Утверждена
приказом Председателя Верховного Суда
Российской Федерации
от 10 декабря 2015 г. N 67-П

КОНЦЕПЦИЯ
ИНФОРМАТИЗАЦИИ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. ВВЕДЕНИЕ

Настоящая Концепция информатизации Верховного Суда Российской Федерации (далее - Концепция) является основополагающим документом в области информатизации Верховного Суда Российской Федерации (далее - Верховный Суд). Концепция определяет цели, направления и основные задачи информатизации Верховного Суда на период до 2020 г.

Нормативно-правовую основу разработки Концепции составляют: Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации", Федеральный конституционный закон от 5 февраля 2014 г. N 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации", Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", процессуальное законодательство Российской Федерации, Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации", законодательство Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, постановление Президиума Совета судей Российской Федерации от 19 февраля 2015 г. N 439 "Об утверждении Концепции развития информатизации судов до 2020 года".

Положения Концепции учитывают цели, задачи и содержание основных мероприятий Федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 1406.

При разработке Концепции использован опыт применения информационных технологий в федеральных органах государственной власти, арбитражных судах, судах общей юрисдикции, судах зарубежных государств.

2. ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ВЕРХОВНОГО СУДА

Приказом Председателя Верховного Суда Российской Федерации от 19 ноября 2008 г. N 13-П была утверждена Концепция информатизации Верховного Суда Российской Федерации.

К настоящему времени мероприятия, намеченные указанной концепцией, выполнены, цели достигнуты.

Реализация указанной концепции позволила:

- развить и усовершенствовать информационные технологии судебного делопроизводства и судебной статистики;

- развить и усовершенствовать информационные технологии общего документооборота и делопроизводства;

- модернизировать локальные вычислительные сети Верховного Суда;

- развить видеоконференц-связь Верховного Суда;

- усовершенствовать защиту информации Верховного Суда. Информатизация деятельности Верховного Суда осуществляется с использованием Автоматизированной информационной системы Верховного Суда (далее - АИС Верховного Суда). Эта система создавалась в период 2006 - 2014 гг., прошла государственную регистрацию, сведения о ней внесены в реестр государственных информационных систем.

АИС Верховного Суда представляет собой совокупность информационных систем, центров обработки данных и компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Верховного Суда.

В АИС Верховного Суда входят:

- информационная система (далее - ИС) "Судебный документооборот и делопроизводство Верховного Суда" (далее - ИС "Судебный документооборот и делопроизводство Верховного Суда", ИС СДД);

- ИС "Дистанционное судопроизводство Верховного Суда";

- ИС "Протоколирование судебных заседаний Верховного Суда";

- ИС "Автоматизация кадровой работы и управления персоналом Верховного Суда" в составе информационной системы автоматизации кадровой работы Верховного Суда и информационной системы сбора и анализа данных о служебной активности персонала Верховного Суда;

- ИС внешнего информационного взаимодействия, включающая официальный сайт Верховного Суда в сети "Интернет";

- центры обработки данных (далее - ЦОД) Верховного Суда;

- компоненты информационно-телекоммуникационной инфраструктуры:

- рабочие станции, в том числе компьютеры, моноблоки, ноутбуки, планшеты, принтеры, многофункциональные устройства, принтеры этикеток штрих-кода, сканеры, сканеры штрих-кода, источники бесперебойного питания и т.п.;

- копировально-множительная техника, включающая копировально-множительные аппараты, копиры, плоттеры, брошюровочные аппараты, книжные сканеры и т.п.;

- локальная вычислительная сеть, включающая структурированную кабельную сеть, оптическую сеть и т.п.;

- система внешней телекоммуникационной связи, включающая оборудование и программное обеспечение коммутации и маршрутизации, каналы передачи данных, оборудование и программное обеспечение беспроводного доступа в сеть "Интернет", цифровую телефонию и т.п.;

- система информационной безопасности Верховного Суда;

- система отображения информации коллективного пользования, включающая информационные табло, информационно-справочные киоски, табло для объявлений и т.п.

АИС Верховного Суда используется более 1,5 тысячи пользователей (судей и работников аппарата Верховного Суда).

В ИС "Судебный документооборот и делопроизводство Верховного Суда Российской Федерации" за год регистрируется более 200 тысяч судебных дел и жалоб.

Ежегодно с использованием ИС "Дистанционное судопроизводство Верховного Суда" проводится более 2,5 тысячи судебных заседаний. Дистанционное судопроизводство Верховного Суда основано на применении информационной технологии "видеоконференц-связь".

Системой видеоконференц-связи оборудованы 13 залов судебных заседаний Верховного Суда.

Во всех залах судебных заседаний Верховного Суда применяется ИС "Протоколирование судебных заседаний Верховного Суда". Ежегодно с использованием этой системы составляется более 5 тысяч аудио- и видеопротоколов судебных заседаний.

Перед залами судебных заседаний Верховного Суда, в помещениях Верховного Суда, предназначенных для приема граждан, в фойе подъездов в комплексе зданий Верховного Суда установлены 15 информационно-справочных киосков и 18 информационных табло.

Начиная с июля 2010 года с информацией, размещенной на официальном сайте Верховного Суда в сети "Интернет", ознакомилось более 12 миллионов пользователей (ежедневно сайт посещают более 10 тысяч человек). Поступило в электронном виде и обработано более 10 тысяч запросов граждан о предоставлении информации о деятельности Верховного Суда.

В настоящее время для посетителей официального сайта Верховного Суда в сети "Интернет" доступна информация по 3,5 миллиона судебных дел и жалоб, рассмотренных Верховным Судом.

Посредством заполнения форм, размещенных на официальном сайте Верховного Суда в сети "Интернет" (с использованием сервиса "Мой Арбитр"), подано более 12 тысяч жалоб в электронном виде по делам, рассматриваемым Судебной коллегией по экономическим спорам Верховного Суда.

В соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации" вопросы осуществления правосудия, находящиеся ранее в ведении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, отнесены к компетенции Верховного Суда, полномочия которого определены Федеральным конституционным законом от 5 февраля 2014 г. N 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации".

В 2014 - 2015 гг. проведена модернизация АИС Верховного Суда для интегрирования в нее Автоматизированной системы судебного делопроизводства Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Указанным федеральным конституционным законом определено место постоянного пребывания Верховного Суда - город Санкт-Петербург. С учетом этого мероприятия по реализации Концепции предусматривают ее модернизацию в связи с переездом.

В целях обеспечения постоянной связи Верховного Суда с иными органами государственной власти Российской Федерации в городе Москве, содействия Верховному Суду в осуществлении своих полномочий создается представительство Верховного Суда в городе Москве.

3. ЦЕЛИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ
ВЕРХОВНОГО СУДА

Целями Концепции являются повышение эффективности использования современных информационных технологий при осуществлении правосудия в Верховном Суде и обеспечение прав и законных интересов граждан и юридических лиц при обращении в Верховный Суд.

Указанные цели достигаются путем внедрения технологий электронного правосудия <1> в практическую деятельность Верховного Суда по следующим основным направлениям:

--------------------------------

<1> Под электронным правосудием понимаются способ и форма осуществления предусмотренных законом процессуальных действий, основанных на использовании информационных технологий в деятельности судов, включая взаимодействие судов, физических и юридических лиц в электронном (цифровом) виде/Концепция развития информатизации судов до 2020 года (утверждена постановлением Президиума Совета судей Российской Федерации от 19 февраля 2015 г. N 439).

- применение в делопроизводстве Верховного Суда электронных документов;

- использование электронного взаимодействия с судами общей юрисдикции, арбитражными судами, федеральными органами государственной власти, организациями и общественными объединениями, гражданами;

- повышение оперативности формирования и достоверности государственной и ведомственной статистической отчетности;

- создание автоматизированной системы хранения и обработки архивных документов и данных Верховного Суда;

- совершенствование информационно-телекоммуникационной и инженерной инфраструктуры Верховного Суда;

- совершенствование в Верховном Суде системы видеоконференц-связи и цифровой телефонии;

- развитие системы аудио- и видеопротоколирования, системы отображения информации коллективного пользования и информационно-справочных киосков Верховного Суда;

- совершенствование средств и методов защиты информации Верховного Суда;

- повышение качества управления эксплуатацией информационных систем и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Верховного Суда.

4. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ВЕРХОВНОГО СУДА

В ходе информатизации Верховного Суда должны быть решены задачи, которые позволят повысить эффективность и качество использования информационных технологий в Верховном Суде:

1. Создание новой информационной системы "Судебный документооборот и делопроизводство в Верховном Суде Российской Федерации", реализующей современные информационные технологии, и нового официального сайта Верховного Суда Российской Федерации в сети "Интернет", обеспечивающего предоставление гражданам и юридическим лицам информации о деятельности Верховного Суда в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ИС "Судебный документооборот и делопроизводство в Верховном Суде Российской Федерации" должна обеспечивать:

- автоматизацию делопроизводства в Верховном Суде;

- ведение документооборота в Верховном Суде как в бумажном, так и в электронном виде;

- перевод всех входящих и исходящих процессуальных и непроцессуальных документов в электронный вид;

- возможность подписания судьей (судьями) судебных актов, судебных извещений и других документов в электронном виде с использованием электронной подписи;

- возможность формирования электронных судебных дел и производств (по аналогии с судебными делами и производствами в бумажном виде);

- возможность ознакомления лиц, участвующих в деле, и других участников судебного процесса с материалами судебных дел в электронном виде;

- контроль прохождения судебных дел и жалоб, их местонахождения и статуса рассмотрения;

- оперативное предоставление судьям и работникам аппарата Верховного Суда полной и достоверной информации по судебным делам и жалобам;

- централизованное ведение всех каталогов, рубрикаторов и справочников;

- создание для судей и работников аппарата Верховного Суда "личного кабинета" с возможностью информирования в режиме реального времени о текущих и поступающих судебных делах, жалобах, документах, поручениях, заданиях, мероприятиях, проводимых в Верховном Суде;

- возможность направления Верховным Судом на исполнение исполнительных листов в виде электронных документов, подписанных судьей с использованием электронной подписи;

- возможность использования Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА), предназначенной для формирования единых правил регистрации, идентификации и аутентификации пользователей во всех государственных информационных системах, для организации электронного взаимодействия Верховного Суда с заявителями, лицами, участвующими в судебном деле, и другими участниками судебного процесса.

Автоматизация делопроизводства по судебным делам включает в себя автоматизацию судебного документооборота по делам, рассматриваемым коллегиями Верховного Суда и Президиумом Верховного Суда.

Автоматизация судебного делопроизводства по заявлениям, жалобам, ходатайствам, представлениям и протестам (далее - жалобы) включает в себя автоматизацию судебного делопроизводства по принятию, рассмотрению поступающих жалоб по административным, уголовным, гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, делам об административных правонарушениях.

Автоматизация общего документооборота и делопроизводства включает в себя учет и регистрацию документов, хранение зарегистрированных документов в электронном виде, контроль движения документов, контроль исполнения документов, подготовку почтовых отправлений, ведение реестра почтовых отправлений.

Официальный сайт Верховного Суда в сети "Интернет" должен обеспечивать:

- размещение в сети "Интернет" информации о деятельности Верховного Суда в соответствии с требованиями Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 262-ФЗ);

- осуществление гражданами и юридическими лицами доступа к полной и достоверной информации по судебным делам и жалобам Верховного Суда в электронном виде;

- подачу обращений пользователями в электронном виде в соответствии с требованиями Федерального закона N 262-ФЗ;

- подачу жалоб, исковых заявлений и дополнительных материалов гражданами и юридическими лицами в электронном виде;

- создание и ведение личных кабинетов граждан и юридических лиц с возможностью просмотра статуса рассмотрения судебного дела, ознакомления с материалами судебных дел, получения судебных актов Верховного Суда, подписанных электронной подписью судьи, подачи дополнительных материалов и т.п.;

- уведомление граждан и юридических лиц об изменении статуса жалоб, поданных в электронном виде, посредством электронной почты или sms-сообщений;

- оплату государственной пошлины через электронные платежные системы.

2. Использование электронного взаимодействия:

- с судами общей юрисдикции и арбитражными судами (далее - нижестоящие суды) в целях формирования материалов судебных дел и производств в электронном виде посредством обмена информацией между ИС СДД и ГАС "Правосудие", включая автоматизированную загрузку/выгрузку электронных судебных дел и производств;

- с информационными системами федеральных органов государственной власти посредством Системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ);

- с федеральными органами государственной власти посредством системы Межведомственного электронного документооборота (МЭДО) для обеспечения обмена документами в электронном виде;

- с иными внешними информационными системами.

3. Повышение оперативности формирования и достоверности государственной и ведомственной статистической отчетности должно обеспечиваться посредством:

- хранения в структурированном виде учетных данных и статистических показателей;

- формирования статистических карточек на основе данных, хранящихся в ИС СДД;

- ведения ретроспективы данных, использованных при расчете статистических показателей;

- использования единых классификаторов, их обновления и дополнения, привязки новых значений классификаторов к ячейкам, строкам, графам уже настроенных форм отчетности;

- контроля выполнения правил заполнения электронных карточек, правил арифметического и логического контроля в сформированных отчетах;

- поиска информации по произвольному набору показателей;

- расчета форм внутренней и ведомственной государственной отчетности;

- сохранения результатов расчета отчетов в программе с указанием параметров формирования;

- получения форм с присоединенными списками дел к конкретным показателям;

- контроля статуса статистических отчетов;

- отбора единиц учета, участвующих в формировании статистического показателя; отбора карточек перекрестным сравнением ячеек отчета с выгрузкой результатов сравнения в контейнере с последующей выгрузкой в базу;

- установкой фильтров на любую форму отчета;

- проведения различных группировок по строке отчета или по отдельному показателю;

- разработки механизма создания новых форм (конструктор форм) статистической отчетности, обеспечивающего возможность создания новых форм исходя из любых значений классификаторов первичного учета, полей электронных картотек.

4. Автоматизированная система хранения и обработки архивных документов и данных Верховного Суда должна обеспечивать:

- архивное хранение документов в электронном виде, а также структурированных и неструктурированных данных, включая видео- и аудиозаписи судебных заседаний;

- авторизованный поиск и доступ к архивным документам и данным в электронном виде;

- учет размещения и контроль движения архивных документов в бумажном виде и на других материальных носителях;

- аналитическую обработку хранящихся данных, построение отчетов.

5. Для обеспечения надежного функционирования информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и повышения эффективности использования информационных ресурсов Верховного Суда всеми категориями пользователей необходимо:

- произвести модернизацию действующей инфраструктуры Верховного Суда, включая модернизацию вычислительной инфраструктуры, сетевой инфраструктуры, инженерной инфраструктуры ЦОД;

- создать территориально распределенную инфраструктуру, поддерживающую функционирование информационных систем с учетом положений Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 г. N 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации" в части определения места постоянного пребывания Верховного Суда в городе Санкт-Петербурге;

- в целях обеспечения бесперебойной катастрофоустойчивой работы инфраструктуры Верховного Суда провести модернизацию основного и резервного ЦОД. Предусмотреть возможность размещения основного ЦОД Верховного Суда в г. Санкт-Петербурге, резервного - в здании представительства Верховного Суда в г. Москве;

- создать мобильную инфраструктуру, обеспечивающую удаленный защищенный доступ к информационным ресурсам Верховного Суда.

6. Развитие в Верховном Суде системы видеоконференц-связи и цифровой телефонии должно проходить по направлениям:

- дооснащение залов судебных заседаний современными аппаратно-программными комплексами видеоконференц-связи;

- создание оперативного ситуационного центра видеоконференц-связи в Верховном Суде;

- интеграция систем управления и многоточечной связи для повышения надежности проведения судебных заседаний в режиме видеоконференц-связи;

- создание единого расписания проведения судебных заседаний в режиме видеоконференц-связи во взаимодействии с Судебным департаментом при Верховном Суде;

- интеграция цифровой телефонии Верховного Суда с абонентами ГАС "Правосудие";

- создание центра обработки телефонных вызовов для автоматизированного предоставления информации гражданам по судебным делам и жалобам.

7. Развитие системы аудио- и видеопротоколирования, системы отображения информации коллективного пользования и информационно-справочных киосков Верховного Суда должно проходить по направлениям:

- интеграция ИС СДД Верховного Суда и официального сайта Верховного Суда в сети "Интернет";

- интеграция с системой видеоконференц-связи Верховного Суда;

- интеграция системы отображения информации коллективного пользования и информационно-справочных киосков с системой аудио- и видео-протоколирования;

- замена устаревшего оборудования.

8. Для обеспечения защиты информации, хранящейся в АИС Верховного Суда и передаваемой по сетям связи, должен быть осуществлен комплекс мероприятий по совершенствованию информационной безопасности, включая:

- совершенствование нормативной правовой и технической документации в области информационной безопасности Верховного Суда;

- модернизацию системы информационной безопасности Верховного Суда.

9. Для повышения качества управления эксплуатацией и развитием информационных систем и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры необходимо создать систему централизованного управления подсистемами АИС Верховного Суда, обеспечивающую:

- автоматизированный удаленный мониторинг и управление сервисами, предоставляемыми информационными системами и информационно-технологической инфраструктурой Верховного Суда, включая аппаратное обеспечение;

- контроль состояния подсистемы информационной безопасности Верховного Суда.

5. ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

При реализации Концепции необходимо соблюдать следующие принципы.

1. Сохранение ранее сделанных инвестиций

Данный принцип означает максимизацию использования опыта, решений и результатов предыдущих этапов информатизации.

При альтернативе: сохранение существующих программно-технических средств или проектирование новой системы/компоненты будут учитываться:

- соответствие существующих программно-технических средств функциональным требованиям и возможности их развития;

- апробирование в мировой практике информационных технологий и реализующих их программно-аппаратных средств, используемых в рамках системы/компоненты;

- уровень стандартизации, массовость производства и уровень сервисной поддержки выбираемых программно-технических решений.

2. Преемственность и стабильность в развитии АИС Верховного Суда

Данный принцип означает максимальное сохранение востребованных пользователями функциональных возможностей ранее разработанного программного обеспечения и сформированных информационных ресурсов.

3. Обеспечение целостности АИС Верховного Суда

В процессе реализации задач по развитию и модернизации АИС Верховного Суда должны быть обеспечены целостность данных, единство, взаимосвязанность и совместимость всех компонентов АИС Верховного Суда на различных объектах автоматизации.

4. Принцип гибкости и адаптивности

При развитии и модернизации АИС Верховного Суда должна предусматриваться возможность адаптации системы и ее компонентов к изменениям внешних условий, в том числе изменениям законодательства, информационных и аналитических потребностей пользователей. Также должна быть предусмотрена возможность корректировки положений Концепции с учетом изменения внешних условий деятельности Верховного Суда.

5. Стандартизация и унификация

Создание информационных систем и компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры с заданными свойствами будет обеспечиваться стандартизацией подходов к подготовке требований на системы и компоненты, их проектированию, испытаниям, документированию и вводу в эксплуатацию. Используемые подходы будут основаны на действующих российских стандартах и руководящих документах.

6. Принцип управления рисками

При реализации Концепции возможно проявление следующих ключевых видов рисков:

- увеличение стоимости мероприятий, предусмотренных Концепцией, относительно запланированного уровня;

- превышение плановых сроков реализации мероприятий, предусмотренных Концепцией;

- неполное соответствие результатов мероприятий выдвигаемым требованиям к качеству;

- торговые ограничения на приобретение отдельных видов информационно-телекоммуникационного оборудования и технологий иностранного происхождения.

Управление рисками реализации Концепции заключается в планировании и осуществлении действий, направленных на предупреждение и нейтрализацию указанных рисков.

В качестве таких действий будут предусмотрены:

- регулярная актуализация плана мероприятий по реализации Концепции, позволяющая учесть изменение факторов внешней среды и их влияние на стоимостные и временные параметры реализации мероприятий;

- детализация требований к объектам закупок, осуществляемых в рамках реализации мероприятий Концепции, а также требований к квалификации участников закупки при подготовке конкурсной документации. Детализация указанных требований позволит определить поставщика (подрядчика, исполнителя), способного при прочих равных условиях обеспечить наиболее высокое качество исполнения мероприятий, предусмотренных Концепцией.

6. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

Последовательность и сроки решения задач информатизации Верховного Суда определяются их приоритетностью, а также техническими, финансовыми и организационными возможностями.

Наиболее приоритетными являются задачи, решение которых непосредственно направлено на выполнение требований действующего законодательства и повышение эффективности деятельности судей и работников аппарата Верховного Суда.

При планировании сроков этапов реализации Концепции предполагается, что подготовительные работы в помещениях, предназначенных для размещения Верховного Суда в г. Санкт-Петербурге, будут начаты в 2018 г.

В качестве источников финансирования мероприятий по информатизации Верховного Суда будут использоваться средства федерального бюджета, включая средства займов, предоставленных международными финансовыми организациями.

Ввод в действие новых информационных систем и компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры необходимо организовать без нарушения текущей деятельности Верховного Суда по осуществлению правосудия и с обеспечением полномасштабной информационной поддержки действующей АИС Верховного Суда.

Мероприятия I этапа будут реализованы в 2016 - 2017 гг. и включают в себя:

- создание новой ИС "Судебный документооборот и делопроизводство в Верховном Суде Российской Федерации";

- создание нового официального сайта Верховного Суда в сети "Интернет";

- развитие средств автоматизированного формирования государственной и ведомственной статистической отчетности Верховного Суда;

- организацию электронного взаимодействия с судами общей юрисдикции, арбитражными судами, федеральными органами государственной власти, организациями и общественными объединениями;

- модернизацию действующей информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Верховного Суда, систем видеоконференц-связи, цифровой телефонии, аудио- и видеопротоколирования, отображения информации коллективного пользования и информационно-справочных киосков Верховного Суда;

- модернизацию системы информационной безопасности Верховного Суда.

Мероприятия II этапа будут реализованы в 2018 - 2019 гг. и включают в себя:

- создание центра обработки данных, информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Верховного Суда, систем видеоконференц-связи, аудио- и видеопротоколирования, отображения информации коллективного пользования и информационно-справочных киосков Верховного Суда в г. Санкт-Петербурге;

- модернизацию основного и резервного ЦОД с учетом размещения основного ЦОД Верховного Суда в г. Санкт-Петербурге и резервного в здании представительства Верховного Суда в г. Москве;

- оборудование рабочих мест судей и работников аппарата Верховного Суда в г. Санкт-Петербурге современной вычислительной техникой и цифровой телефонией;

- создание автоматизированной системы хранения и обработки архивных документов и данных Верховного Суда.

Мероприятия III этапа будут реализованы в 2020 г. и включают в себя:

- создание системы управления информационными ресурсами;

- проведение модернизации ИС "Судебный документооборот и делопроизводство в Верховном Суде Российской Федерации" в связи с изменением места размещения Верховного Суда.

Работа по созданию новых информационных систем и компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры будет организована с учетом требований российских стандартов и включать в себя все необходимые стадии от обследования и проектирования до опытной эксплуатации и ввода системы в постоянную эксплуатацию.

7. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

По итогам реализации настоящей Концепции будут достигнуты следующие результаты:

1. Созданы условия для применения в делопроизводстве Верховного Суда электронных документов, электронных судебных дел и производств.

2. Обеспечено взаимодействие АИС Верховного Суда и ГАС "Правосудие", позволяющее осуществлять взаимный обмен информацией с судами общей юрисдикции и арбитражными судами по судебным делам и производствам.

3. Обеспечено эффективное электронное взаимодействие с гражданами и юридическими лицами посредством развития функционала официального сайта Верховного Суда в сети "Интернет" и предоставления возможностей создания "личных кабинетов" граждан и юридических лиц.

4. Организовано электронное взаимодействие с федеральными органами государственной власти с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) и системы межведомственного электронного документооборота (МЭДО).

5. Обеспечено повышение качества информационно-аналитической поддержки деятельности Верховного Суда в том числе путем:

- создания автоматизированной системы хранения и обработки архивных документов и данных;

- совершенствования информационного обеспечения предоставления пользователям доступа к информационным ресурсам, реализации системы "личных кабинетов", внедрения мобильных приложений;

- развития средств автоматизированного формирования государственной и ведомственной статистической отчетности.

6. Созданы условия для надежного функционирования информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Верховного Суда. Повышены качество защиты информации и эффективность использования информационных ресурсов Верховного Суда.

Результаты реализации Концепции имеют следующие социальные эффекты:

1. Повышение качества судопроизводства и сокращение сроков рассмотрения судебных дел Верховным Судом, которые будут достигаться посредством:

- применения в деятельности Верховного Суда электронных документов;

- внедрения эффективных решений по организации хранения архивных документов и данных, а также обеспечению доступа к ним;

- организации информационного обмена между Верховным Судом, судами общей юрисдикции и арбитражными судами, органами государственной власти.

2. Повышение доступности правосудия, которое будет обеспечиваться посредством развития электронного взаимодействия между Верховным Судом, гражданами и юридическими лицами.

3. Повышение открытости судебной системы, которое будет реализовано посредством увеличения доступности к информации о деятельности Верховного Суда, о движении судебных дел и принятых судебных решениях при предоставлении информации по следующим каналам:

- официальный сайт Верховного Суда в сети "Интернет";

- страницы Верховного Суда в социальных сетях;

- информационно-справочные киоски и информационные табло.

Совокупный социальный эффект от реализации Концепции заключается в совершенствовании институциональных условий для повышения уровня защиты прав и законных интересов граждан и организаций.