ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 3 марта 2004 г. N 15527/03

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего судьи Вышняк Н.Г., судей Зориной М.Г., Першутова А.Г., с участием помощника судьи Левкиной О.В. рассмотрел в судебном заседании дело N 15527/03 по заявлению закрытого акционерного общества "Управление и финансы" (далее - общество) о признании недействующим пункта 3 Порядка предоставления налоговыми органами информации взыскателю, утвержденного Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 23.01.2003 N БГ-3-28/23, в части предоставления взыскателю информации о факте наличия у должника-организации открытых счетов и вкладов в банках и иных кредитных организациях, как не соответствующего пункту 1 статьи 6, пункту 1 статьи 31, пункту 3 статьи 46 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве", пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах", пункту 1 статьи 139, пунктам 1, 2 статьи 874, пункту 1 статьи 875 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктам 1, 2 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации, пункту 3 статьи 10 Федерального закона от 20.02.1995 N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" в их взаимосвязи.

В судебном заседании приняли участие:

от ЗАО "Управление и финансы" - директор общества Кянганен В.А.;

от МНС России - Захаров А.С., юрисконсульт отдела рассмотрения налоговых споров Юридического департамента МНС России.

Протокол вела помощник судьи Левкина О.В.

Суд установил:

Приказом МНС России от 23.01.2003 N БГ-3-28/23 утвержден Порядок предоставления налоговыми органами информации взыскателю (далее - Порядок), пункт 3 которого определяет, что при наличии счетов и вкладов у должника-организации в банках и иных кредитных учреждениях взыскателю предоставляется "информация о факте наличия у должника-организации открытых счетов".

Заявитель полагает, что предоставление сведений только о наличии расчетных счетов должника ограничивает право взыскателя по исполнительному листу на списание со счета должника денежных средств по решению арбитражного суда, предоставленное ему Федеральным законом "Об исполнительном производстве". Такое право взыскатель может реализовать при условии оформления инкассового поручения, в котором в соответствии с требованиями Положения "О безналичных расчетах Российской Федерации", утвержденного Центральным банком Российской Федерации 03.10.2002 N 2-П, должен быть указан номер счета.

МНС России считает, что содержащееся во втором предложении пункта 3 Порядка ограничение направляемой взыскателю информации сведениями лишь о наличии или отсутствии счета должника в кредитном учреждении вызвано невозможностью предоставить взыскателю данные о номере счета должника, поскольку такие сведения относятся к налоговой тайне, которые в силу статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат разглашению. Объем информации, подлежащей предоставлению взыскателю, статьей 46 Федерального закона "Об исполнительном производстве" не конкретизирован. По мнению Министерства, оспариваемое положение Порядка не нарушает законных прав заявителя. При отсутствии сведений об имеющихся у должника счетах в кредитных учреждениях взыскатель в соответствии со статьей 6 этого Федерального закона вправе направить исполнительный лист судебному приставу-исполнителю.

Кроме того, МНС России полагает, что данное дело не может рассматриваться по существу, поскольку Высший Арбитражный Суд Российской Федерации 23.06.2003 рассмотрел дело N 7264/03 о признании недействующим Порядка предоставления налоговыми органами информации взыскателю и признал этот нормативный акт соответствующим статьям 6, 46 Федерального закона "Об исполнительном производстве". Поэтому в силу статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по настоящему делу подлежит прекращению.

Согласно части 7 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если имеется вступившее в законную силу решение суда по ранее рассмотренному делу, проверившего по тем же основаниям соответствие оспариваемого нормативного акта иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, арбитражный суд прекращает производство по делу.

Решение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.06.2003 принято по делу N 7264/03, возбужденному по заявлению закрытого акционерного общества "Росдорснабжение" о признании не действующим в целом Порядка предоставления налоговыми органами информации взыскателю по тем основаниям, что этот нормативной правовой акт противоречит положениям статей 6 и 46 Федерального закона "Об исполнительном производстве", в результате чего нарушаются права взыскателя по исполнительным листам.

В настоящем деле ЗАО "Управление и финансы" поставлен вопрос о признании недействующим второго предложения пункта 3 названного выше Порядка по иным, чем по делу N 7264/03, основаниям.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (с учетом дополнительного заявления от 13.01.2004), общество указывает на несоответствие оспариваемого положения Порядка статьям 6, 31, 46 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в их взаимосвязи с пунктом 2 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 139, 874, 875 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 10 Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации".

Исходя из вышеизложенного, суд считает не подлежащей применению в данном случае часть 7 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем заявление общества должно быть рассмотрено по существу.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в споре, исследовав представленные по делу доказательства, суд считает заявление ЗАО "Управление и финансы" подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В пункте 1 Порядка указано, что настоящий нормативный акт разработан на основании пункта 3 статьи 46 Федерального закона "Об исполнительном производстве". При этом, как заявляет Министерство, из положений, содержащихся в данной статье Закона, следует обязанность налогового органа предоставить взыскателю сведения лишь о наличии или отсутствии у должника счетов в банках и иных кредитных организациях, обязанность налогового органа сообщить взыскателю номер счета названной выше нормой не предусмотрена.

Между тем, как следует из абзацев третьего и четвертого пункта 3 статьи 46 Закона, информация, предоставляемая взыскателю, должна быть такой же, как предоставляемая судебному приставу-исполнителю информация, необходимая для обращения взыскания по исполнительным листам на денежные средства, находящиеся на счетах в банках и иных кредитных организациях.

Списание денежных средств, находящихся на счете, без распоряжения клиента согласно статье 854 Гражданского кодекса Российской Федерации допускается по решению суда, а также в случаях, предусмотренных законом.

Статьей 874 Кодекса предусмотрено, что порядок осуществления расчетов по инкассо регулируется законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.

Органом, регулирующим организацию расчетных систем в Российской Федерации, является согласно статье 80 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Центральный банк Российской Федерации.

В соответствии с Положением "О безналичных расчетах в Российской Федерации" Центрального банка Российской Федерации списание денежных средств по исполнительным листам осуществляется по инкассовым поручениям, которые, являясь расчетными документами, должны содержать в числе необходимых реквизитов номер счета плательщика. Расчетные документы, оформленные с нарушением установленных требований, приему не подлежат (пункты 2.10, 2.16, 12.1, 12.2 Положения).

Следовательно, не имея данных о номере счета должника, взыскатель, так же как и судебный пристав-исполнитель, не сможет реализовать предусмотренное статьей 6 Федерального закона "Об исполнительном производстве" право на взыскание присужденных судом денежных средств непосредственно через кредитное учреждение.

Согласно Порядку взаимодействия налоговых органов Российской Федерации и служб судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации по принудительному исполнению постановлений налоговых органов и иных исполнительных документов, утвержденному Приказом МНС России от 25.07.2000 N ВГ-3-10/265/215, налоговый орган направляет судебному приставу-исполнителю по его запросу информацию, необходимую для принудительного взыскания по исполнительным документам, в числе которой названы сведения о номерах расчетных счетов, наименовании и месте нахождения банков и иных кредитных учреждений, в которых открыты счета должников.

Следовательно, если под необходимой информацией для судебного пристава-исполнителя, указанной в пункте 3 статьи 46 Федерального закона "Об исполнительном производстве", МНС России понимает в том числе и сведения о номерах счетов в кредитных учреждениях должника, то, как следует из абзаца четвертого пункта 3 статьи 46 этого Закона, такие же сведения могут быть предоставлены взыскателю по его заявлению при наличии у него исполнительного листа с неистекшим сроком давности. При этом нельзя согласиться с позицией МНС России, что из содержания пункта 3 статьи 46 данного Закона вытекает лишь право налогового органа предоставить взыскателю необходимую информацию, а не его обязанность. Формулировка "может быть предоставлена" неразрывна с содержащимся далее текстом: "при наличии у него исполнительного листа с неистекшим сроком давности".

Иными словами, законодатель указал на возможность предоставления взыскателю необходимой информации при условии, что он располагает исполнительным листом, давность взыскания по которому не истекла, а не на возможность налогового органа по своему усмотрению решать вопрос о предоставлении необходимых сведений. МНС России, определяя порядок предоставления информации, не вправе устанавливать иные, кроме установленных законом, ограничения к получению информации, необходимой для взыскания задолженности через банк.

По смыслу, содержащемуся в пункте 1 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации, сведения о счетах организаций, находящихся в кредитных учреждениях, действительно относятся к налоговой тайне.

По своей природе и назначению институт налоговой тайны имеет публично-правовой характер и означает защиту налоговым органом сведений, разглашение которых может нарушить права граждан и организаций.

Вместе с тем, как следует из пункта 2 статьи 102 Кодекса, налоговая тайна не подлежит разглашению, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Закрепление в законе отступлений необходимо для защиты прав и законных интересов других лиц.

Специального закона, посвященного налоговой тайне и, следовательно, вопросам ее разглашения, не имеется. Однако Федеральный закон "Об исполнительном производстве" предусматривает возможность передачи налоговым органом взыскателю в случае, оговоренном в пункте 3 статьи 46 этого Закона, необходимой информации о банковском счете должника, к которой, как указано выше судом, относится и информация о номере такого счета.

Кроме того, по смыслу, содержащемуся в статье 10 Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации", не подлежит ограничению доступ к информации, необходимой для реализации законных прав и обязанностей граждан, а равно и организаций.

Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 "О судебной системе Российской Федерации" определяет, что вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов Российской Федерации обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению.

Защита нарушенных прав должна обеспечиваться эффективным механизмом реализации судебных решений.

Названные выше принципы не могут не учитываться при применении положений, содержащихся в статье 46 Федерального закона "Об исполнительном производстве", в их взаимосвязи с положениями других статей этого же Закона, в частности статьи 6, предусматривающей право взыскателя направить исполнительный лист непосредственно в кредитное учреждение, и статьи 31, указывающей на право доступа взыскателя ко всем материалам исполнительного производства, а также с другими правовыми актами, приведенными выше.

С учетом изложенного суд пришел к выводу о наличии оснований к признанию положения, содержащегося во втором предложении пункта 3 оспариваемого нормативного акта, недействующим.

Руководствуясь статьями 176, 194, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

решил:

признать положение, содержащееся во втором предложении пункта 3 Порядка предоставления налоговыми органами информации взыскателю, утвержденного Приказом МНС России от 23.01.2003 N БГ-3-28/23, в части предоставления взыскателю информации о факте наличия у должника-организации открытых счетов и вкладов в банках и иных кредитных организациях недействующим, как не соответствующее пункту 3 статьи 46 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "Об исполнительном производстве" в его взаимосвязи со статьями 6, 31 этого же Закона, статьями 854, 874, 875 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 10 Федерального закона от 20.02.1995 N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации".

Возвратить закрытому акционерному обществу "Управление и финансы" госпошлину в сумме 1000 рублей, уплаченную платежным поручением от 25.11.2003 N 300.

Председательствующий судья
Н.Г.ВЫШНЯК

Судьи
М.Г.ЗОРИНА
А.Г.ПЕРШУТОВ