ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 июня 2003 г. N 13/110-4
О РАЗЪЯСНЕНИЯХ
ПОРЯДКА ПРИМЕНЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ
ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ И ПРАВА НА УЧАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУМЕ
ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", РЕГУЛИРУЮЩИХ ВОПРОСЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии с пунктом 13 статьи 21 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить Разъяснения порядка применения отдельных положений Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", регулирующих вопросы формирования избирательных комиссий субъектов Российской Федерации (прилагаются).
2. Направить настоящие Разъяснения в законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в избирательные комиссии субъектов Российской Федерации.
3. Опубликовать настоящие Разъяснения в журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации".
Председатель
Центральной
избирательной комиссии
Российской Федерации
А.А.ВЕШНЯКОВ
Исполняющий обязанности
секретаря Центральной
избирательной комиссии
Российской Федерации
Н.А.КУЛЯСОВА
Утверждено
Постановлением Центральной
избирательной комиссии
Российской Федерации
от 21 июня 2003 г. N 13/110-4
РАЗЪЯСНЕНИЯ
ПОРЯДКА ПРИМЕНЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ
ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ И ПРАВА НА УЧАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУМЕ
ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", РЕГУЛИРУЮЩИХ ВОПРОСЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. В соответствии с пунктом 3 статьи 23 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) срок полномочий избирательных комиссий субъектов Российской Федерации составляет 4 года.
Исходя из пункта 3 статьи 28 Федерального закона, срок полномочий избирательной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - комиссия) исчисляется со дня ее первого заседания при одновременном прекращении полномочий комиссии предыдущего состава. При этом комиссия собирается на свое первое заседание не позднее чем на пятнадцатый день после вынесения решения о назначении ее членов с правом решающего голоса.
Согласно пункту 8 статьи 22 сроки формирования комиссий и сроки приема предложений по составу комиссий устанавливаются законом. При этом для комиссий, действующих на постоянной основе, период, в который формирующие их органы принимают предложения, должен составлять не менее одного месяца.
Указанные выше положения должны быть учтены в региональном законодательстве таким образом, чтобы процедура формирования нового состава комиссии по времени (включая период приема предложений по кандидатурам, оптимальные сроки их согласования и рассмотрения органами, осуществляющими их назначение) завершалась до дня истечения срока полномочий прежнего состава комиссии. Первое заседание сформированной комиссии должно состояться не ранее этого дня в пределах пятнадцати дней после вынесения решения о назначении членов комиссии в правомочном составе (не менее двух третей).
Вместе с тем если в силу неурегулированности в законодательстве субъекта Российской Федерации сроков совершения указанных процедур либо не согласованных по времени фактических действий уполномоченных органов власти возникает ситуация, при которой период после назначения членов комиссии в правомочном составе и до истечения установленного срока полномочий комиссии в прежнем составе превышает 15 дней, то в данном случае должны исполняться требования Федерального закона о сроке полномочий комиссии. В этом случае первое заседание комиссии проводится также не ранее дня истечения установленного срока полномочий прежнего состава комиссии, даже при превышении 15-дневного срока после формирования ее нового состава.
2. Согласно пункту 4 статьи 28 Федерального закона председатель избирательной комиссии субъекта Российской Федерации избирается тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов комиссии с правом решающего голоса по предложению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Кандидатура на должность председателя вносится в комиссию на основании решения ЦИК России.
При реализации данной нормы, а также связанных с ней норм следует принимать во внимание установленный пунктами 1 и 2 статьи 23 Федерального закона статус избирательной комиссии субъекта Российской Федерации как постоянно действующего государственного органа. Процедуры, сопутствующие формированию комиссии и организации ее деятельности, должны исключать возникновение ситуаций, препятствующих исполнению комиссией своих полномочий при сохранении закрепленных Федеральным законом демократических начал в ее деятельности.
3. В соответствии с пунктом 6 статьи 28 Федерального закона при отклонении комиссией кандидатуры, предложенной на должность председателя комиссии, внесшая предложение комиссия обязана предложить новую кандидатуру из числа членов комиссии с правом решающего голоса. В случае неизбрания председателя комиссии в ходе первого заседания комиссии заседание откладывается на срок до предложения ЦИК России новой кандидатуры.
4. В случае если Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в результате обсуждения всех других, кроме ранее отклоненной, кандидатур из числа членов комиссии с правом решающего голоса, не заявивших самоотвода и имеющих высшее юридическое образование либо ученую степень в области права, не приняла решения о предложении комиссии иной кандидатуры на указанную должность, ЦИК России вправе принять новое решение о предложении на должность председателя комиссии ранее отклоненной кандидатуры либо решение о предложении членам комиссии определить кандидатуру самостоятельно.
5. Неизбрание председателя комиссии не препятствует комиссии на основании пункта 8 статьи 28 Федерального закона на своем первом заседании избрать тайным голосованием заместителя председателя и секретаря комиссии, если это не противоречит законодательству субъекта Российской Федерации, либо возложить исполнение распорядительных функций на одного из членов комиссии с правом решающего голоса.