ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 декабря 2006 г. N 11723/06

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;

членов Президиума: Арифулина А.А., Бабкина А.И., Валявиной Е.Ю., Витрянского В.В., Иванниковой Н.П., Исайчева В.Н., Козловой А.С., Козловой О.А., Никифорова С.Б., Першутова А.Г., Сарбаша С.В., Слесарева В.Л., Суховой Г.И., Юхнея М.Ф. -

рассмотрел заявление закрытого акционерного общества "Байкал-ресурс" о пересмотре в порядке надзора решения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.06.2006 по делу N 4364/06.

В заседании приняли участие представители:

от заявителя - закрытого акционерного общества "Байкал-ресурс" - Никонов А.А.;

от Федеральной налоговой службы - Цай Кристина Бао-Хуа;

от Министерства финансов Российской Федерации - Ковпак С.В.

Заслушав и обсудив доклад судьи Никифорова С.Б., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.

Закрытое акционерное общество "Байкал-ресурс" (далее - общество) обратилось в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим абзаца тринадцатого письма Федеральной налоговой службы от 13.01.2006 N ММ-6-03/18@.

Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.05.2006 к участию в деле привлечено Министерство финансов Российской Федерации.

Решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.06.2006 в удовлетворении требования общества отказано.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора решения от 09.06.2006 общество просит отменить этот судебный акт, поскольку он нарушает единообразие в толковании и применении норм налогового законодательства.

В отзыве на заявление Федеральная налоговая служба просит названный судебный акт оставить без изменения, так как он соответствует действующему законодательству.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что обжалуемое решение подлежит отмене, производство по делу - прекращению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 29 и частью 3 статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд рассматривает дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации такие дела подлежат рассмотрению Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в качестве суда первой инстанции, если оспариваемые акты приняты Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти.

В решении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.06.2006 по делу N 4364/06 указывается, что письмо Федеральной налоговой службы не ограничено действием по кругу лиц, рассчитано на неоднократное применение, разъясняет отдельные положения законодательства о налогах и сборах, поэтому возможность его использования налоговыми органами при осуществлении функций налогового контроля не исключается.

Исходя из этого, суд рассмотрел по существу дело об оспаривании положений данного письма как акта, имеющего нормативный характер.

Между тем суд не принял во внимание следующее.

Согласно пункту 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов.

В силу статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по контролю и надзору в области налогов и сборов, не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов.

Функциями по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов наделено Министерство финансов Российской Федерации, которому в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" переданы функции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по принятию нормативных правовых актов в сфере налогов и сборов и ведению разъяснительной работы по законодательству о налогах и сборах, что предусмотрено и пунктом 1 статьи 4, пунктом 1 статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Следовательно, оспариваемое письмо Федеральной налоговой службы принято органом, не управомоченным осуществлять нормативно-правовое регулирование в сфере налогов и сборов.

Кроме того, согласно пункту 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009, издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.

Таким образом, в силу статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации, Положения о Федеральной налоговой службе указанное письмо не должно влечь правовых последствий, поскольку не отвечает критериям, позволяющим признать его в качестве нормативного правового акта.

При названных обстоятельствах заявление общества о признании недействующими положений абзаца тринадцатого письма Федеральной налоговой службы не подлежало рассмотрению в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации, к подсудности которого отнесено рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов.

Данный подход определен в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.11.2006 N 11253/06.

В связи с этим решение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.06.2006 по делу N 4364/06, нарушающее единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, на основании пункта 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене.

Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150, статьей 303, пунктом 4 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

постановил:

решение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.06.2006 по делу N 4364/06 отменить.

Производство по указанному делу прекратить.

Председательствующий
А.А.ИВАНОВ