ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 6 ноября 2003 г. N 11542/03

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 30.10.2003,
решение изготовлено в полном объеме 06.11.2003

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Мебельная компания "Шатура" (с учетом уточненных требований) о признании недействующим и не подлежащим применению второго предложения абзаца двадцать четвертого раздела 8 Инструкции по заполнению декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденной Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 29.12.2001 N БГ-3-02/585 (с изменениями и дополнениями, внесенными в названную Инструкцию Приказом МНС России от 09.09.2002 N ВГ-3-02/480).

Рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства и выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд установил следующее.

Открытое акционерное общество "Мебельная компания "Шатура" (далее - общество) обратилось в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим второго предложения абзаца двадцать четвертого раздела 8 Инструкции по заполнению декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденной Приказом МНС России от 29.12.2001 N БГ-3-02/585 (далее - Инструкция). По мнению заявителя, нормой, изложенной в данном предложении Инструкции, на общество как плательщика налога на прибыль организаций, имеющего обособленные подразделения, незаконно возложена дополнительная обязанность по представлению в налоговый орган по месту своего налогового учета декларации, включающей приложение N 5а, для предварительного подтверждения учета обществом в этих документах сумм авансовых платежей и налога на прибыль по обособленным подразделениям, удостоверенной штампом налогового органа и соответствующей отметкой, что противоречит положениям пункта 6 статьи 3, пункта 1 статьи 6, пунктов 1 и 7 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс, Кодекс).

Заявитель полагает, что проставление налоговым органом штампа и отметки на декларации, подтверждающей включение в нее сумм авансовых платежей и налога на прибыль по обособленным подразделениям, является самостоятельной процедурой, тождественной процедуре подачи декларации, осуществляется путем сличения приложения N 5 "Расчет распределения авансовых платежей и налога на прибыль организацией, имеющей обособленные подразделения" и всех приложений N 5а "Расчет распределения авансовых платежей и налога на прибыль по обособленным подразделениям организаций". Для своевременной подачи деклараций по месту нахождения каждого обособленного подразделения общество (местонахождение - г. Шатура Московской области), отнесенное к крупнейшим налогоплательщикам, не имеет другой возможности получить в налоговом органе упомянутые отметку и оттиск штампа иным способом, кроме как непосредственным личным обращением в Межрайонную инспекцию МНС России по крупнейшим налогоплательщикам Московской области (местонахождение - Москва). Подтверждение включения обществом в декларацию сумм авансовых платежей и налога на прибыль по обособленным подразделениям является, по существу, камеральной налоговой проверкой, требует времени на ее осуществление, предельные сроки которой ничем не ограничены, что не исключает возможности несвоевременного получения требуемых оттиска штампа и отметки налогового органа и влечет нарушение сроков подачи налоговой отчетности в налоговые органы по месту нахождения обособленных подразделений.

Оспариваемая норма возлагает дополнительные обязанности на налогоплательщика, имеющего обособленные подразделения, по сравнению с обязанностями, установленными Налоговым кодексом, ограничивает способы представления налоговой отчетности, лишая налогоплательщика права направления налоговой декларации почтовым отправлением (п. 2 ст. 80 Кодекса), устанавливает последовательность и порядок действий, при которых может наступить ответственность налогоплательщика за налоговое правонарушение.

МНС России, возражая против иска, полагает, что в удовлетворении требования обществу следует отказать. Инструкция не понуждает организацию, имеющую обособленные подразделения, обращаться в налоговый орган по месту налогового учета организации за получением оттиска штампа и отметки на расчетах распределения авансовых платежей и налога на прибыль по обособленным подразделениям организации (приложение N 5а), а устанавливает такой порядок действий прежде всего в интересах налогоплательщика, так как данным документом предусмотрен комплекс мер по сокращению налоговой отчетности и иной информации, представляемой налогоплательщиками, предотвращению дублирования в работе налоговых органов и сокращению запрашиваемых материалов у налогоплательщиков при проведении мероприятий налогового контроля в отношении организации и ее обособленных подразделений. Наличие в упомянутом расчете проставленных налоговым органом в месте учета организации отметки и оттиска штампа позволяет не проводить камеральные проверки деклараций налоговым органам в месте нахождения обособленных подразделений и исключает необходимость получения этим налоговым органом подтверждения наличия и размера сумм авансовых платежей и налога на прибыль, относящихся к налоговой отчетности обособленных подразделений. Представление налоговых деклараций организациями, имеющими обособленные подразделения, определяется статьями 288 и 289 Налогового кодекса. Оспариваемое положение Инструкции не противоречит упомянутым статьям и иным положениям Налогового кодекса, на которые ссылается заявитель.

Проверив в соответствии с пунктом 5 статьи 194 АПК РФ оспариваемую норму Инструкции, суд пришел к выводу, что она не соответствует Налоговому кодексу по следующим основаниям.

Приказ МНС России от 29.12.2001 N БГ-3-02/585, которым утверждена Инструкция, изданная в соответствии с пунктом 7 статьи 80 Налогового кодекса в целях реализации положений главы 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса, обязывает налоговые органы и налогоплательщиков применять ее в практической работе. Из преамбулы Инструкции следует, что формы налоговых деклараций и инструкция по их заполнению являются обязательными для налогоплательщиков.

Следовательно, оспариваемая норма содержит категорическое предписание, которое не может быть заменено по усмотрению лиц, участвующих в этом правоотношении, другими условиями их поведения.

Порядок представления налоговой декларации налогоплательщиком (в данном случае - плательщиком налога на прибыль организаций) установлен статьей 80, пунктом 3 статьи 288 и статьей 289 Налогового кодекса.

Налоговая декларация представляется налогоплательщиком по каждому подлежащему уплате налогу в налоговый орган по месту его учета по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде и в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.

Плательщики налога на прибыль организаций независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога по истечении каждого отчетного и налогового периода представляют в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном статьей 289 Налогового кодекса.

Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, по окончании каждого отчетного и налогового периода представляет в налоговые органы по месту своего нахождения налоговую декларацию в целом по организации с распределением данных по обособленным подразделениям.

Сведения о суммах авансовых платежей по налогу, а также суммах налога, исчисленных по итогам налогового периода, такой налогоплательщик сообщает своим обособленным подразделениям, а также налоговым органам по месту нахождения обособленных подразделений не позднее срока, установленного статьей 288 Налогового кодекса для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный или налоговый период.

Налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.

Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации и обязан по просьбе налогоплательщика проставить отметку на копии налоговой декларации о принятии и дату ее представления. При получении налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи налоговый орган обязан передать налогоплательщику квитанцию о приеме в электронном виде.

Оспариваемая норма Инструкции, в отличие от указанных норм Налогового кодекса, установила иной порядок действий налогоплательщиков, имеющих обособленные подразделения: названные лица представляют в налоговые органы по месту нахождения каждого обособленного подразделения декларацию, включающую в себя титульный лист (лист 01), а также приложение N 5а в части, относящейся к конкретному обособленному подразделению, не позднее срока, установленного для подачи деклараций за соответствующий отчетный (налоговый) период. На расчете делается отметка налогового органа по месту нахождения налогоплательщика, подтверждающая включение в декларацию сумм авансовых платежей и налога на прибыль по обособленному подразделению, и проставляется оттиск штампа этого налогового органа.

Таким образом, данная норма Инструкции понуждает плательщика налога на прибыль организаций по истечении отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации лишь при наличии оттиска штампа и отметки, проставленных налоговым органом в месте нахождения самой организации, что не предусмотрено Налоговым кодексом.

Согласно пункту 2 статьи 6 Кодекса нормативные правовые акты о налогах признаются не соответствующими Налоговому кодексу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 указанной статьи.

Оспариваемое заявителем второе предложение абзаца двадцать четвертого раздела 8 Инструкции в нарушение подпункта 2 и подпункта 7 пункта 1 статьи 6 Налогового кодекса ограничивает права налогоплательщиков, установленные пунктом 2 статьи 80 Кодекса в отношении способа представления налоговой декларации, и изменяет установленные пунктом 3 статьи 288 и статьей 289 Кодекса последовательность и порядок действий участников отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о налогах.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

решил:

Второе предложение абзаца двадцать четвертого раздела 8 Инструкции по заполнению декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденной Приказом МНС России от 29.12.2001 N БГ-3-02/585, следующего содержания: "На расчете делается отметка налогового органа по месту нахождения налогоплательщика, подтверждающая включение в декларацию суммы авансовых платежей и налога на прибыль по обособленному подразделению, и проставляется штамп этого налогового органа" - признать не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации и недействующим.