2. Учет поступления денежных средств в фонды референдума и расходования этих средств

2. Учет поступления денежных средств в фонды референдума
и расходования этих средств

2.1. Инициативная группа по проведению референдума, инициативная агитационная группа обязаны вести учет поступления средств в соответствующий фонд референдума и расходования указанных средств.

2.2. Фонд референдума может создаваться только за счет:

собственных средств членов инициативной группы по проведению референдума, инициативной агитационной группы соответственно, которые в совокупности для каждого члена инициативной группы по проведению референдума, инициативной агитационной группы не могут превышать 1 процент от предельной суммы всех расходов из средств фонда референдума (по состоянию на 2018 год - 6,25 млн руб.);

добровольных пожертвований политических партий в размере, не превышающем для каждой политической партии 50 процентов от предельной суммы всех расходов из средств фонда референдума (по состоянию на 2018 год - 312,5 млн руб.);

добровольных пожертвований граждан и юридических лиц в размере, не превышающем для каждого гражданина, юридического лица соответственно 1 процента и 7 процентов от предельной суммы всех расходов из средств фонда референдума (по состоянию на 2018 год - 6,25 млн руб. и 43,75 млн руб. соответственно).

2.3. Предельная сумма всех расходов из средств фонда референдума не может превышать 625 млн. руб. (по состоянию на 2018 год).

2.4. Собственные средства члена инициативной группы по проведению референдума, члена инициативной агитационной группы вносятся ими лично на специальный счет соответствующего фонда референдума через отделение связи, кредитную организацию из собственных средств по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. При внесении собственных средств член инициативной группы по проведению референдума, инициативной агитационной группы указывает в платежном документе следующие сведения о себе: фамилию, имя и отчество, серию и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Дата рождения, адрес места жительства и гражданство не указываются.

При внесении собственных средств в реквизите "Назначение платежа" указываются слова "Собственные средства".

2.5. Добровольным пожертвованием признается: для юридического лица - безвозмездное перечисление средств со своего расчетного счета на специальный счет фонда референдума; для гражданина - безвозмездное внесение собственных средств на специальный счет фонда референдума.

2.6. Добровольное пожертвование гражданина Российской Федерации в фонд референдума вносится через отделение связи, кредитную организацию лично гражданином из собственных средств по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. При внесении добровольного пожертвования гражданин указывает в платежном документе следующие сведения о себе: фамилию, имя и отчество, дату рождения и адрес места жительства, серию и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, сведения о гражданстве.

При внесении добровольного пожертвования гражданин в реквизите "Назначение платежа" в платежном документе указывает слово "Пожертвование".

2.7. Индивидуальный предприниматель при внесении пожертвования в фонд референдума указывает в платежном документе реквизиты, предусмотренные пунктом 2.6 настоящей Инструкции для добровольного пожертвования гражданина.

2.8. Добровольные пожертвования юридических лиц в фонд референдума осуществляются в безналичном порядке путем перечисления средств на специальный счет фонда референдума. При внесении добровольного пожертвования юридическим лицом в платежном документе указываются следующие сведения о нем: идентификационный номер налогоплательщика, наименование, дата регистрации, банковские реквизиты, отметка, предусмотренная частью 2 статьи 51 Федерального конституционного закона. В качестве отметки в платежном поручении используется следующая запись: "Ограничения, предусмотренные ч. 9 ст. 48 ФКЗ от 28.06.2004 N 5-ФКЗ, отсутствуют", допускается сокращение "Отс. огр.".

В случае наличия в уставном (складочном) капитале жертвователя доли (вклада) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (вне зависимости от размера доли) дополнительно добавляется запись "Участие РФ (субъекта РФ, МО) размер доли <*> %". Рекомендуется использовать сокращение "Гос. уч. размер доли %". В случае наличия иностранного участия в уставном (складочном) капитале жертвователя (вне зависимости от размера доли участия) дополнительно добавляется запись "Иностранное участие размер доли <*> %". Рекомендуется использовать сокращение "Ин. уч. размер доли %". Эти отметки рекомендуется указывать в конце содержания реквизита "Назначение платежа".

--------------------------------

<*> Указывается размер доли в цифровом выражении с округлением до десятых процента. Размер доли указывается по имеющимся у жертвователя сведениям. Для указания размера доли в уставном капитале жертвователь - акционерное общество может использовать сведения из последнего годового отчета общества, иных документов общества.

2.9. Платежные поручения на перечисление добровольных пожертвований юридическими лицами на специальный счет фонда референдума заполняются в соответствии с требованиями нормативных актов Центрального банка Российской Федерации, устанавливающих правила осуществления перевода денежных средств, с учетом следующих особенностей: в реквизите "Назначение платежа" указываются дата регистрации юридического лица, слово "Пожертвование", отметки, предусмотренные пунктом 2.8 настоящей Инструкции.

2.10. Добровольное пожертвование политической партии в фонд референдума осуществляется в безналичном порядке путем перечисления денежных средств на специальный счет фонда референдума.

При перечислении пожертвования политическая партия в реквизите "Назначение платежа" в платежном документе указывает слово "Пожертвование". Сведения о дате регистрации политической партии, отметки, предусмотренные пунктом 2.8 настоящей Инструкции, не указываются.

2.11. Запрещается вносить пожертвования в фонд референдума:

1) гражданам Российской Федерации, не достигшим возраста 18 лет на день внесения пожертвования;

2) органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления;

3) государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;

4) воинским частям, военным организациям и учреждениям, правоохранительным органам;

5) юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых доля (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований превышает 30 процентов на день начала кампании референдума (для открытых акционерных обществ - на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год);

6) российским юридическим лицам с иностранным участием, если доля (вклад) иностранного участия в их уставном (складочном) капитале превышает 30 процентов на день начала кампании референдума (для открытых акционерных обществ - на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год);

7) юридическим лицам, зарегистрированным менее чем за один год до дня начала кампании референдума;

8) организациям, учрежденным государственными органами и (или) органами местного самоуправления (за исключением акционерных обществ, учрежденных в порядке приватизации); организациям, учрежденным юридическими лицами, указанными в подпунктах 5 и 6 настоящего пункта; организациям, имеющим в своем уставном (складочном) капитале долю (вклад) юридических лиц, указанных в подпунктах 5 и 6 настоящего пункта, превышающую 30 процентов на день начала кампании референдума (для открытых акционерных обществ - на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год);

9) благотворительным организациям, религиозным объединениям, а также учрежденным ими организациям;

10) анонимным жертвователям. Под анонимным жертвователем понимается гражданин, который не указал в платежном документе на внесение пожертвования любое из следующих сведений: фамилию, имя и отчество, адрес места жительства - или указал недостоверные сведения о себе, либо юридическое лицо, о котором в платежном документе на внесение пожертвования не указано любое из следующих сведений: идентификационный номер налогоплательщика, наименование, банковские реквизиты - или указаны недостоверные сведения;

11) иностранным государствам;

12) иностранным юридическим лицам;

13) иностранным гражданам;

14) международным организациям и международным общественным движениям;

15) лицам без гражданства;

16) некоммерческим организациям, получавшим в течение года, предшествующего дню внесения пожертвования в фонд референдума, денежные средства либо иное имущество от:

иностранных государств, а также от указанных в подпунктах 1 - 4, 7, 9, 10, 12 - 15 настоящего пункта органов, организаций или физических лиц;

юридических лиц, в уставном (складочном) капитале которых доля (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований превышала (превышал) 30 процентов на день перечисления этих денежных средств либо передачи иного имущества (для открытых акционерных обществ - на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год);

российских юридических лиц с иностранным участием, если доля (вклад) иностранного участия в их уставном (складочном) капитале превышала (превышал) 30 процентов на день перечисления этих денежных средств либо передачи иного имущества (для открытых акционерных обществ - на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год);

организаций, учрежденных государственными органами и (или) органами местного самоуправления (за исключением акционерных обществ, учрежденных в порядке приватизации);

организаций, учрежденных юридическими лицами, указанными в абзацах третьем и четвертом настоящего подпункта;

организаций, в уставном (складочном) капитале которых доля (вклад) юридических лиц, указанных в абзацах третьем и четвертом настоящего подпункта, превышала (превышал) 30 процентов на день перечисления этих денежных средств либо передачи иного имущества (для открытых акционерных обществ - на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год);

17) членам и уполномоченным представителям инициативной группы по проведению референдума - в фонд референдума инициативной агитационной группы, а членам и уполномоченным представителям инициативной агитационной группы - в фонд референдума инициативной группы по проведению референдума, фонд референдума иной инициативной агитационной группы.

2.12. Некоммерческие организации, указанные в подпункте 16 пункта 2.11 настоящей Инструкции, не вправе вносить пожертвования в фонд референдума только в случае, если полученные этими некоммерческими организациями денежные средства либо иное имущество не были возвращены ими перечислившим эти денежные средства либо передавшим иное имущество иностранным государствам, органам, организациям или физическим лицам, указанным в абзацах втором - седьмом подпункта 16 пункта 2.11 настоящей Инструкции (в случае невозможности возврата не были перечислены (переданы) в доход федерального бюджета), до дня внесения пожертвования в фонд референдума.

2.13. Если добровольное пожертвование поступило в фонд референдума от гражданина или юридического лица, не имеющих права осуществлять такое пожертвование, либо если пожертвование было внесено с нарушением пунктов 2.6 и 2.8 настоящей Инструкции, а также если денежные средства поступили на специальный счет фонда референдума в размерах, превышающих размеры, предусмотренные пунктом 2.2 настоящей Инструкции, инициативная группа по проведению референдума, инициативная агитационная группа обязаны возвратить эти средства не позднее чем через 10 дней со дня их поступления на специальный счет фонда референдума гражданам и юридическим лицам, перечислившим эти средства, соответственно полностью или ту их часть, которая превышает установленный максимальный размер внесения денежных средств (за вычетом расходов на пересылку) с указанием причины возврата в платежных документах.

2.14. Инициативная группа по проведению референдума, инициативная агитационная группа вправе возвратить жертвователю любое пожертвование, за исключением пожертвования, внесенного анонимным жертвователем.

2.15. Пожертвования, внесенные анонимными жертвователями, не позднее чем через 10 дней со дня поступления на специальный счет фонда референдума должны перечисляться инициативной группой по проведению референдума, инициативной агитационной группой в доход федерального бюджета. Платежи возврата пожертвований должны оформляться отдельным платежным документом по каждому анонимному поступлению в фонд референдума.

2.16. Инициативная группа по проведению референдума, инициативная агитационная группа, их уполномоченные представители по финансовым вопросам не несут ответственности за принятие пожертвований, при переводе которых жертвователи указали сведения, предусмотренные пунктами 2.6 и 2.8 настоящей Инструкции, оказавшиеся недостоверными, если инициативная группа по проведению референдума, инициативная агитационная группа, их уполномоченные представители по финансовым вопросам своевременно не получили информацию о неправомерности этих пожертвований.

2.17. ЦИК России осуществляет контроль за порядком формирования и расходования средств фондов референдума инициативной группы по проведению референдума, инициативной агитационной группы. При поступлении в избирательную комиссию сведений о перечислении в фонд референдума добровольного пожертвования с нарушением требований пунктов 2.6, 2.8 и 2.11 настоящей Инструкции уполномоченному представителю по финансовым вопросам направляется письменное уведомление о возврате неправомерного пожертвования с указанием наименования жертвователя, суммы пожертвования, даты поступления, срока и причины его возврата. В случае невозможности возврата неправомерного пожертвования жертвователю указанное пожертвование перечисляется в доход федерального бюджета.

2.18. ЦИК России знакомит уполномоченных представителей по финансовым вопросам, а также редакции средств массовой информации по их официальным запросам с полученными из филиала ПАО Сбербанк сведениями о поступлении средств на специальные счета фондов референдума и расходовании этих средств.

2.19. Граждане и юридические лица вправе оказывать финансовую поддержку инициативной группе по проведению референдума, инициативной агитационной группе только через соответствующий фонд референдума.

Запрещаются без документально подтвержденного согласия уполномоченного представителя по финансовым вопросам и без оплаты из соответствующего фонда референдума выполнение оплачиваемых работ (оказание платных услуг), реализация товаров, прямо или косвенно связанных с референдумом и направленных на достижение определенного результата на референдуме.

Расчеты между инициативной группой по проведению референдума, инициативной агитационной группой и юридическим лицом за выполнение работ (оказание услуг), реализацию товаров производятся только в безналичном порядке.

2.20. Выполнение платных работ (оказание платных услуг), реализация товаров гражданами и юридическими лицами для инициативной группы по проведению референдума, инициативной агитационной группы должны оформляться договором в письменной форме с указанием сведений об объеме поручаемой работы, ее стоимости, расценок по видам работ, порядка оплаты и сроков выполнения работ. Подписанный сторонами договор является документом, подтверждающим согласие уполномоченного представителя по финансовым вопросам на выполнение указанных работ (оказание услуг).

2.21. В случаях использования средств фонда референдума на покрытие иных расходов, непосредственно связанных с проведением кампании референдума, по которым законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязательная письменная форма договора (договор розничной купли-продажи, перевозки груза или пассажира), оформляется согласие уполномоченного представителя по финансовым вопросам на выполнение работ (оказание услуг) по форме N 1 (приложение N 1). Оплата указанных расходов может быть произведена наличными денежными средствами <*>. Пример заполнения формы согласия уполномоченного представителя по финансовым вопросам приведен в приложении N 2.

--------------------------------

<*> Наличные расчеты в валюте Российской Федерации между участниками расчетов в рамках одного договора могут производиться в размере, не превышающем 100 тыс. рублей (Указание Центрального банка Российской Федерации от 07.10.2013 N 3073-У).

2.22. Выполненные работы, оказанные услуги должны подтверждаться актом выполненных работ (оказанных услуг), подписанным исполнителем и уполномоченным представителем по финансовым вопросам, накладными на получение товаров, товарно-транспортными накладными, проездными документами, товарными или кассовыми чеками, квитанциями к приходному ордеру, бланками строгой отчетности.

2.23. Все агитационные материалы должны изготавливаться на территории Российской Федерации.

2.24. Запрещается изготовление агитационных материалов без предварительной оплаты за счет средств соответствующего фонда референдума и с нарушением требований, установленных частями 2, 3 и 5 статьи 64 Федерального конституционного закона.

2.25. В договоре на предоставление платного эфирного времени указываются следующие условия: вид (форма) агитации по вопросам референдума, дата и время выхода в эфир агитационного материала, продолжительность предоставляемого эфирного времени, размер и порядок его оплаты, формы и условия участия журналиста (ведущего) в теле-, радиопередаче. После выполнения условий договора оформляются акт о выполнении работ и соответствующая справка об использованном эфирном времени, в которых отмечается выполнение обязательств по договору с указанием программы вещания, названия передачи и времени ее выхода в эфир.

2.26. Платежный документ о перечислении в полном объеме средств в оплату стоимости эфирного времени представляется в филиал ПАО Сбербанк уполномоченным представителем по финансовым вопросам не позднее чем за два дня до дня предоставления эфирного времени. Копия платежного документа с отметкой филиала ПАО Сбербанк представляется уполномоченным представителем по финансовым вопросам в организацию телерадиовещания до предоставления эфирного времени. В случае нарушения этого условия предоставление эфирного времени не допускается.

2.27. Платежный документ о перечислении в полном объеме средств в оплату стоимости печатной площади, предоставляемой инициативной группе по проведению референдума, инициативной агитационной группе представляется в филиал ПАО Сбербанк уполномоченным представителем по финансовым вопросам не позднее чем за два дня до дня опубликования агитационного материала. Копия платежного документа с отметкой филиала ПАО Сбербанк представляется уполномоченным представителем по финансовым вопросам инициативной группы по проведению референдума, инициативной агитационной группы в редакцию периодического печатного издания до предоставления печатной площади. В случае нарушения этого условия предоставление печатной площади не допускается.

2.28. Филиал ПАО Сбербанк обязан перечислить средства в оплату стоимости эфирного времени, печатной площади не позднее операционного дня, следующего за днем получения платежного документа. При этом срок осуществления безналичного платежа не должен превышать два операционных дня в пределах территории субъекта Российской Федерации и пять операционных дней в пределах территории Российской Федерации.

2.29. В период кампании референдума оплата рекламы коммерческой и иной не связанной с референдумом деятельности с использованием фамилий и изображений членов и уполномоченных представителей инициативной группы по проведению референдума, инициативных агитационных групп, наименований, эмблем, иной символики политических партий, создавших инициативные агитационные группы, осуществляется за счет средств соответствующего фонда референдума.

На этих же условиях могут размещаться объявления (иная информация) о связанной с кампанией референдума деятельности при условии указания в объявлении (иной информации) сведений, за счет средств фонда референдума какой инициативной группы по проведению референдума, инициативной агитационной группы оплачено их размещение.

2.30. Допускается добровольное бесплатное личное выполнение работ (оказание услуг) гражданином для инициативной группы по проведению референдума, инициативной агитационной группы в ходе кампании референдума без привлечения третьих лиц.

2.31. Обязательства граждан и юридических лиц по договорам возмездного выполнения работ (оказания услуг) в отношении инициативной группы по проведению референдума, инициативной агитационной группы прекращаются с момента подписания сторонами акта приемки выполненных работ (оказанных услуг).

2.32. Юридические лица и граждане могут осуществлять материальную поддержку инициативной группы по проведению референдума, инициативной агитационной группы путем предоставления материальных ценностей во временное пользование только при условии заключения договоров и оплаты по этим договорам за счет средств соответствующих фондов референдума.

2.33. Оплата изготовления, а также распространения каждого тиража агитационного материала должна производиться отдельными платежными поручениями.

2.34. При перечислении денежных средств за изготовление агитационных материалов в реквизите "Назначение платежа" платежного поручения рекомендуется указывать наименование и тираж агитационного материала, а также реквизиты договора на его изготовление.

Наименование агитационного материала определяется инициативной группой по проведению референдума, инициативной агитационной группой самостоятельно. Указанное в платежном поручении наименование агитационного материала должно совпадать с наименованием агитационного материала, указываемого при его представлении в соответствующую комиссию референдума в соответствии с требованиями статьи 64 Федерального конституционного закона. Допускается использование первых слов наименования агитационного материала или сокращений, позволяющих идентифицировать данный агитационный материал.