ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 12 мая 2012 г. N ВАС-534/12

Резолютивная часть решения объявлена 10.05.2012.
Полный текст решения изготовлен 12.05.2012.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего судьи Шилохвоста О.Ю., судей Воронцовой Л.Г., Ксенофонтовой Н.А. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бушмариной Н.В. рассмотрел в открытом судебном заседании заявление открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" (г. Ярославль, далее - ОАО "ТГК-2") от 23.12.2011 N 0001-01-7-22/515 (с учетом дополнений от 08.02.2012 N 0001-01-7-22/50, от 17.02.2012 N 0001-01-7-22/000947-2012, от 17.04.2012 N 001-01-7-22/66, от 05.05.2012 N 0001-01-7-22/67) о признании пунктов 47, 48 и 49 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520, в части, допускающей установление тарифа на горячую воду для потребителей теплоснабжающей организации, эксплуатирующей открытую систему теплоснабжения, не соответствующими пунктам 8, 9 и 11 статьи 2, пункту 5 части 1 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", имеющего большую юридическую силу, и недействующими.

В судебном заседании приняли участие представители:

заявителя: ОАО "ТГК-2" - Разживин А.Г. по доверенности от 01.02.2011 N 001юр/254-12, Царева В.В. по доверенности от 01.02.2012 N 001юр/241-12;

Правительства Российской Федерации в лице Министерства экономического развития Российской Федерации (далее - Минэкономразвития России) - Азгальдов П.Э. по доверенности от 28.04.2012 N 40-ЭН и по поручению от 14.03.2012 N ДК-П9-1410 Коростелев С.В. по доверенности от 25.07.2011 N 79-ЭН и по поручению от 14.03.2012 N ДК-П9-1410;

Правительства Российской Федерации в лице Министерства регионального развития Российской Федерации (далее - Минрегион России) - Павлова Е.В. по доверенности N 3-С от 10.01.2012 и по поручению от 14.03.2012 N ДК-П9-1410, Русских Е.Е. по доверенности от 10.01.2012 N 4-С и по поручению от 14.03.2012 N ДК-П9-1410,

суд установил:

ОАО "ТГК-2" обратилось в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением от 23.12.2011 N 0001-01-7-22/515 о признании пунктов 47, 48 и 49 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520, а также абзаца первого пункта 7 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 N 47 (далее - Методические указания N 47), в части, допускающей установление тарифа на горячую воду для потребителей теплоснабжающей организации, эксплуатирующей открытую систему теплоснабжения, не соответствующими пунктам 8, 9 и 11 статьи 2, пункту 5 части 1 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), имеющего большую юридическую силу, и недействующими.

В заявлении об уточнении требований от 17.04.2012 N 001-01-7-22/66 ОАО "ТГК-2" отказалось от требования в части признания недействующим абзаца первого пункта 7 Методических указаний N 47.

Представители Правительства Российской Федерации полагают, что частичный отказ от требований подлежит принятию, поскольку данное процессуальное действие не противоречит законодательству, прекращение производства по указанному требованию не нарушит интересы других лиц.

Изучив ходатайство ОАО "ТГК-2" об отказе от требования в части признания недействующим абзаца первого пункта 7 Методических указаний N 47, обсудив доводы, приведенные в выступлениях присутствующих в судебном заседании представителей заинтересованного лица, суд приходит к следующему.

Ходатайство ОАО "ТГК-2" о частичном отказе от заявленных требований подлежит удовлетворению.

Согласно части 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично.

В соответствии с частью 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права других лиц. В этих случаях суд рассматривает дело по существу.

По настоящему делу ОАО "ТГК-2" обратилось в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации от своего имени и в защиту своих интересов. Частичный отказ от заявленных требований не противоречит действующему законодательству и не нарушает права иных лиц. Правовых препятствий для принятия отказа от заявленных требований не установлено.

С учетом положений пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что истец отказался от иска и отказ принят судом.

На основании статьи 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 3 части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с частичным отказом ОАО "ТГК-2" от заявленных требований уплаченная последним государственная пошлина в общей сумме 2 000 рублей подлежит возврату из федерального бюджета. Государственная пошлина, уплаченная ОАО "ТГК-2" в большем, чем это предусмотрено законом, размере, подлежит возврату на основании пункта 1 части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 (далее - Основы ценообразования N 520) в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и определяют принципы и методы регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, иных объектов) к системе коммунальной инфраструктуры и тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, а также предельных индексов максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

Текст пунктов 47, 48 и 49 Основ ценообразования N 520 опубликован в печатном издании "Собрание законодательства Российской Федерации" от 21.07.2008, N 29, ч. II, ст. 3518.

Пункт 47 Основ ценообразования N 520 предусматривает, что тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения.

В соответствии с пунктом 48 Основ ценообразования N 520 тарифы на горячую воду включают в себя стоимость 1 куб. метра холодной воды и расходы на подогрев воды, определяемые как произведение количества тепловой энергии, необходимого для нагрева 1 куб. метра холодной воды до температуры, установленной в соответствии с нормативными правовыми актами, и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации".

Пункт 49 Основ ценообразования N 520 предусматривает, что стоимость 1 куб. метра холодной воды, используемой для целей горячего водоснабжения, определяется как сумма тарифа на холодную воду и стоимости ее дополнительной химической очистки и деаэрации.

В подтверждение нарушения своих прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ОАО "ТГК-2", являющаяся теплоснабжающей организацией, владеющей на праве собственности источниками тепловой энергии и тепловыми сетями, осуществляющей продажу потребителям и иным теплоснабжающим организациям производимых ею тепловой энергии и теплоносителя, ссылается на то, что постановлением правления Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (далее - регулирующий орган) от 15.12.2010 N ППр-214-Г/ВС и приказом того же Департамента от 30.11.2011 N 88-г/вс в соответствии с оспариваемым в части нормативным правовым актом для потребителей ОАО "ТГК-2" в Ярославской области наряду с тарифами на тепловую энергию и теплоноситель устанавливается тариф на горячую воду.

Ссылаясь на технологические особенности осуществления горячего водоснабжения многоквартирного жилого дома с использованием открытой системы теплоснабжения, предопределяющие необходимость учета температуры и массы при определении количества поставляемой на внешнюю границу такого дома тепловой энергии в горячей воде, заявитель указывает на невозможность применения для расчетов за указанный ресурс тарифа на горячую воду, устанавливаемого в рублях за кубический метр.

Кроме того, поскольку поставляемая ОАО "ТГК-2" исполнителям коммунальных услуг тепловая энергия (теплоноситель) составляет лишь часть поступающей в краны горячего водоснабжения многоквартирного жилого дома ресурса, при необорудовании такого дома приборами учета горячей воды заявитель не сможет полностью возместить свои затраты ввиду отсутствия норматива потребления сетевой воды.

В судебном заседании представитель ОАО "ТГК-2" поддержал требование о признании оспариваемых в части Основ ценообразования N 520 не соответствующими нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и недействующими.

Минэкономразвития России и Минрегион России, действующие в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации, в отзывах на заявление и представители Правительства Российской Федерации в судебном заседании не согласились с требованием ОАО "ТГК-2", ссылаясь на соответствие пунктов 47, 48 и 49 Основ ценообразования N 520 Федеральному закону от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", имеющему большую юридическую силу.

Исследовав материалы дела и представленные доказательства и выслушав объяснения представителей заявителя и представителей Правительства Российской Федерации, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования.

Оспариваемый в части нормативный правовой акт принят Правительством Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий и во исполнение Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", имеющего большую юридическую силу. В рамках настоящего дела ОАО "ТГК-2" не оспаривает полномочия Правительства Российской Федерации по утверждению Основ ценообразования N 520 и не ссылается на несоответствие этих основ названному Федеральному закону.

Из пояснения представителей заявителя в судебном заседании следует, что ОАО "ТГК-2" путем сжигания топлива вырабатывает на принадлежащем ему оборудовании тепловую энергию, для доставки которой потребителям по открытой системе теплоснабжения используется вода, забираемая ОАО "ТГК-2" из реки и самостоятельно им очищаемая и дезаэрируемая (далее - сетевая вода). Обязательства ОАО "ТГК-2" по поставке такой тепловой энергии заканчиваются на границе балансовой принадлежности потребителя (внешней границе жилого дома).

Попадая во внутренние инженерные системы дома, тепловая энергия частично используется потребителем в системе отопления, частично (после смешивания в специальных резервуарах с холодной водой) - в системе горячего водоснабжения. Необходимость такого смешивания вызвана, как указывает заявитель, тем обстоятельством, что температура сетевой воды на границе балансовой принадлежности значительно превышает максимальную нормативно допустимую температуру горячей воды в местах водоразбора (кранах горячего водоснабжения). Таким образом, по мнению заявителя, доставляемая им потребителям по открытым системам теплоснабжения сетевая вода соответствует всем нормативным санитарно-эпидемиологическим требованиям, предъявляемым к горячей воде, используемой гражданами для личного и бытового потребления, за исключением требования к ее температурному режиму.

Ссылаясь на установление регулирующим органом для ОАО "ТГК-2" тарифа на горячую воду, заявитель настаивает на том, что в силу оспариваемых пунктов 47, 48 и 49 Основ ценообразования N 520 сетевая вода, используемая им для снабжения потребителей тепловой энергией в открытой системе теплоснабжения, является горячей водой и подлежит оплате в качестве горячей воды по соответствующим тарифам, тогда как в силу пункта 5 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении сетевая вода является теплоносителем.

Суд считает изложенное толкование пунктов 47, 48 и 49 Основ ценообразования N 520 ошибочным. Из пункта 47 Основ ценообразования N 520 следует, что тариф на горячую воду устанавливается только для тех регулируемых организаций, которые, во-первых, осуществляют "непосредственное производство горячей воды" и, во-вторых "оказывают услуги по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения". Из заявления ОАО "ТГК-2" не следует, что внутридомовое инженерное оборудование, используемое для охлаждения сетевой воды до нормативной температуры "горячей воды", используемой гражданами для личного и бытового потребления, принадлежит ОАО "ТГК-2" на праве собственности или ином допускаемом законом основании либо эксплуатируется им в целях доведения "сетевой воды" до указанных нормативных температурных требований. Следовательно, ОАО "ТГК-2" не осуществляет непосредственное производство горячей воды и не оказывает услуги по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения. Поэтому положения пункта 47 Основ ценообразования N 520 на заявителя не распространяются.

При этом суд отмечает, что определение соответствия или несоответствия ОАО "ТГК-2" требованиям, предъявляемым к организациям коммунального комплекса, равно как и выяснение обоснованности или необоснованности установления регулирующим органом Ярославской области для ОАО "ТГК-2", эксплуатирующего открытую систему теплоснабжения, тарифа на горячую воду, не входят в круг обстоятельств, подлежащих исследованию и установлению при рассмотрении требования ОАО "ТГК-2" о признании частично недействующими пунктов 47, 48 и 49 Основ ценообразования N 520.

Кроме того, пунктом 4 Основ ценообразования N 520 предусмотрено, что тарифы и надбавки рассчитываются в соответствии с методическими указаниями по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утверждаемыми Минрегионом России. Названные указания утверждены приказом Минрегиона России от 15.02.2011 N 47.

Абзацем первым пункта 7 Методических указаний N 47 установлено, что тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды, в том числе с использованием центральных тепловых пунктов, и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием водяной системы теплоснабжения, в которой не предусматривается использование сетевой воды (теплоносителя) потребителем путем ее отбора из тепловой сети (далее - закрытая система теплоснабжения).

Абзацами шестым - восьмым пункта 7 Методических указаний N 47 установлено, что если горячее водоснабжение осуществляется в водяной системе теплоснабжения, в которой вся или часть сетевой воды (теплоносителя) используется путем ее отбора из тепловой сети для удовлетворения нужд потребителя в горячей воде (далее - открытая система теплоснабжения), потребители оплачивают:

- тепловую энергию (мощность), используемую для целей горячего водоснабжения, по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения;

- расход теплоносителя на цели горячего водоснабжения исходя из удельной стоимости подготовки 1 куб. метра воды в открытых системах теплоснабжения соответствующей теплоснабжающей организацией (производителем тепловой энергии).

Абзацем девятым пункта 7 Методических указаний N 47 установлено, что если горячее водоснабжение обеспечивается с использованием индивидуальных тепловых пунктов, являющихся общедомовым имуществом, в том числе, если с их использованием осуществляется поставка горячей воды в иные жилые дома и нежилые здания, стоимость коммунальной услуги горячего водоснабжения определяется в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".

Таким образом, в абзаце первом пункта 7 Методических указаний N 47, как и в пункте 47 Основ ценообразования N 520 содержится императивное требование об установлении тарифа на горячую воду только для тех организаций коммунального комплекса, которые, во-первых, осуществляют непосредственное производство горячей воды (в том числе с использованием центральных тепловых пунктов), и, во-вторых, осуществляют оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием водяной системы теплоснабжения, в которой не предусматривается использование сетевой воды (теплоносителя) потребителем путем ее отбора из тепловой сети (закрытая система теплоснабжения).

Из приведенных норм Методических указаний N 47 следует, что тариф на горячую воду, предусмотренный оспариваемыми пунктами Основ ценообразования N 520, не подлежит установлению при иных способах приготовления горячей воды, в том числе - с использованием открытой системы теплоснабжения, либо с использованием индивидуальных тепловых пунктов, являющихся общедомовым имуществом.

Поскольку заявитель, вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подтвердил несоответствие содержащихся в пункте 7 Методических указаний N 47 правил нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а равно и не обосновал допустимость применения положений пунктов 47, 48 и 49 Основ ценообразования N 520, относящихся к условиям установления тарифа на горячую воду, без учета названных положений Методических указаний N 47, суд признает неосновательным довод ОАО "ТГК-2" о том, что перечисленные пункты Основ ценообразования N 520 допускают установление тарифа на горячую воду для потребителей теплоснабжающей организации, эксплуатирующей открытую систему теплоснабжения.

Суд также отклоняет высказанное представителями Правительства Российской Федерации в ходе судебного заседания мнение о том, что пункт 47 Основ ценообразования N 520 подлежит применению при расчете тарифов независимо от содержания пункта 7 Методических указаний N 47, как противоречащее содержанию названных нормативных правовых актов, а также прямому указанию пункта 4 Основ ценообразования N 520.

В подтверждение требования о признании пунктов 47, 48 и 49 Основ ценообразования N 520 недействующими ОАО "ТГК-2" ссылается на пункты 8, 9 и 11 статьи 2 Закона о теплоснабжении, определяющие понятие теплоснабжения, потребителя тепловой энергии и теплоснабжающей организации, пункт 5 части 1 статьи 8 названного Закона, относящего к числу регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения тарифы на теплоноситель.

При этом, однако, заявитель не учитывает, что в настоящее время Закон о теплоснабжении не регулирует отношения с участием теплоснабжающих организаций, владеющих на праве собственности или ином законном основании открытыми системами теплоснабжения (горячего водоснабжения), с использованием которых осуществляется горячее водоснабжение, что подтверждается тем обстоятельством, что в соответствии со статьями 20 и 22 Федерального закона от 07.12.2011 N 417-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" изменения в Закон о теплоснабжении, распространяющие его действие на отношения, связанные с горячим водоснабжением, осуществляемым с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), вводятся в действие с 01.01.2013.

Доказательств применимости указанных изменений Закона о теплоснабжении к отношениям по горячему водоснабжению на момент обращения ОАО "ТГК-2" в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с настоящим заявлением, заявителем, вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено.

С учетом изложенного, суд не усматривает несоответствия оспариваемых пунктов 47, 48 и 49 Основ ценообразования N 520 пунктам 8, 9 и 11 статьи 2, пункту 5 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении, имеющего большую юридическую силу.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 102, 150, 167, 170, 176, 194, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

решил:

1. В удовлетворении заявления открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" (г. Ярославль) отказать.

2. Признать пункты 47, 48 и 49 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520, соответствующими Федеральному закону от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", имеющему большую юридическую силу.

3. Принять отказ открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" от требования о признании недействующим абзаца первого пункта 7 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 N 47. Производство по делу в указанной части прекратить

4. Возвратить открытому акционерному обществу "Территориальная генерирующая компания N 2" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2 000 (две тысячи) рублей, а также государственную пошлину в сумме 37 145 (тридцать семь тысяч сто сорок пять) рублей 13 (тринадцать) копеек, уплаченную по платежным поручениям от 24.11.2009 N 8496, от 24.11.2009 N 8500, от 30.12.2009 N 9686, от 26.02.2010 N 2941.

5. Решение может быть пересмотрено Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в порядке надзора по заявлению, поданному в течение трех месяцев с момента вступления его в законную силу.

Председательствующий судья
О.Ю.ШИЛОХВОСТ

Судья
Л.Г.ВОРОНЦОВА

Судья
Н.А.КСЕНОФОНТОВА