ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 ноября 2012 г. N АПЛ12-683
Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Федина А.И.,
членов коллегии Манохиной Г.В., Лаврова Н.Г.,
при секретаре К.
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Л.В. об оспаривании абзаца второго пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2002 г. N 97 "О реализации Федерального закона "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации"
по апелляционной жалобе Л.В. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2012 г., которым в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Федина А.И., объяснения представителей Правительства Российской Федерации Г. и С., возражавших против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Масаловой Л.Ф., полагавшей апелляционную жалобу необоснованной,
Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
установила:
пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2002 г. N 97 "О реализации Федерального закона "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" (далее - Постановление) предусмотрено, что при исчислении размера ежемесячной доплаты к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации применяется среднемесячная заработная плата в стране за III квартал 2001 г., утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2001 г. N 720. После утверждения Правительством Российской Федерации годового индекса роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации в соответствии с пунктом 8 статьи 17 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при определении размера ежемесячной доплаты к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации с 1 апреля соответствующего года применяется среднемесячная заработная плата, указанная в абзаце первом данного пункта, умноженная на утвержденный годовой индекс роста среднемесячной заработной платы.
Л.В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании абзаца второго пункта 2 Постановления недействующим, ссылаясь на его противоречие статье 2 Федерального закона от 27 ноября 2001 г. N 155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации". В обоснование заявленного требования Л.В. ссылается на то, что при исчислении среднемесячной заработной платы в стране за основу берется сумма в размере 1671 руб., которая не соответствует размеру средней начисленной заработной платы по стране за этот период по данным Госкомстата России, и умножается на годовой индекс роста среднемесячной заработной платы, не предусмотренный законом, таким образом, по мнению заявителя, доплата к пенсии при изложенных обстоятельствах выплачивается в заниженном размере.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2012 г. в удовлетворении заявления Л.В. отказано.
В апелляционной жалобе Л.В. просит указанное решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, и принять по делу новое решение об удовлетворении его требований. При этом полагает, что оспариваемый пункт Постановления нарушает его права как пенсионера на получение доплаты к пенсии в установленном законом размере, поскольку при ее определении применятся "заниженный" размер среднемесячной заработной платы по стране.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.
Из преамбулы Постановления следует, что оно принято в целях реализации Федерального закона от 27 ноября 2001 г. N 155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации". Данный федеральный закон определяет условия, порядок назначения и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации за счет средств, дополнительно поступающих в Пенсионный фонд Российской Федерации от организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, в качестве дополнительной гарантии в области социального обеспечения в связи с вредными, опасными, напряженными и тяжелыми условиями труда, имеющего особый характер, а также порядок финансового обеспечения расходов на выплату указанной доплаты.
Согласно части первой статьи 2 указанного выше Федерального закона размер доплаты к пенсии определяется исходя из среднемесячной заработной платы в стране, утверждаемой Правительством Российской Федерации по представлению Федеральной службы государственной статистики, путем умножения размера среднемесячной заработной платы в стране на отношение среднемесячного заработка члена летного экипажа за время летной работы в должности, дающей право на назначение доплаты к пенсии, за 24 последних месяца указанной работы или за любые 60 месяцев подряд такой работы к среднемесячной заработной плате в стране за тот же период, на коэффициент, учитывающий долю среднемесячного заработка члена летного экипажа, полагающуюся в зависимости от продолжительности выслуги, из которой исчисляется пенсия, и на отношение среднемесячной суммы взносов, пеней и штрафов, фактически поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации в предшествующем квартале от плательщиков взносов, к сумме средств, необходимых для финансирования доплаты к пенсии, на начало выплатного периода.
Реализуя предоставленные федеральным законом полномочия по утверждению среднемесячной заработной платы в стране в целях определения размера рассматриваемой по данному делу доплаты к пенсии, Правительство Российской Федерации утвердило Постановление, отдельная норма которого оспаривается заявителем.
В соответствии со статьями 251, 253 ГПК РФ судом рассматриваются заявления о признании нормативных правовых актов противоречащими полностью или в части федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.
Вывод о законности оспариваемого положения нормативного правового акта сделан судом исходя из компетенции правотворческого органа, его издавшего, и содержания изложенных в нем норм на основе надлежащего анализа норм федерального законодательства, непосредственно регулирующего правоотношения в рассматриваемой сфере.
Довод заявителя о неправомерном утверждении постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2001 г. N 720 среднемесячной заработной платы в стране за III квартал 2001 г. в сумме 1671 руб. судом первой инстанции проверялся и правильно был признан несостоятельным, поскольку законность названного постановления подтверждается вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 30 октября 2002 г. по гражданскому делу N ГКПИ2002-453 по заявлению Л.О. Данным решением подтверждена правомерность методики подсчета среднемесячной заработной платы в стране за III квартал 2001 г. и ее утверждение Правительством Российской Федерации в размере 1671 рубль.
Полномочие Правительства Российской Федерации по определению годовых индексов роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации закреплено пунктом 7 статьи 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Установленный в оспоренной норме механизм применения индексации, используемый при исчислении размера доплаты к пенсии членам летных экипажей, какому-либо нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не противоречит.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к решению вопроса об изменении механизма определения размера доплаты к пенсии и увеличении размера средней заработной платы, применяемой для рассматриваемой доплаты, что не отнесено к компетенции судов общей юрисдикции.
Установив, что оспариваемый в части нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд обоснованно на основании части 1 статьи 253 ГПК РФ отказал в удовлетворении заявления.
Выводы суда основаны на нормах материального права, проанализированных в решении, предусмотренных законом оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Л.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
А.И.ФЕДИН
Члены коллегии
Г.В.МАНОХИНА
Н.Г.ЛАВРОВ