ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
от 28 октября 1998 г. N С3-7/УЗ-819

О ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ
"О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

В порядке информации сообщаем, что Государственной Думой 16 сентября 1998 г. принят Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон).

Закон подписан Президентом Российской Федерации 25 октября 1998 г. (N 158-ФЗ) и вступил в силу со дня его официального опубликования в "Российской газете" N 188 от 3 октября 1998 г.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации рекомендует обратить внимание на следующие его положения.

1. Федеральный закон распространяется на органы государственной власти, местного самоуправления, юридические лица и индивидуальных предпринимателей, регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, и направлен на обеспечение единой государственной политики при осуществлении лицензирования, при урегулировании и защите прав граждан, нравственности, здоровья, обеспечении обороны, безопасности государства, а также на установление правовых основ единого рынка (п. 1 ст. 1).

2. Действие Закона не распространяется на внешнеторговую деятельность, таможенную деятельность, деятельность по охране окружающей среды, деятельность, связанную с использованием природных ресурсов, и на отношения, возникающие в связи с использованием результатов интеллектуальной деятельности (п. 2 ст. 1).

3. Одним из основных принципов лицензирования, определенных в статье 3 Закона, является утверждение единого перечня лицензируемых видов деятельности и единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации. При этом статьей 18 Закона установлено, что со дня вступления в силу настоящего Федерального закона введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения изменений и дополнений в установленный Федеральным законом перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии. Перечень конкретных видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, содержится в главе III Федерального закона.

Виды деятельности, не включенные в перечень, осуществляются со дня вступления Закона в силу без лицензии, за исключением случаев, если лицензирование указанных видов деятельности проводится в соответствии с иными федеральными законами, вступившими в силу до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Определено также, что установленный Законом порядок лицензирования отдельных видов деятельности не распространяется на порядок лицензирования конкретных видов деятельности, лицензирование которых установлено вступившими в силу до дня вступления в силу Федерального закона иными федеральными законами (п. 3 ст. 19 Закона).

4. Осуществлению лицензирования посвящена глава II Закона. Регулируются вопросы действия лицензии (ст. 7); срока действия лицензии (ст. 8); лицензионных требований и условий (ст. 9); принятия решения о выдаче лицензии (ст. 10); приостановления действия и аннулирования лицензии (ст. 13) и др.

Так, в пункте 3 статьи 13 Закона установлено, в частности, что лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа, выдавшего лицензию, или органа государственной власти в соответствии с его компетенцией. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии до вступления в силу решения суда. Этой же нормой Закона предусмотрен перечень оснований для аннулирования лицензии.

Заместитель Председателя
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
В.В.ВИТРЯНСКИЙ