3.3. Оформление результатов проверки подписных листов

3.3. Оформление результатов проверки подписных листов

3.3.1. Результаты проверки подписных листов вносятся в ведомости проверки подписных листов (далее - ведомость), в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей.

На каждую проверяемую папку целесообразно составлять отдельную ведомость, которая может быть на одном или нескольких листах. Листы ведомости нумеруются.

3.3.2. В случае если законом предусмотрено проведение дополнительной проверки, то в ведомости целесообразно предусмотреть место для проставления отметки о номере случайной выборки.

3.3.3. Для удобства и быстроты заполнения ведомостей основания признания подписей недостоверными и (или) недействительными могут указываться в виде кодов нарушений. Форму ведомости и таблицу кодов нарушений с указанием соответствующих им оснований признания подписей недостоверными и (или) недействительными целесообразно утвердить решением избирательной комиссии, организующей выборы.

3.3.4. Примерная форма ведомости приведена в приложении N 1 к Методическим рекомендациям. Таблица с перечнем кодов нарушений приведена в приложении N 2 к Методическим рекомендациям.

3.3.5. Каждый лист ведомости в обязательном порядке подписывается проверяющим, а в случае, если недостоверной и (или) недействительной подпись (подписи) признается (признаются) на основании заключения (заключений) эксперта (экспертов), также всеми экспертами, осуществлявшими работу с соответствующими подписными листами.

3.3.6. Федеральный закон не содержит требований к форме заключения эксперта. Заключение эксперта может быть изложено в ведомости, то есть подпись эксперта, в том числе эксперта-почерковеда, поставленная в ведомости, в которой указаны номер папки, номер листа в папке, номер строки, а также основания (причины) для признания подписи недостоверной и (или) недействительной, является его письменным заключением <3>.

--------------------------------

<3> См. также пункт 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Вместе с тем заключение эксперта-почерковеда может быть выполнено также в виде отдельного документа (справки). Этот документ (справка) должен содержать все необходимые реквизиты (дату, номер, подпись, фамилию, имя, отчество кандидата, наименование избирательного объединения, подписные листы которого исследовались, а также указание на номера папок, подписных листов, строк в подписном листе). В этом случае выводы, содержащиеся в документе (справке), переносятся в ведомость проверяющим, а данный документ (справка) прилагается к ведомости. В этом случае ведомость экспертом может не подписываться.

3.3.7. В случае если избирательная комиссия направляла запрос в уполномоченный орган для проверки соответствия достоверности указанных в подписном листе сведений, то после получения официального ответа при наличии оснований проверяющий вносит соответствующие данные о признании подписей недействительными в ведомость.

3.3.8. Результаты проведения дополнительной проверки подписных листов оформляются в порядке, установленном для первоначальной проверки.

3.3.9. После окончания проверки подписных листов Рабочая группа рассматривает ведомости проверки подписных листов, заключения экспертов, официальные справки МВД России о достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, и иные документы, на основании которых соответствующие подписи избирателей были признаны недостоверными и (или) недействительными.