного Военная коллегия пришла к правильному выводу о том, что указание в п. 3 Инструкции на то, что признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется в соответствии с учетной нормой площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления, в полной мере соответствует положениям как Жилищного кодекса Российской Федерации, так и Федерального закона "О статусе военнослужащих" и не может рассматриваться как нарушающее права заявителя на жилье.

Вопрос же о необходимости законодательного установления для военнослужащих единой учетной нормы площади жилого помещения, о чем фактически ставится вопрос в апелляционной жалобе, связан с внесением изменений в действующее законодательство и к компетенции и полномочиям Верховного Суда Российской Федерации, как они определены ст. 10, 126 Конституции Российской Федерации и ст. 27 ГПК РФ, не относится.

Вопреки утверждению в жалобе, подготовка дела к судебному разбирательству проведена надлежащим образом, с выполнением требований ст. 150 и 252 ГПК РФ. При этом полномочия Министерства обороны Российской Федерации по принятию оспариваемой Инструкции установлены Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082, на что правомерно указанно в судебном решении.

Обстоятельства, послужившие основанием для принятия Инструкции, ее законности, с достаточной очевидностью доказаны представителем Министра обороны Российской Федерации, участвовавшим в судебном заседании суда первой инстанции.

Таким образом, установив, что оспариваемый (в части) нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, Военная коллегия обоснованно на основании ч. 1 ст. 253 ГПК РФ отказала в удовлетворении заявления.

В апелляционной жалобе не приведено доводов, опровергающих выводы суда о законности оспариваемых нормативных правовых положений.

Предусмотренные ст. 330 ГПК РФ основания для отмены решения суда в апелляционном порядке отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 3 октября 2012 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя Ш. - без удовлетворения.

Председательствующий
А.И.ФЕДИН

Члены коллегии
Г.В.МАНОХИНА
И.В.КРУПНОВ