ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 3 июля 2012 г. N ВАС-4853/12

Резолютивная часть решения объявлена 02.07.2012.
Полный текст решения изготовлен 03.07.2012.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего судьи Шилохвоста О.Ю., судей Балахничевой Р.Г., Воронцовой Л.Г. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бушмариной Н.В. рассмотрел в открытом судебном заседании заявление открытого акционерного общества "Татэнергосбыт" (г. Казань, далее - общество "ТЭС") о признании пункта 50 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2 и зарегистрированных в Министерстве юстиции Российской Федерации 20.10.2004 N 6076, не соответствующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и недействующим.

В судебном заседании приняли участие представители:

заявителя: общества "ТЭС" - Фаизов Р.Ф. по доверенности от 30.12.2011 N 119-14/269;

Федеральной службы по тарифам (далее - ФСТ России) - Мецаев Б.К. по доверенности от 05.08.2011 N 7/13, Степаненко И.Г. по доверенности от 10.11.2011 N 10/13.

Министерство юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России), надлежаще извещенное о времени и месте судебного заседания, своего представителя в заседание не направило.

Суд установил:

Общество "ТЭС" обратилось в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о признании пункта 50 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2 и зарегистрированных в Минюсте России 20.10.2004 N 6076, не соответствующим пункту 1 статьи 544, пункту 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), абзацу 1 пункта 42 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила оказания услуг по передаче электрической энергии), абзацу 1 пункта 6 и абзацу 1 пункта 70 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Основные положения розничных рынков), имеющим большую юридическую силу, и недействующим (с учетом дополнения к заявлению о признании нормативного правового акта недействующим от 04.06.2012 N 119с-07/85/2012).

Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке утверждены приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2 (далее - Методические указания N 20-э/2) в соответствии с Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации (далее - Основы ценообразования N 109) и Правилами государственного регулирования и применения тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии", и предназначены для использования регулирующими органами (федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов), органами местного самоуправления, регулируемыми организациями для расчета методом экономически обоснованных расходов уровней регулируемых тарифов и цен на розничном (потребительском) рынке электрической энергии (мощности) и тепловой энергии (мощности).

Текст пункта 50 Методических указаний N 20-э/2, действующего в редакции приказа ФСТ России от 31.12.2009 N 558-э/1, опубликован в печатном издании "Российская газета" от 19.02.2010 N 36.

Пункт 50 Методических указаний N 20-э/2 предусматривает, что расчет двухставочных единых (котловых) тарифов предусматривает определение двух ставок:

- единой ставки на содержание электрических сетей соответствующего уровня напряжения в расчете за МВт заявленной мощности потребителя;

- единой ставки на оплату технологического расхода (потерь) электроэнергии в процессе ее передачи потребителям по сетям соответствующего уровня напряжения, определяемого исходя из сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, рассчитанного с учетом нормативных технологических потерь, утверждаемых Министерством энергетики Российской Федерации.

В подтверждение нарушения своих прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности общество "ТЭС", являющееся гарантирующим поставщиком на территории Республики Татарстан, ссылается на то, что в случае продажи им электрической энергии по договорам энергоснабжения потребителям (не относящимся к населению и приравненным к нему категориям), он лишен возможности компенсировать свои расходы, понесенные в связи с оплатой сетевым организациям услуг по передаче электрической энергии по тарифу, рассчитанному в соответствии с пунктом 50 Методических указаний N 20-э/2, по соответствующим договорам, заключенным в интересах указанных потребителей. Такая невозможность, по мнению общества "ТЭС", вызвана тем обстоятельством, что названные потребители оплачивают гарантирующему поставщику услуги по передаче электрической энергии (мощности) в составе конечного тарифа из расчета фактической величины мощности, тогда как сам гарантирующий поставщик обязан оплачивать эти услуги сетевым организациям по единому (котловому) тарифу на услуги по передаче электрической энергии, рассчитанному исходя из заявленной мощности потребителя, которая, как указывает заявитель, заведомо превышает величину фактической мощности.

В обоснование несоответствия оспариваемых положений пункта 50 Методических указаний N 20-э/2 нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, общество "ТЭС" ссылается на Гражданский кодекс, на Правила оказания услуг по передаче электрической энергии, а также на Основные положения розничных рынков.

В судебном заседании представитель общества "ТЭС" поддержал требование о признании пункта 50 Методических указаний N 20-э/2 не соответствующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и недействующим.

ФСТ России в отзыве на заявление и в дополнении к отзыву, а также его представители в судебном заседании не согласились с требованием общества "ТЭС", ссылаясь на соответствие оспариваемого пункта 50 Методических указаний N 20-э/2 Правилам оказания услуг по передаче электрической энергии, а также на то, что гарантирующий поставщик и сетевая организация вправе согласовать величину мощности, исходя из которой подлежат оплате услуги по передаче электрической энергии.

Минюст России в письменном отзыве просил отказать в удовлетворении требований общества "ТЭС".

Исследовав материалы дела и представленные доказательства и выслушав объяснения представителей общества "ТЭС" и ФСТ России, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования.

Пунктом 5.2.1 Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 332, ФСТ России управомочена на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимать методические указания (методики) по расчету регулируемых тарифов (цен) и (или) их предельных уровней на электрическую энергию (мощность) и размера платы за услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности), с использованием установленных методов регулирования.

Пунктом 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике предусматривается, что государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов). В силу абзаца 1 пункта 70 Основных положений розничных рынков гарантирующий поставщик в соответствии с договором энергоснабжения обязан осуществлять продажу электрической энергии, самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией потребителей, а покупатель (за исключением граждан-потребителей и исполнителей коммунальной услуги по электроснабжению) - обязан оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги по тарифу, установленному органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов и свободным (нерегулируемым) ценам за потребленный объем электрической энергии (мощности).

В силу пункта 1 статьи 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации. Пунктом 54 Основ ценообразования N 109 (действовавшими в момент утверждения Методических указаний) предусматривалось, что расчет устанавливаемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на очередной финансовый год на розничном рынке тарифов (цен) осуществляется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми ФСТ России.

Аналогичными правомочиями ФСТ России обладает и на момент рассмотрения судом заявления общества "ТЭС". Пунктом 63 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам, устанавливают на очередной финансовый год на розничном рынке цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, включая единые (котловые) тарифы.

Следовательно, оспариваемые в части Методические указания N 20-э/2 утверждены ФСТ России в пределах полномочий, предоставленных ей Законом об электроэнергетике, а также действовавшими на момент утверждения Основными положениями розничных рынков и Основами ценообразования N 109, имеющими большую юридическую силу. В рамках настоящего дела общество "ТЭС" не оспаривает полномочия ФСТ России по утверждению названных методических указаний.

В подтверждение несоответствия оспариваемых положений пункта 50 Методических указаний N 20-э/2, предусматривающих расчет одной из ставок единого (котлового) тарифа на услуги по передаче электрической энергии исходя из заявленной мощности потребителя, нормативному акту, имеющему большую юридическую силу, общество "ТЭС" ссылается на:

пункт 1 статьи 544 Гражданского кодекса, предусматривающий оплату фактически принятого абонентом количества энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон;

пункт 1 статьи 781 Гражданского кодекса, в силу которого заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг;

абзац 1 пункта 6 и абзац 1 пункта 70 Основных положений розничных рынков, в силу которых гарантирующий поставщик в соответствии с договором энергоснабжения обязан осуществлять продажу электрической энергии, самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией потребителей, а покупатель (за исключением граждан-потребителей и исполнителей коммунальной услуги по электроснабжению) - обязан оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги по тарифу, установленному органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов и свободным (нерегулируемым) ценам за потребленный объем электрической энергии (мощности).

Ссылки на указанные положения нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, не могут быть приняты судом как неосновательные, поскольку регулируют отношения, связанные с определением объема подлежащей оплате потребителями (покупателями) электрической энергии (мощности), тогда как оспариваемые обществом "ТЭС" положения пункта 50 Методических указаний N 20-э/2 регулируют порядок расчета тарифа на услуги по передаче электрической энергии. Суд считает, что вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель не обосновал, что оспариваемыми положениями нормативного правового акта регулируется объем подлежащей оплате потребителями (покупателями) на розничном рынке электрической энергии (мощности).

В подтверждение несоответствия оспариваемых положений пункта 50 Методических указаний N 20-э/2, предусматривающих расчет одной из ставок единого (котлового) тарифа на услуги по передаче электрической энергии исходя из заявленной мощности потребителя, нормативному акту, имеющему большую юридическую силу, общество "ТЭС" ссылается также на пункт 42 Правил оказания услуг по передаче электрической энергии, в силу которого при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии ставки тарифов определяются с учетом необходимости обеспечения равенства тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории) из числа тех, по которым законодательством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность).

Ссылка на пункт 42 Правил оказания услуг по передаче электрической энергии отклоняется судом как безосновательная, поскольку в подтверждение различных условий оплаты названных услуг потребителями, заключившими договоры на оказание этих услуг непосредственно с сетевыми организациями, с одной стороны, и потребителями, заключившими договоры энергоснабжения с гарантирующими поставщиками, с другой стороны, общество "ТЭС" ссылается на различный, по его мнению, объем подлежащей оплате такими потребителями мощности, тогда как в указанном пункте Правил оказания услуг по передаче электрической энергии содержится требование о равенстве тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг.

Вместе с тем, суд констатирует, что предусмотренный пунктом 50 Методических указаний N 20-э/2 расчет единого (котлового) тарифа на услуги по передаче электрической энергии исходя из заявленной мощности потребителя соответствует требованиям абзаца шестого пункта 2 и абзаца второго пункта 47 Правил оказания услуг по передаче электрической энергии (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442) о том, что заявленная мощность применяется в целях установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

При этом с учетом содержащегося в пункте 47 Правил оказания услуг по передаче электрической энергии прямого указания на то, что заявленная мощность не применяется для целей определения обязательств потребителя услуг по договору об оказании услуг по передаче электрической энергии (потребителя электрической энергии), суд полагает ошибочной ссылку общества "ТЭС" на обязанность оплаты гарантирующим поставщиком услуг сетевой организации по передаче электрической энергии исходя из объема заявленной мощности.

В силу пункта 15(1) названных Правил стоимость услуг по передаче электрической энергии определяется исходя из тарифа на услуги по передаче электрической энергии и объема оказанных услуг по передаче электрической энергии, а объем этих услуг вне зависимости от величины заявленной мощности определяется исходя из фактического объема потребления электрической энергии или исходя из фактического объема потребления электрической энергии и среднего арифметического значения из максимальных в каждые рабочие сутки расчетного периода фактических почасовых объемов потребления электрической энергии (суммарных по всем точкам поставки) в установленные системным оператором плановые часы пиковой нагрузки.

Таким образом, выполняя требование статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд признает пункт 50 Методических указаний N 20-э/2 соответствующим пунктам 2, 15(1) и 47 Правил оказания услуг по передаче электрической энергии.

Поскольку сферы регулирования пункта 50 Методических указаний N 20-э/2, определяющего порядок расчета тарифа, и статей 544, 781 Гражданского кодекса, пунктов 6 и 70 Основных положений розничных рынков, пункта 42 Правил оказания услуг по передаче электрической энергии различны, суд не усматривает оснований для вывода о несоответствии оспариваемого пункта Методических указаний перечисленным положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу.

Вместе с тем суд констатирует соответствие пункта 50 Методических указаний N 20-э/2 действовавшему на момент их принятия пункту 70 Основных положений розничных рынков в части определения полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов по установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 170, 176, 194, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации,

решил:

1. В удовлетворении заявления открытого акционерного общества "Татэнергосбыт" (г. Казань) отказать.

2. Признать пункт 50 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2, соответствующим Правилам недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, Основным положениям функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, имеющим большую юридическую силу.

3. Решение может быть пересмотрено Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в порядке надзора по заявлению, поданному в течение трех месяцев с момента вступления его в законную силу.

Председательствующий судья
О.Ю.ШИЛОХВОСТ

Судья
Р.Г.БАЛАХНИЧЕВА

Судья
Л.Г.ВОРОНЦОВА