2. Учет поступления денежных средств в избирательные фонды и расходования этих средств

2. Учет поступления денежных средств в избирательные фонды
и расходования этих средств

2.1. Кандидат обязан вести учет поступления средств в избирательный фонд и расходования этих средств.

2.2. Избирательные фонды кандидатов могут формироваться только за счет следующих денежных средств:

а) собственных средств кандидата, которые в совокупности не могут превышать 40 млн рублей, а для кандидатов, по которым назначено повторное голосование, - 60 млн рублей;

б) средств, выделенных кандидату выдвинувшей его политической партией, которые в совокупности не могут превышать 200 млн рублей;

в) добровольных пожертвований граждан, при этом сумма пожертвований одного гражданина не может превышать 6 млн рублей;

г) добровольных пожертвований юридических лиц, при этом сумма пожертвований одного юридического лица не может превышать 28 млн рублей.

2.3. Предельная сумма всех расходов кандидата из средств его избирательного фонда не может превышать 400 млн рублей.

2.4. Предельная сумма всех расходов кандидата, по которому назначено повторное голосование, не может превышать 500 млн рублей.

2.5. В случае дополнительного выдвижения кандидатов при обстоятельствах, указанных в пункте 6 статьи 39 и пункте 5 статьи 44 Федерального закона, предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда ранее зарегистрированных кандидатов увеличивается в 1,5 раза и не может превышать 600 млн рублей.

2.6. Кандидат обязан письменно уведомить по форме N 1 (приложение N 1 к настоящей Инструкции) ЦИК России об открытии им специального избирательного счета на выборах Президента Российской Федерации в течение трех рабочих дней со дня их открытия.

Если гражданин, являющийся кандидатом на должность Президента Российской Федерации, одновременно выдвинут кандидатом на других выборах, проводимых на территории федерального избирательного округа, и обязан создать помимо избирательного фонда, указанного в пункте 1.1 настоящей Инструкции, иные избирательные фонды, предельная сумма всех расходов средств этих фондов не может превышать наибольшей из предельных сумм, указанных в пунктах 2.3 - 2.5 настоящей Инструкции, федеральном законе, законе субъекта Российской Федерации. В этом случае указанный гражданин обязан сообщить в ЦИК России об открытии иных специальных избирательных счетов по форме N 1 (приложение N 1 к настоящей Инструкции)

Для финансирования своей избирательной кампании в конкретном избирательном округе кандидат вправе использовать только средства избирательного фонда, созданного для проведения данной избирательной кампании.

2.7. Добровольное пожертвование гражданина в избирательный фонд кандидата вносится в отделение связи, кредитную организацию лично гражданином Российской Федерации из собственных средств по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. При внесении добровольного пожертвования гражданин указывает в платежном (расчетном) документе (распоряжении о переводе денежных средств) (далее - платежный документ (распоряжение) следующие сведения о себе: фамилию, имя, отчество (при наличии), дату рождения и адрес места жительства, серию и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, сведения о гражданстве.

2.8. Индивидуальный предприниматель при внесении пожертвования указывает в платежном документе (распоряжении) реквизиты, предусмотренные пунктом 2.7 настоящей Инструкции для добровольного пожертвования гражданина.

2.9. Добровольное пожертвование юридического лица в избирательный фонд кандидата осуществляется в безналичном порядке путем перечисления денежных средств на специальный избирательный счет. При внесении добровольного пожертвования юридическим лицом в платежном документе (распоряжении) указываются следующие сведения о нем: идентификационный номер налогоплательщика, наименование, дата регистрации, банковские реквизиты; делается отметка об отсутствии ограничений, предусмотренных пунктом 6 статьи 58 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

2.10. Платежный документ (распоряжение) на перечисление добровольного пожертвования на специальный избирательный счет заполняется юридическим лицом в соответствии с требованиями нормативных актов Центрального банка Российской Федерации, устанавливающих правила осуществления перевода денежных средств и заполнения расчетных документов, с учетом следующих особенностей: в реквизите "Назначение платежа" указываются слово "пожертвование", дата регистрации юридического лица, отметка об отсутствии ограничений, предусмотренных пунктом 6 статьи 58 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". В качестве отметки об отсутствии ограничений используется следующая запись: "Ограничения, предусмотренные пунктом 6 статьи 58 ФЗ от 12.06.2002 N 67-ФЗ, отсутствуют", допускается сокращение "Отс. огр.".

2.11. Собственные средства кандидата в избирательный фонд вносятся в отделение связи, кредитную организацию лично кандидатом либо уполномоченным представителем по финансовым вопросам кандидата из собственных средств кандидата по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.

При внесении собственных средств кандидат в платежном документе (распоряжении) указывает следующие сведения: фамилию, имя и отчество (при наличии). В реквизите "Назначение платежа" платежного документа (распоряжения) указываются слова "Собственные средства".

При внесении собственных средств кандидата уполномоченным представителем по финансовым вопросам кандидата в платежном документе (распоряжении) указываются фамилия, имя и отчество (при наличии) уполномоченного представителя по финансовым вопросам кандидата. В реквизите "Назначение платежа" платежного документа (распоряжения) указываются следующие сведения: фамилия, имя и отчество (при наличии) кандидата и слова "Собственные средства".

2.12. Средства политической партии, выдвинувшей кандидата, в избирательный фонд вносятся в безналичном порядке путем перечисления (перевода) денежных средств на специальный избирательный счет.

Платежные документы (распоряжения) на перечисление (перевод) собственных средств политической партии, выдвинувшей кандидата, на специальный избирательный счет составляются в соответствии с требованиями нормативных актов Центрального банка Российской Федерации, устанавливающих правила осуществления перевода денежных средств.

При этом в реквизите "Назначение платежа" платежного документа (распоряжения) указываются слова "Средства политической партии, выдвинувшей кандидата".

2.13. Запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов:

1) иностранным государствам и иностранным организациям;

2) иностранным гражданам;

3) лицам без гражданства;

4) гражданам Российской Федерации, не достигшим возраста 18 лет на день голосования;

5) российским юридическим лицам с иностранным участием, если доля (вклад) иностранного участия в их уставном (складочном) капитале превышает 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации (для открытых акционерных обществ - на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год);

6) международным организациям и международным общественным движениям;

7) органам государственной власти, иным государственным органам и органам местного самоуправления;

8) государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;

9) юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых доля (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований превышает 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации (для открытых акционерных обществ - на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год);

10) организациям, учрежденным государственными органами и (или) органами местного самоуправления (за исключением акционерных обществ, учрежденных в порядке приватизации), организациям, учрежденным юридическими лицами, указанными в подпунктах 5 и 9 настоящего пункта, а также организациям, имеющим в своем уставном (складочном) капитале долю (вклад) юридических лиц, указанных в подпунктах 5 и 9 настоящего пункта, превышающую (превышающий) 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации (для открытых акционерных обществ - на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год);

11) воинским частям, военным учреждениям и организациям, правоохранительным органам;

12) благотворительным и религиозным организациям, а также учрежденным ими организациям;

13) анонимным жертвователям. Под анонимным жертвователем понимается:

гражданин, который при внесении пожертвования не указал в платежном документе (распоряжении) любое из следующих сведений: фамилию, имя и отчество, адрес места жительства - или указал недостоверные сведения;

юридическое лицо, о котором в платежном документе (распоряжении) на внесение пожертвования не указано любое из следующих сведений: идентификационный номер налогоплательщика, наименование, банковские реквизиты - или указаны недостоверные сведения;

14) юридическим лицам, зарегистрированным менее чем за один год до дня голосования на выборах Президента Российской Федерации, а также юридическим и физическим лицам, являющимся иностранными агентами, и российским юридическим лицам, учрежденным иностранными агентами;

15) некоммерческим организациям, получавшим в течение года, предшествующего дню внесения пожертвования в избирательный фонд, денежные средства либо иное имущество:

от иностранных государств, а также от указанных в подпунктах 1 - 4, 6 - 8, 11 - 14 настоящего пункта органов, организаций или физических лиц;

российских юридических лиц с иностранным участием, если доля (вклад) иностранного участия в их уставном (складочном) капитале превышала (превышал) 30 процентов на день перечисления этих денежных средств либо передачи иного имущества (для открытых акционерных обществ - на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год);

юридических лиц, в уставном (складочном) капитале которых доля (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований превышала (превышал) 30 процентов на день перечисления этих денежных средств либо передачи иного имущества (для открытых акционерных обществ - на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год);

организаций, учрежденных государственными органами и (или) органами местного самоуправления (за исключением акционерных обществ, учрежденных в порядке приватизации);

организаций, учрежденных юридическими лицами, указанными в абзацах третьем и четвертом настоящего подпункта;

организаций, в уставном (складочном) капитале которых доля (вклад) юридических лиц, указанных в абзацах третьем и четвертом настоящего подпункта, превышала (превышал) 30 процентов на день перечисления этих денежных средств либо передачи иного имущества (для открытых акционерных обществ - на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год).

2.14. Некоммерческие организации, указанные в подпункте 15 пункта 2.13 настоящей Инструкции, не вправе вносить пожертвования в избирательный фонд кандидата только в случае, если полученные этими некоммерческими организациями денежные средства либо иное имущество не были возвращены ими перечислившим эти денежные средства либо передавшим иное имущество иностранным государствам, органам, организациям или физическим лицам, указанным в абзацах втором - седьмом подпункта 15 пункта 2.13 настоящей Инструкции (в случае невозможности возврата не были перечислены (переданы) в доход федерального бюджета), до дня внесения пожертвования в избирательный фонд кандидата.

2.15. Если добровольное пожертвование поступило в избирательный фонд от гражданина или юридического лица, не имеющего права осуществлять такое пожертвование, или если пожертвование было внесено с нарушением пунктов 2.7 и 2.9 настоящей Инструкции либо в размерах, превышающих размеры, предусмотренные пунктом 2.2 настоящей Инструкции, кандидат обязан не позднее чем через 10 дней со дня поступления пожертвования на специальный избирательный счет возвратить его жертвователю соответственно полностью или ту его часть, которая превышает установленный максимальный размер пожертвования (за вычетом расходов на пересылку) с указанием в платежном документе (распоряжении) причины возврата.

2.16. Кандидат вправе возвратить жертвователю любое пожертвование, за исключением внесенного анонимным жертвователем.

2.17. Пожертвование, внесенное анонимным жертвователем, не позднее чем через 10 дней со дня поступления на специальный избирательный счет должно быть перечислено кандидатом в доход федерального бюджета.

2.18. Кандидат не несет ответственности за принятие пожертвований, при внесении которых жертвователи указали сведения, предусмотренные пунктами 2.7 и 2.9 настоящей Инструкции, оказавшиеся недостоверными или неполными, если кандидат своевременно не получил информацию о неправомерности данных пожертвований или неполноте сведений о жертвователе.

2.19. ЦИК России осуществляет контроль за порядком формирования и расходования денежных средств избирательных фондов кандидатов. При поступлении информации о переводе (перечислении) на специальный избирательный счет кандидата добровольных пожертвований с нарушением пунктов 2.2 и 2.13 настоящей Инструкции ЦИК России незамедлительно сообщает об этом соответствующему кандидату либо его уполномоченному представителю по финансовым вопросам.

2.20. ЦИК России знакомит кандидатов, их уполномоченных представителей по финансовым вопросам, а также редакции средств массовой информации по их официальным запросам с имеющимися у нее на день поступления соответствующего запроса сведениями о поступлении и расходовании денежных средств избирательных фондов, полученными от филиала ПАО Сбербанк.

2.21. Граждане и юридические лица вправе оказывать финансовую поддержку кандидатам только через соответствующие избирательные фонды.

2.22. Средства избирательных фондов кандидатов имеют целевое назначение и могут использоваться только:

на финансовое обеспечение организационно-технических мероприятий, направленных на сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, в том числе на оплату труда лиц, привлекаемых для сбора подписей избирателей;

предвыборную агитацию, а также на оплату работ (услуг) информационного и консультационного характера;

оплату других работ (услуг), выполненных (оказанных) гражданами Российской Федерации или юридическими лицами, а также иных расходов, непосредственно связанных с проведением кандидатами своей избирательной кампании.

2.23. Соответствующие избирательные комиссии в случае, указанном в пункте 2.6 настоящей Инструкции, представляют в ЦИК России, избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, в том числе с использованием каналов Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы", сведения о поступлении и расходовании средств по иным специальным избирательным счетам кандидата. При этом ЦИК России осуществляет контроль за соблюдением требований о предельной сумме всех расходов из средств избирательных фондов, созданных кандидатом, баллотирующимся одновременно в нескольких избирательных округах на разных выборах.

2.24. Выполнение оплачиваемых работ (оказание платных услуг), реализация товаров, прямо или косвенно связанных с выборами Президента Российской Федерации и направленных на достижение определенного результата на выборах, запрещаются без документально подтвержденного согласия кандидата или его уполномоченного представителя по финансовым вопросам и без оплаты из средств избирательного фонда соответствующего кандидата.

2.25. Расчеты кандидатов с юридическими лицами за выполнение работ (оказание услуг) производятся только в безналичном порядке.

2.26. Выполнение платных работ, оказание платных услуг, реализация товаров гражданами и юридическими лицами для кандидата должны оформляться договором в письменной форме с указанием сведений об объеме поручаемой работы, ее стоимости, расценок по видам работ, порядка оплаты и сроков выполнения работ. Подписанный сторонами договор является документом, подтверждающим согласие кандидата или его уполномоченного представителя по финансовым вопросам на выполнение указанных работ (оказание услуг).

2.27. В случаях использования денежных средств избирательного фонда на покрытие иных расходов, непосредственно связанных с проведением избирательной кампании кандидата, по которым законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязательная письменная форма договора (договор розничной купли-продажи, перевозки груза или пассажира), оплата указанных расходов может быть произведена наличными денежными средствами <1>.

--------------------------------

<1> Наличные расчеты в валюте Российской Федерации между участниками расчетов в рамках одного договора могут производиться в размере, не превышающем 100 тыс. рублей (Указание Центрального банка Российской Федерации от 9 декабря 2019 года N 5348-У).

2.28. В случаях отсутствия письменного договора (пункт 2.27 настоящей Инструкции) оформляется согласие кандидата или его уполномоченного представителя по финансовым вопросам по форме N 2 (приложение N 2 к настоящей Инструкции).

Пример заполнения формы согласия кандидата (уполномоченного представителя по финансовым вопросам кандидата) на покрытие расходов, связанных с проведением избирательной кампании, приведен в приложении N 3 к настоящей Инструкции.

2.29. Выполненные работы, оказанные услуги должны подтверждаться актом выполненных работ (оказанных услуг), подписанным исполнителем и уполномоченным представителем по финансовым вопросам кандидата, накладными на получение товаров, товарно-транспортными накладными, проездными документами, товарными или кассовыми чеками, квитанциями к приходному ордеру, а также бланками строгой отчетности.

2.30. Запрещается изготовление агитационных материалов без предварительной оплаты из средств соответствующего избирательного фонда и с нарушением требований, установленных пунктом 4 статьи 49, пунктами 2 и 6 статьи 55 Федерального закона и пунктами 2.24, 2.25 настоящей Инструкции.

2.31. В договоре о предоставлении кандидату платного эфирного времени указываются следующие условия: вид (форма) предвыборной агитации, дата и время выхода в эфир агитационного материала, совместного агитационного мероприятия, продолжительность предоставляемого эфирного времени, размер и порядок его оплаты, формы и условия участия журналиста (ведущего) в теле- и радиопередаче. После выполнения условий договора оформляются акт об оказании услуг и справка об использованном эфирном времени, в которых отмечается выполнение обязательств по договору с указанием канала вещания, названия передачи и времени ее выхода в эфир.

2.32. Платежный документ (распоряжение) о перечислении в полном объеме средств в оплату стоимости эфирного времени должен быть представлен в филиал ПАО Сбербанк зарегистрированным кандидатом или его уполномоченным представителем по финансовым вопросам не позднее чем за два дня до дня предоставления эфирного времени, а при проведении повторного голосования - до момента предоставления эфирного времени. Копия платежного документа (распоряжения) с отметкой филиала ПАО Сбербанк должна быть представлена в организацию телерадиовещания до предоставления эфирного времени. В случае нарушения этого условия предоставление эфирного времени не допускается.

2.33. Платежный документ (распоряжение) о перечислении в полном объеме средств в оплату стоимости печатной площади должен быть представлен в филиал ПАО Сбербанк зарегистрированным кандидатом или его уполномоченным представителем по финансовым вопросам не позднее чем за два дня до дня опубликования агитационного материала, а при проведении повторного голосования - не позднее чем за один день до дня опубликования. Копия платежного документа (распоряжения) с отметкой филиала ПАО Сбербанк должна быть представлена в редакцию периодического печатного издания до предоставления печатной площади. В случае нарушения этого условия предоставление печатной площади не допускается.

2.34. Филиал ПАО Сбербанк обязан перечислить денежные средства в оплату стоимости эфирного времени, печатной площади не позднее операционного дня, следующего за днем получения платежного документа (распоряжения). При этом перевод денежных средств осуществляется в срок не более трех рабочих дней начиная со дня списания денежных средств со специального избирательного счета кандидата.

2.35. Все агитационные материалы, размещаемые в периодических печатных изданиях, должны содержать информацию о том, из средств избирательного фонда какого зарегистрированного кандидата была произведена оплата соответствующей публикации. Если агитационные материалы были опубликованы безвозмездно в соответствии с пунктом 1 статьи 53 Федерального закона, информация об этом должна содержаться в публикации с указанием, какому зарегистрированному кандидату, какой политической партии, выдвинувшей зарегистрированного кандидата, была предоставлена возможность размещения соответствующей публикации.

2.36. Редакции сетевых изданий <2>, осуществляющие выпуск средств массовой информации, зарегистрированные не менее чем за один год до начала избирательной кампании по выборам Президента Российской Федерации, а также редакции сетевых изданий, учрежденные избирательными объединениями (в том числе их структурными подразделениями), независимо от срока регистрации изданий вправе предоставлять зарегистрированным кандидатам платное эфирное время, платную печатную площадь, платные услуги по размещению агитационных материалов в сетевых изданиях при условии выполнения указанными редакциями требований, предусмотренных пунктами 8 и 9 статьи 51 Федерального закона.

--------------------------------

<2> В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации" под сетевым изданием понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", зарегистрированный в качестве средства массовой информации.

2.37. Если интернет-ресурс не зарегистрирован в качестве средства массовой информации, размещение на нем агитационных материалов является формой выпуска и распространения аудиовизуальных и иных агитационных материалов.

2.38. Все предвыборные печатные и аудиовизуальные агитационные материалы должны содержать сведения об изготовителе: для юридического лица - наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации, для гражданина - фамилию, имя, отчество, наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится его место жительства; сведения о заказчике: для юридического лица - наименование организации, для гражданина - фамилия, имя, отчество; а также информацию о тираже, дате выпуска, сведения об оплате изготовления данных агитационных материалов из средств соответствующего избирательного фонда, иную информацию в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 55 Федерального закона.

2.39. Оплата изготовления, а также распространения каждого тиража предвыборного агитационного материала должна производиться отдельным платежным документом (распоряжением).

При перечислении денежных средств за изготовление предвыборных агитационных материалов в поле "Назначение платежа" платежного документа (распоряжения) рекомендуется указывать наименование и тираж агитационного материала, а также реквизиты договора на его изготовление.

Наименование предвыборного агитационного материала определяется кандидатом самостоятельно. Указанное в платежном документе (распоряжении) о переводе денежных средств наименование предвыборного агитационного материала должно совпадать с наименованием агитационного материала, указываемого при его представлении в соответствующую избирательную комиссию в соответствии с требованиями пункта 3 статьи 55 Федерального закона. Допускается использование первых слов наименования предвыборного агитационного материала или сокращений, позволяющих идентифицировать данный агитационный материал.

2.40. В период избирательной кампании оплата рекламы коммерческой и иной не связанной с выборами Президента Российской Федерации деятельности с использованием фамилии и изображения кандидата, а также рекламы с использованием наименований, эмблем, иной символики политической партии, выдвинувшей кандидата, осуществляется за счет средств избирательного фонда этого кандидата.

На этих же условиях могут размещаться объявления (иная информация) о связанной с выборами Президента Российской Федерации деятельности кандидата при условии указания в объявлении (иной информации) сведений, за счет средств избирательного фонда какого кандидата оплачено их размещение.

2.41. В день (дни) <3> голосования и в день, предшествующий дню (первому дню) голосования, реклама, указанная в пункте 2.40 настоящей Инструкции, в том числе оплаченная из средств избирательного фонда, не допускается.

--------------------------------

<3> Здесь и далее в скобках указаны сроки, применяемые в случае принятия ЦИК России решения, предусмотренного пунктом 1 статьи 68.1 Федерального закона.

2.42. Материальная поддержка кандидату, направленная на достижение определенного результата на выборах, может быть оказана только при ее компенсации за счет средств избирательного фонда кандидата.

Юридические лица и граждане могут оказывать материальную поддержку кандидату путем предоставления материальных ценностей во временное пользование только при условии заключения договоров и оплаты по этим договорам за счет средств соответствующего избирательного фонда.

2.43. Допускается добровольное бесплатное личное выполнение работ, оказание услуг гражданином для кандидата в ходе избирательной кампании без привлечения третьих лиц, при этом оплата расходных материалов должна производиться из средств избирательного фонда кандидата.