1.1. Нормативная база

1.1. Нормативная база

1.1.1. Нормативными правовыми актами, определяющими порядок сбора подписей депутатов и (или) глав муниципальных образований в поддержку выдвижения кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, порядок их приема и проверки, являются:

Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", устанавливающий обязательность поддержки депутатами представительных органов муниципальных образований и (или) избранными на муниципальных выборах главами муниципальных образований субъекта Российской Федерации выдвижения кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации;

Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), определяющий общие вопросы сбора, приема и проверки достоверности подписей депутатов и (или) глав муниципальных образований;

соответствующие законы субъектов Российской Федерации, конкретизирующие вопросы сбора, приема листов поддержки кандидатов и проверки достоверности подписей депутатов и (или) глав муниципальных образований, в том числе определяющие конкретный процент депутатов и (или) глав муниципальных образований, подписи которых необходимо собрать для выдвижения кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации;

решения избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, организующих выборы высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

1.1.2. В рамках подготовки к выборам высшего должностного лица субъекта Российской Федерации избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации должны быть приняты следующие нормативные акты и распорядительные документы.

1.1.2.1. Решение избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, определяющее число (в абсолютном выражении) подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) действующих глав муниципальных образований, избранных на муниципальных выборах, необходимых для поддержки выдвижения кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (в случае если законом субъекта Российской Федерации не устанавливается обязанность какого-либо органа определить и опубликовать указанное число, то целесообразно его установить решением избирательной комиссии субъекта Российской Федерации).

Оптимальный срок принятия такого решения составляет три дня со дня назначения выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

В решении должно быть указано в абсолютном выражении:

число подписей депутатов и (или) избранных на муниципальных выборах глав, необходимое для поддержки выдвижения кандидата;

число подписей депутатов представительных органов муниципальных районов, муниципальных и городских округов и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных районов, муниципальных и городских округов, необходимое для поддержки выдвижения кандидата;

число муниципальных районов, муниципальных и городских округов, в которых должен быть поддержан кандидат (в которых должно быть собрано необходимое для регистрации кандидата количество достоверных подписей депутатов и (или) глав муниципальных образований);

максимальное число подписей депутатов и (или) глав муниципальных образований, которое может быть представлено в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации для регистрации кандидата, в целом, а также максимальное число подписей депутатов представительных органов муниципальных районов, муниципальных и городских округов и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных районов, муниципальных и городских округов.

Решение должно быть незамедлительно обнародовано в средствах массовой информации, в том числе размещено на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

1.1.2.2. Решение, которым определяются формы документов, представляемых кандидатами в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, в том числе содержащее формы:

листа поддержки кандидата с подписями депутатов и (или) глав муниципальных образований в поддержку выдвижения кандидата (содержится в законе субъекта Российской Федерации);

списка лиц, поставивших свои подписи в поддержку выдвижения кандидата (в бумажном и машиночитаемом виде), в котором целесообразно в том числе предусмотреть указание фамилии, имени, отчества депутата и (или) главы муниципального образования, наименования представительного органа муниципального образования, депутатом которого является лицо, ставящее подпись, и (или) наименования должности главы муниципального образования, которым является лицо, ставящее подпись, а также указание наименования муниципального образования, номера папки и номера листа поддержки кандидата, на котором содержится соответствующая подпись.

1.1.2.3. Решение о создании и составе рабочей группы, в функции которой будут входить прием листов поддержки кандидатов и проверка достоверности подписей депутатов и (или) глав муниципальных образований, собранных в поддержку выдвижения кандидатов (далее - рабочая группа).

1.1.2.4. Решение, определяющее порядок приема листов поддержки кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и проверки достоверности подписей депутатов и (или) глав муниципальных образований.

В данном решении в том числе предусматриваются:

действия, выполняемые членами рабочей группы при приеме листов поддержки кандидатов и иных связанных с ними документов;

порядок обнародования списка лиц, которые поставили свои подписи в листах поддержки кандидата, в том числе его размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

действия, выполняемые членами рабочей группы при проверке достоверности подписей депутатов и (или) глав муниципальных образований, включая порядок уведомления кандидатов о проведении рабочей группой проверки; проведения опроса лиц, поставивших свои подписи в поддержку выдвижения кандидатов; фиксирования присутствия кандидатов, их доверенных лиц и иных лиц, имеющих право в соответствии с законом присутствовать при проверке;

порядок ведения делопроизводства, в том числе хранения документов в рабочей группе;

формы документов, которые готовятся рабочей группой, включая итоговый протокол проверки достоверности подписей депутатов и (или) глав муниципальных образований, а также ведомости проверки;

примеры заполнения форм документов, включая листы поддержки кандидата, списка лиц, которые поставили свои подписи в листах поддержки кандидата, и т.д.

1.1.2.5. Также избирательная комиссия субъекта Российской Федерации может утвердить разъяснения или рекомендации для кандидатов по вопросам сбора подписей депутатов и (или) глав муниципальных образований и представления в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации листов поддержки кандидата и связанных с ними документов, в которых возможно также дать разъяснения о порядке нотариального заверения подписей.

1.1.3. Если Федеральный закон либо закон субъекта Российской Федерации обязывает избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, организующую выборы, установить какую-либо форму, то она является обязательной для кандидата. В ином случае избирательная комиссия субъекта Российской Федерации рекомендует кандидатам представлять документы по единообразной форме, но отклонение от этой формы, при условии указания в документе всех предусмотренных законом сведений, не является нарушением.